Джордж Уайтфилд собирает толпы
В начале Великого Пробуждения Джордж Уайтфилд проповедовал толпам из 1000 человек, переполнивших церковные здания. Но за дверями церкви собралось еще 2000 человек, которые стояли на кладбище, пытаясь услышать его. Наконец, Уайтфилд сказал "хватит" и решил проповедовать на улицах под открытым небом, где были люди.
Джон Уэсли подумал, что Уайтфилд сорвался с катушек за то, что покинул церковь, но когда увидел плоды, Уэсли вскоре сделал то же самое. Вскоре десятки тысяч людей собрались, чтобы получить спасение. Я верю, что мы вот-вот пересечем этот порог в Западной Церкви. Когда церковь столкнется со сверхъестественными измерениями любви, радости и чудес, пробуждение будет распространяться так быстро и стремительно, что нам придется вывести наши собрания на улицы. Во многих городах единственным местом, достаточно большим для собраний, будет спонтанный сбор на парковке продуктовых магазинов или на открытых площадках. У нас не будет времени на установку звуковых систем, так что будьте готовы проповедовать с бычьим рогом!
Уайтфилд впервые взялся проповедовать под открытым небом на горе Ханхам, к юго-востоку от Бристоля, в одном из худших районов города в наши дни. Приблизительно 20 000 бедных рабочих пришли послушать его, и их слезы оставляли белые полосы по их грязным лицам и "сильные люди были перемещены в истерические судороги чудесной силой [Бога]". (10) Толпы росли, как грибы. Регулярно в Уайтфилде собиралось 30 000 человек, чтобы увидеть его, а иногда и до 80 000!
Бенджамин Франклин, хотя и не христианин, описывает влияние на общество после проповеди Уайтфилда в Филадельфии: "Казалось, что весь мир становится все более религиозным, так что нельзя пройтись по городу вечером, не услышав псалмов, которые поют в разных семьях каждой улицы" (11).
Франклин был другом Уайтфилда и публиковал его журналы. Однако Франклин изначально скептически относился к сообщениям о том, что Уайтфилд проповедовал на улицах города толпам десятков тысяч людей. Помните, что не было устройства для усиления его голоса, и кроме того, эти цифры были феноменальными. Во время одной из своих проповедей Франклин измерял расстояние, на котором он мог уйти от Уайтфилда, пока не перестал слышать голос проповедника на открытом воздухе. Затем, учитывая 2 фута на человека вокруг этого параметра, Франклин подсчитал, что десятки тысяч человек действительно могут слышать проповедь Уайтфилда одновременно.
Проповедь Уайтфилда сопровождалась дикими проявлениями, однако он сомневался в их достоверности. В то время как Джон Уэсли признавал эти экстатические проявления как плод встречи с Богом, Уайтфилд критиковал Уэсли за то, что тот позволил этому явлению произойти. Но вскоре проявления стали происходить и на его собственных собраниях. Уайтфилд сначала выразил сомнения, сказав Уэсли:
«Я не думаю, что это правильно поощрять конвульсии, в которых оказывались люди на твоих служениях. Если бы я это сделал, сколько бы людей кричало каждый вечер? Я думаю, что требовать от Бога таких знаков - это искушать Его. В том, что в этом есть что-то от Бога, я не сомневаюсь. Но дьявол, по-моему, вмешивается. Я думаю, что это ободрит французских пророков. Это оторвет людей от написанного Слова и поставит их в зависимость от видений, потрясений и т.д. больше, чем от обетований и заповедей Евангелия» (12).
Но Джон Уэсли не допустил, чтобы на этом история закончилась. Лично он посетил Уайтфилд и "присел" с ним, чтобы обсудить вопрос о проявлениях. Вот отчет Уэсли о встрече:
«Суббота, 7. - Я имел возможность поговорить с ним о тех внешних знамениях, которые так часто сопровождали внутреннюю работу Бога. Я пришел к выводу, что его возражения главным образом основывались на грубом искажении фактов. Но на следующий день у него появилась возможность лучше осознать себя: как только он начал (в своей проповеди) призывать всех грешников верить во Христа, то почти в одно и то же время четыре человека упали рядом с ним. Один из них лежал без всякого смысла и движения. Второй очень сильно дрожал. У третьего были сильные судороги по всему телу, но он не издавал шума, если только не стонал. Четвертый, не менее потрясенный, призывал Бога сильными криками и слезами. Я надеюсь, что с этого времени мы все позволим Богу выполнять свою работу так, как Ему будет угодно» (13).
