Идея о втором действии благодати – последующем переживании после спасения, принятие Святого Духа – является большой проблемой для многих евангельских христиан. Евангельские христиане, через изучения Писания, знают, что они принимают Святого Духа, когда рождаются свыше, а потом возникает огромная трудность в том, чтобы искать второго действия.
Я поддерживаю евангелическую позицию, что переживание рождения свыше является полноценным харизматическим переживанием. Любые последующие взаимодействия между личностью приходят под заголовком «наполнение», как указывает Павел. Если принять такую точку зрения, то я должен разобраться, чисто с прагматической целью, что значит быть рождённым свыше в Новом Завете. Если, как многие евангельские христиане верят, переживание в Деяния 2 было рождением Церкви, и поэтому оно было связано с пришествием Духа и духовными дарами. Мой вопрос ко всем евангельским христианам: если это так, то почему нет даров в церкви сегодня?
Я также делаю акцент на важности ожидания. Если о переживании Святого Духа не проповедуется или это не практикуется людьми – что верно в большинстве евангельских церквях – они и не ожидают, чтобы это происходило; поэтому это и не происходит. Когда мы видим, что есть больше, чем мы можем пережить, мы желаем принять дары и действовать в них.
Когда я молюсь с евангельскими христианами, я спрашиваю, родились ли они свыше и получили ли Духа, когда приняли Христа. Если они отвечают «да», я говорю им, что всё, что осталось – это высвободить дары. Затем я возлагаю руки на них и говорю: «Говорите на языках или пророчествуйте» - и они делают так. Я всегда использую эти два дара как начало, поскольку кажется, что они являются частью Нового Завета.
Дугой теологический барьер в том, что я называю неправильное истолкование 1 Коринфянам 12:8-10 и 20-31, где дары часто понимаются как данные индивидуально и каждому члену тела. Моё восприятие таково, что мы неправильно истолковали этот текст и что если мы вернёмся к 1 Коринфянам 11:17-18, где Павел говорит: «… когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения …», ударение во всём абзаце (со стиха 11 по 14) на том, что он говорит к церкви обобщённо, собранию в Коринфе. Поэтому, акцент на дарах – это то, что не дано изначально индивидууму, но всему телу.
Другой способ понять это – это увидеть их ситуационно – они даны им в конкретной ситуации, для использования индивидуумом и для благословения других. 1 Коринфянам 12:7 имеет дело со всеобщей целью использования духовных даров и учит, что дары даны «на пользу» всем. В 1 Коринфянам 14, Павел делает акцент на разнообразности дарований, доступных индивидууму: «говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования». Тогда как в главе 12 он говорит: «иному разные языки, иному истолкование языков». В главе 14 он призывает всех пророчествовать, в то время как в 12:29 говорит, что кто-то пророк, а кто-то нет.
Этот акцент сильно повторяется в 14-ой главе, что каждая индивидуальность имеет множество – или потенциальное множество – проявлений даров, чем просто единичное выражение. Это значит, что любой христианин может пророчествовать, говорить на языках, истолковывать языки и так далее, но он должен делать это в теле, для общей пользы и блага.
Теологическая поддержка практики. Евангельские христиане чувствуют, что должны иметь теологическую основу для всех практик. Но на самом деле не у многих это так. Они судят на основании прошлого опыта также. Это довольно общепринятая идея. <…>
Мы движемся от Писания к опыту, а не наоборот.
Когда мы начали преподавать курс «Знамения, чудеса и рост церкви», ко мне пришло несколько делегаций из классических пятидесятнических деноминаций. В один из учебных периодов, когда была делегация из огромной пятидесятнической общины, огромная сила сошла на класс. Присутствие Божье проявилось очень специфичным путём.
После этого эти пятидесятники спросили меня, были ли у меня «посещения». Я ответил «нет». «Вы хотите сказать, что ангелы не посещали вас?». Опять я сказал «нет». «Вы исцелялись от серьёзных проблем и расстройств?» «Нет». Их вопросы подразумевали некоторый вид опыта – божественное взаимодействие. Я сказал им, что я начал действовать в дарах через чтение евангелия от Луки. Я учил из него и после третьей главы с каждым стихом происходило исцеление или ещё какое-то сверхъестественное событие.
Как только я увидел, что исцеление является библейской нормой, мне пришлось разобраться с этим на практическом уровне. В «Винограднике» я учил 10 месяцев об исцелении и мы стали регулярно молиться за больных. Но мы не видели ни одного исцелённого в течение тех 10 месяцев! Мы возрастали в жажде. Мы видели это в Писании, но не могли исполнить этого. Так что больше и больше мы взывали к Богу, а затем кто-то исцелился, и капля по капле, это началось. С тех пор это сильно возросло, так что мы видим исцеления каждую неделю. Смысл в том, что наша практика коренилась на том, что мы увидели в Писании.
