На этой неделе мы поговорим об обличении Господом церкви в Пергаме и Его обетовании тем, кто преодолеет эти испытания.
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. (Откровение 2:16-17).
Церковь, предшествующая Пергамской, ту самую, которая проходила через жесточайшие гонения, Господь не призывал покаяться. Похоже, гонения содействовали ее чистоте. Но Пергамская церковь получила предупреждение, что если не покается, то Господь Сам будет сражаться с ней! И делать это Он будет мечом Своих уст – Своим Словом. И он сражался великими голосами обличения и истины, которые ставили под вопрос направление движение церкви в сторону союза с Римской Империей. До сегодняшнего дня христианам почти постоянно приходится сталкиваться с этим вызовом, и часто попадают в ту же ловушку.
В свете вышесказанного возникает вопрос, как нам быть пророческим голосом к народам и правительствам, – светом и солью – при этом не соединяясь с ними таким образом, который поставит под удар наше призвание как невесты Христа? Многие поддались искушению и вступили в брак с этими правительствами, предав призвание чистой девы Господа.
Почти все пророки в Писании должны были говорить к царям или правительствам. Многие, такие как Исаия, имели близкие отношения с ними. Некоторые, такие как Даниил и Иосиф, не только говорили к царям, но и работали на них на высшем уровне, управляя страной. Как мы видим на примере Иосифа и Даниила, у них была одна ключевая черта, присущая этому типу пророков – их посвящение чистому житию перед Господом, перед угрозой смерти и великих преследований они не сломались, но остались чистыми и верными. Мало кто способен справиться с такого рода близостью к власти и остаться при этом неподкупным.
Я был в церквях в дюжине стран, многие из них держались подальше от политики. Для большинства из них это правильная позиция, потому что они находятся не в демократической стране, где у них могло быть право и ответственности быть частью правительства. В демократических государствах или республиках, где правительство существует для людей и подотчетно народу, дело обстоит иначе. Наше призвание быть солью и светом должно побуждать нас принимать участие в важных делах государства, не обязательно целыми церквями, но как индивидуальные верующие точно.
Заповедь была: идите в мир, не просто с географической точки зрения. Мы призваны быть светом и солью в каждой области влияния, включая правительства. Однако правительство является самой неоднозначной, обманчивой и запутанной областью. Да, в каждом призвании нам нужна особая благодать, но я думаю, тем, кто призван в правительство, нужна дополнительная особая благодать из-за всех опасностей.
Из всех стран, где я был, я думаю, именно в США христиане более всего вовлечены в правительство. Скорее всего это потому что Америка была прибежищем преследуемых христиан Европы, и верующие оказали огромное влияние на формирование этой страны. С самого рождения нашего государства христиане имели почти такое же влияние здесь, как римские и православные церкви в Европе в Средние века.
Именно в этот период (примерно с 323 по 538 гг) церковь не справилась с переходом от преследований к процветанию и влиянию в правительстве. Она не осталась чистой, но вступила в союз с земным правительством. А затем церковь стала оружием против других христиан, которые принимали решение оставаться чистыми девами для Господа. Это до какой-то степени имело место и в США. Христиане поделились на либералов и консерваторов пополам. Когда одна из групп приходила к власти, то происходило преследование братьев и сестер из другой группы. Это преследование может быть и не включало в себя мучения и смерть, но принимало другие формы.
Если те, кто находится в правительстве или имеют влияние на него, изучат, как подобное происходило в церковный период, представленный Пергамской церковью, это поможет им не попадать в ту же ловушку. Самая большая западня для церкви возникла с обращением в христианство Римского императора. Я не ставлю под вопрос искренность его обращения, но эффект, который оно имело на церковь и на весь западным мир, был негативным. Церковь возможно и повлияла на него в некоторой степени, что имело в каком-то роде положительные результаты, но империя и ее пути имели гораздо большее влияние на церковь, что привело к великому злу.
Может быть нам нужно задать вопрос, почему мы хотим, чтобы лидеры гражданского правительства в нашей стране были преданными христианами. Требование Бога к гражданскому правительству отличается от требований Бога к Его церкви. Мы часто путаем одно с другим. Если мы до конца разберемся с тем, что же на самом деле произошло в тот период, представленный церковью в Пергаме, то сможем отделить в голове пшеницу от плевел. И поэтому мы еще некоторое время продолжим говорить об этом.