Вскоре после этого все Небеса взорвались на сцене на собраниях Уайтфилда, ибо "часто до 500 человек падали в кучу и лежали под силой одной проповеди. Многие люди устраивали демонстрации, и в нескольких случаях люди, которые выступали против призыва Духа, падали замертво во время его собраний» (14).
Проповедь Уайтфилда была громкой и динамичной. Проповедуя импровизированно, без использования записей, он размахивал руками в воздухе, а его голос и лицо были живыми и выразительными. Уайтфилд учился актерскому мастерству, и его критики ставили под сомнение его харизму. Однако толпы людей стекались, и сходила слава.
"Он размахивал руками, делал жесткие жесты, кричал и танцевал на радость собравшимся, которые устали от высокомозглого, сильно аннотированного и джентльменского стиля проповедников из Гарварда и Йеля", - пишет автор Бенджамин Харт. - "Во время проповеди Уайтфилда люди кричали, катались по земле, пускались в слезы или бегали в религиозном экстазе. Даже агностический шотландский философ Дэвид Хьюм однажды сказал об Уайтфилде, что стоит проехать 20 миль, чтобы послушать его" (15).
Эти встречи были дикими, хотя не все его слушатели были фанатами. "Меня почтили тем, что в меня бросали камни, грязь, гнилые яйца и куски мертвых кошек", - пишет Уайтфилд. (16)
Исполняющий обязанности декана Йельского университета написал об Уайтфилде в письме другу в 1741 году, после того, как он воспламенил студентов пробуждением:
«Но этот новый энтузиазм, как следствие проповеди Уайтфилда по всей стране и его учеников, получил прочную основу в колледже [Йельский университет]... Многие ученые были им охвачены, и в этом году двум из кандидатов было отказано в присвоении ученой степени за их беспорядочные и неустанные усилия по его распространению...". Сейчас среди нас преобладает самый странный и неподотчетный энтузиазм, чем, возможно, в любом веке или государстве. Ибо не только умы многих людей одновременно поражаются ужасными страданиями, когда они слышат отвратительные возгласы наших странствующих проповедников, но даже их тела часто в одно мгновение страдают от самых странных потрясений и непроизвольных волнений и судорог, которые иногда случаются и с теми, кто приходит просто как зрители... [выделено мной]». (17)
В 1742 году во время пробуждения в Камбусланге под Глазго, Шотландия, был проведен большой праздник по случаю причастия. Именно здесь люди стали массово падать в Духе Божьем. Уайтфилд, который служил на некоторых столах, был "настолько полон Божьей любви, что был в некотором экстазе". (18) На следующем богослужении пробуждения сотни свалились в Духе, вместе с проявлениями смеха, пророчества и стенания.
"Почти такими же заметными, как и падение, были различные движения тела. Конвульсивные движения были, по крайней мере, при ранних шотландских причащениях, а после Кейн-Ридж получил в коллективе обманчивый термин "придурки". Этот термин скрывает разнообразие таких движений, включая ритмические танцы. Более обычные крики и стоны сопровождались почти бессвязными речами, некоторые из которых позднее стали называться священным смехом или пением", - пишет христианский автор Уильям де Артеага в своей книге "Утоление духа" (19).
Сила Божьей славы, покоящаяся на Уайтфилде, не должна оставаться незамеченной. Временами это было так тяжело, как в Деяния 5 глава, когда Ананию и Сапфиру пришлось вытащить мертвыми из собрания.
«Однажды, проповедуя в Йоркшире в 1756 году, Уайтфилд стоял на платформе, возведенной за открытым окном церкви, где его могли слышать как люди внутри, так и несколько тысяч людей снаружи. Он прочитал из послания к Евреям 9:27: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Внезапно из зала раздался "дикий, ужасающий вопль", когда кто-то мгновенно упал замертво. Один из служителей протиснулся свозь толпу, и после некоторого замешательства тело было унесено. После паузы Уайтфилд начал громко читать: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд". Сразу же из другой части толпы раздался еще один крик. Второй человек умер после того, как услышал слова Уайтфилда о смерти и суде". (20).
Местный пастор, преподобный Уильям Гримшоу, протиснулся сквозь толпу к Уайтфилду, говоря, что ангел-разрушитель был рядом: "Брат Уайтфилд, ты стоишь между живыми и мертвыми!" После этого народ был покорён его призывом.
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|