Социальные барьеры. Большинством из известных нехороших примеров духовных даров в евангельских общинах являются незрелые христиане – люди с несформированным божьим характером. То, что годами мучило меня как пастора, был постоянный поток людей, которые приходили ко мне после крещения во Святом Духе, которые почувствовали себя в элитарном положении, говорящие мне, что я не такой духовный как они. Конечно же, я судил о них на основании жизни их семьи и характера – то, что я думаю, является настоящим основанием для роста и зрелости индивидуальности – и я часто вижу очень незрелых людей.
Но это ложное основание судить о подлинности духовных даров, поскольку дары не даются только зрелым людям – они даются желающим. Потребовалось несколько лет, чтобы осознать, что эти люди стали скорее барьером, чем мостом к моему переживанию и пониманию даров. Когда я пришел в Фуллеровскую семинарию, я узнал, что некоторые мои коллеги говорят на языках. Я увидел в них зрелый характер и образ жизни. Тогда то я и познакомился с дарами.
Прозападное мировоззрение. Западные христиане часто думают, что только они имеют способность истолковывать и применять Писание правильно. Это более глубочайшая проблема, чем философия мирского гуманизма; это возрастающая власть западного материализма. Под этим я подразумеваю, что мы пришли к месту, где наше мировоззрение является более эмпирическим (основанном на опыте), чем космическим (глобальным).
Большинство западных христиан придерживаются космического восприятия Писания. Мы верим, что Иисус действительно взаимодействовал с бесами, духами и ангелами. В то же самое время многие отрицают любую возможность такого рода переживания сегодня, потому что они находятся под влиянием материалистического мировоззрения, в рамках которого любое переживания находящиеся вне пяти органов чувств является сомнительным. В этом смысле, большая часть церкви сегодня стала светской (мирской) – по крайней мере на Западе.
Миссионеры, вышедшие из западной культуры и входящие в Третий мир или Восточное общество, сталкиваются с другим мировоззрением, чем у нас, которое оставляет место для сверхъестественного. Часто их это обескураживает. Они не подготовлены иметь дело с этим и то, к чему их готовили, едва помогает там. Как следствие, от 80 до 90 процентов из всех миссионеров возвращаются.
Чак Крафт рассказывает о своём пребывании в Нигерии и того, как он пытался учить нигерийцев по книге Римлянам. Через несколько месяцев они пришли к нему и очень вежливо сказали, что признательны за его учение, но оно не отвечает их нуждам. Им было нужна мудрость как разбираться с духами, которые мучают деревни по ночам, с чем Чак не имел дело и к чему не был подготовлен.
Наше мировоззрение контролирует нашу теологию, но что более важно, оно контролирует нашу практику. Наши миссионеры возвращаются со своих поездок и, за исключением близких кругов, никогда не рассказывают истории об сверхъестественных событиях, которые происходя на миссионерских полях, потому что они знают, что их спонсорам не понравится это. Будучи финансово зависимы от спонсоров, они не могут рисковать, потому ничего не говорят.
Сверхъестественные дары подрывают западное мировоззрение. Говорение на языках и пророчество создаёт основное восприятие того, как всё действует в Западном мире.
Евангельские христиане и дары. Харизматы общи в этом смысле: у них есть увлечённость к познанию новый горизонтов, открытых пред ними в результате даров и, во многих случаях, вхождение в подлинную христианскую общину (то, что называется живым телом), чем акцент на евангелизме. Хотя они и свидетельствуют, я считаю, что харизматическая увлечённость не находится в приобретение потерянных душ. Страсть евангельских христиан – это евангелизм.
Многие евангельские христиане имеют такое отношение: да, мы признаём, что есть теологическая основа для практики даров, и мы признаём, что есть такая возможность, что они существуют сегодня, но на самом желе мы предпочитаем не практиковать их среди нас. На эту позицию стоит посмотреть тщательнее, потому что если мы признаём что что-то допустимо, тогда мы находимся в непослушании Богу и Его Слову, если не желаем действовать в этом.
Часто среди евангельских кругов происходит, что «не признающие дары» смотрят на тех, кто движется в дарах и относятся к ним как к слабоумным и изолируют их активность. «Что ж, вы можете говорить на языках сколько угодно, но у себя дома» - вот что часто говориться, «только не приносите это в наше собрание».
В «Винограднике» есть три категории людей, за которых мы молимся. У нас большое количество новообращённых. С ними легко работать. Когда мы приводим их ко Христу, мы возлагаем руки на них и высвобождаем дары в то же время. В тот же день или вечер, как они родились свыше, они начинают говорить на языках и пророчествовать. С самого начала они действуют в дарах.
Вторая категория – это люди из основных церквей, имеющих номинальную церковную историю и недостаток теологического знания. Они очень легко начинают и двигаются, также как новообращённые.
