Когда я стал пастором в New Life Fellowship, мой предшественник, Пит Скаццеро, сказал мне: “Поздравляю, ты больше не можешь парковаться на церковной стоянке!”
Это потрясло меня, так как я пришёл из церкви, где видел всевозможные льготы и особое отношение к старшим руководителям. Я подумал: “Разве у пасторов не должно быть специальных парковочных мест?”
У нашей церкви в Квинсе есть небольшой участок - огромный по нью-йоркским меркам. Пасторы не имеют права на особое отношение; они руководят служением. Урок парковки от Пита стал одним из самых важных моментов формирования моего характера.
Конечно, эта культура "не парковаться" может быть доведена до другой крайности, где о пастырях недостаточно заботятся, не поощряются и не поддерживают. Но важно противостоять искушениям права, которые могут прийти с церковным руководством.
Честно говоря, идти к зданию церкви после кружения и поиска парковки совсем не весело. Это довольно утомительно, особенно когда идёт дождь или снег. Но я понимаю, как эта политика отражает более широкую церковную культуру, где пасторы не являются знаменитостями, заслуживающими особого отношения.
Как пастор, я регулярно думаю о своих собственных тенденциях и о проблеме права на служение. Эта тема возникла недавно с известием об уходе Карла Ленца из Хиллсонга, Нью-Йорк. В то время как его история также включает в себя болезненные внебрачные отношения и драму в них, “взлёт и падение” Ленца появился в контексте модной мегацерковной титулованности.
В недавнем расследовании "Нью-Йорк Таймс" описывалась церковная культура в Хиллсонге, которая “казалось, изо всех сил старалась культивировать иерархию титулованностии” и где Ленц “одновременно маячил и редко присутствовал”. Его случай - всего лишь один пример, побуждающий всех нас в церкви более внимательно посмотреть на то, как право стало нормализованным в наших церквях — и что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему.
Удержание чести от превращения в почитание
Писание описывает особые обязанности, которые берут на себя пастыри, и говорит, что те, кто хорошо руководит церковью, “достойны двойной чести” (1 Тим. 5:17). Однако в некоторых церквях пастырское право маскируется под честь.
Конечно, дух чести - желание, чтобы церкви благословляли своих пасторов и хорошо заботились о них, — имеет потенциал для исправления нездоровых культур, которые сводят пасторов к человеческим деяниям. Мы видели выгорание служителей и разрушительные последствия, которые могут возникнуть, когда от пасторов ожидают, что они будут всем для общины без адекватных возможностей для отдыха и поддержки. Здоровая культура чести признаёт эмоциональный и духовный вес, который пастыри несут в пастырстве стада, и стремится создать устойчивые ритмы и политику, а также практическую заботу о долгосрочном процветании.
Эта культура чести благонамеренна. Я ценю, когда волонтёр откладывает для меня тарелку с едой на церковном мероприятии, потому что я слишком занят общением с людьми в комнате. Мы с женой были глубоко благодарны за добрые визиты прихожан, которые время от времени приносили нам еду. В нашей общине, которая наполнена многими иммигрантами, мы получили щедрые дары гостеприимства, которые смирили нас.
Но библейское указание почитать наших пасторов может быть выполнено таким образом, что это больше похоже на освящённое право. Есть черта, которая пересекается, когда честь превращается в почитание, пастухи рассматриваются как знаменитости, а пастырское призвание вырождается во второстепенное шоу.
Многое из этого исходит от пасторов, которые воспринимают себя слишком серьёзно, нарциссически сосредоточиваясь на церковной системе. Но более коварная проблема кроется в более широкой системной реальности, которая усиливает эту культуру.
В своей важной книге "Церковь под названием Тов" Скотт Макнайт и Лора Барринджер подчеркивают эту динамику. Они пишут:
«Конечно, знаменитости не формируются сами по себе. За каждым знаменитым пастором стоит обожающая паства, которая любит и поддерживает атмосферу знаменитостей. Развитие культуры знаменитостей также не происходит в одночасье. Это начинается, когда у пастора есть движущее стремление к славе, но оно не может укорениться, если паства не поддерживает это стремление.
К сожалению, многие люди хотят, чтобы их пастор был духовным героем или знаменитостью на каком-то уровне. Они не только хотят этого, но часто ожидают этого и обнаруживают, что верят в это относительно своего пастора».
Церковная культура знаменитостей не монополизирована мегацерковями и громкими именами. Я видел, как руководители малых и средних церквей ведут себя так, словно они члены королевской семьи.
В свете этих тревожных реалий, как пасторам и церковным общинам противостоять этому духу права? Я хотел бы предложить два предложения для рассмотрения. Как минимум, сопротивление праву требует от церквей обеспечения того, чтобы их пасторы были доступны и подотчётны.
Заставляя пасторов оставаться присутствующими
Немногие вещи порождают культуру права, как специальные комнаты и коридоры, которые намеренно удерживают пастора подальше от людей. Посещая церкви по всему миру, я был свидетелем множества таких тайных помещений, которые нормализовали культуру дистанции. (Не поймите меня неправильно, бывают моменты, когда я просто устаю и мне нужно выйти из здания церкви через чёрный ход. Но это исключение).
Пастор, который не всегда доступен людям, которых он ведёт, не является пастором. Они могут быть проповедниками или администраторами, но уж никак не пасторами. В нашем большом собрании, насчитывающем более 1500 человек, каждый пастор должен быть доступен после службы, чтобы быть с прихожанами — даже если всего на 15-20 минут. Это ожидание установилось задолго до моего приезда. Независимо от того, насколько большой становится церковь, этот жест присутствия проходит долгий путь.
Более того, пастырская культура, которая сопротивляется праву, создаёт пространство для тех, кто не подпадает под пасторское влияние. Мне часто приходилось бороться с этим. Поскольку я являюсь ведущим пастором нашей общины, многие люди хотят встретиться со мной. Когда мой помощник назначает встречи, я часто испытываю искушение сказать "да" только тем, кто имеет значительное влияние в нашей общине. Мне не раз приходилось сопротивляться желанию встречаться только с людьми, которые, как я знаю, обладают властью и ресурсами.
Когда тебе задают трудные вопросы
Мне не очень нравится слово "подотчётность", особенно то, как оно обычно используется в христианских контекстах. Подотчётность часто воспринимается как несвежее, неуклюжее, вынужденное даяние отчёта группе людей, которых вы даже не очень хорошо знаете – по крайней мере, таков был мой опыт в прошлом. Но сопротивление праву требует сострадания и честности. Каждому пастору нужна среда, в которой ему можно регулярно задавать трудные вопросы.
Я бы солгал, если бы сказал, что делаю это с радостью. Я не люблю, когда мне говорят, что делать. Я хочу командовать. Я хочу информировать людей, а не спрашивать разрешения. Тем не менее, это было одной из самых важных гарантий для моего руководства и пастырской жизни.
Я благодарен за то, что отчитываюсь перед советом старейшин, который ежемесячно задаёт трудные вопросы. Я благодарен им за то, что они не “впечатлены” мной. За последние пару лет мне пришлось значительно улучшить свои отношения с советом директоров. По сей день подчинение здоровому авторитету является для меня борьбой. Моё ложное "я" открыто. Мой перфекционизм хорошо виден. Но в глубине души я знаю, что Бог защищает меня.
Чтобы достичь места, где пасторы и советы могут общаться друг с другом таким образом, чтобы поддерживать напряжение благодати и истины, требуется высокий уровень самосознания, смирения, дифференциации и смелости задавать трудные вопросы.
Один из простых способов измерить скромность лидера - это сказать себе: "честно определите задачи и людей, которых вы считаете ниже себя".
Пастырское служение должно быть отмечено смирением. Наши церкви могут помочь, создав культуру, которая ставит во главу угла доступность и подотчётность и сопротивляется праву. Эти изменения не происходят в одночасье. Однако политика, которую мы проводим сегодня, может изменить ожидания, затем инстинкты, а затем сердца наших лидеров в будущем — и дать им больше поводов для размышлений и молитв, когда они выйдут из своих машин в снег.