Третья и самая сложная группа – это те, кто пришел из преданных евангелистских или фундаментальных кругов. Их нужно переучивать и это медленный процесс. Их научили бояться всего, что выходит за рамки их нормального переживания. Они также обычно приходят с чувством личной неполноценности. Часто они оставляют церковь, в которой были, из-за сложностей с пастором, который убежал с кем-нибудь или подобного рода аморальности.
Такие люди приходит отовсюду. Кто-то ищет чудес, кто-то ищет методы. Два таких полюса.
Те, кто ищет чудес, хотят, чтобы мы возлагали руки на них и изменили их характер. Они ищут нечто, чтобы происходило мгновенно. Те, кто ищут методы, считают, что безопасность - в структуре: дайте мне 10 причин, 10 шагов, девять вещей, восемь пунктов – нечто такое, что организует мою жизнь, чтобы мне не думать, не раниться и чтобы я мог контролировать своё христианство. Мы устали метаться между этими двумя крайностями и учим их о близких взаимоотношениях с Богом и отношениях друг с другом. Мы делаем большой акцент на важности взаимоотношений с Богом и Божьим народом.
Характер христианина и духовные дары. Дары являются украшениями к нашей христианской жизни, украшения любящего Бога Его невесте. Они важны и драгоценны, но второстепенны. То есть, они не являются основным средством жизни христианина.
Очень много христиан сегодня фокусируются на косметическом виде христианства, в котором они видят себя в программах самоусовершенствования. Приди к Иисусу и брак улучшится. Приди к Иисусу и стань преуспевающим. Приди к Иисусу и получи это или то благословение или вещь. Мы особенно делаем акцент на том, чтобы приходить к Иисусу, потому что Он достоин принять поклонение – решил ли Он наши проблемы с браком или нет, исцелил ли Он наши тела или нет, дал ли новую машину или нет. Мы можем прожить жизнь в браке с партнёром, который/которая никогда, по тем или иным причинам, не придёт ко Христу вообще или должным образом, но Иисус по-прежнему достоин нашей верности.
Призыв – иметь посвящение Христу и телу Христову, церкви – и учиться любить людей, которых бы мы по естественному не стали бы любить. Это значит учиться взаимоотношениям в общине на разных уровнях – от жизни в маленькой группе до независимости друг от друга, но взаимодействии как община раз или два или три раза в неделю на разного рода собраниях и личных встречах.
Восемь из десяти человек, посещающих нашу церковь, не жили в Калифорнии пять лет назад. У нас есть люди – около 40% церкви – кто настолько мобилен, что переезжает с места на место, по крайней мере, раз в год. Так что когда мы говорим об общине, мы используем термин «родственность» - слово, введённое Лил Шаллер; оно имеет дело с отношениями между родственниками или семьёй. Община для нас – это семья, семья Божья.
Это обеспечивает социальную сеть для людей, изолированных от своих непосредственных родственников и изолированных на больших загородных территориях. Родственность даёт форму расширенной семьи, в которой людей учат быть близкими, поддерживающими друг друга и подотчётными друг другу.
У нас нет долгого опыта совместной жизни в общине. Мы – молодая группа. Община в нашей церкви действует в контексте еженедельных собраний и внешних взаимодействий в виде малочисленных собраний двух, трёх, четырёх человек. У нас есть наши люди, которые живут совместно – даже неженатые, но в основном несколько семейных пар. Христиане Южной Калифорнии склонны к изоляции, замкнутости и противодействию в близкое вовлечение, что создаёт социальные проблемы для развития крепких взаимоотношений, описанных в Библии.
Абсолютная необходимость, чтобы христианские группы развивали общную ментальность, когда начинается переживание даров, потому что это единственная среда в которой это может быть. Если мы не имеем общение, поддерживающее практику даров, тогда не остаётся место для обучения как практиковаться в них. Это основа общинной жизни, которая обеспечивает питательную среду для нового переживания.
Мы пробуем новое. Мы учимся как делать и часто сквозь ошибки. Конечно же, мы хотим преуспевать в этом. Это наша цель.
Дары могут генерировать евангелизм. Дары могут действовать в любой ситуации, в любое время, в любом месте. Я расскажу две истории и одна из них моё собственное переживание. Один из нашей молодёжи был недавно в Хантингтон Бич в Калифорнии и прогуливался возле бара, куда часто заходят мотобайкеры. Один байкер вышел из бара и прошел мимо этого молодого человека в сторону своего мотоцикла. Когда он проходил, Святой Дух открыл этому молодому человеку грехи и страхи этого байкера. Так что он подошел к байкеру и описал эти вещи ему. Байкер стал рыдать и обратился ко Христу прямо там, пред глазами всех друзей. Теперь он в нашей церкви.
У нас было многочисленное количество ситуаций подобно этой, где Бог открывал грехи людей или давал слово знание или комбинацию этого и слова мудрости или пророчества. Например, я был однажды в самолёте и обратил внимание на пассажира напротив и увидел слово «прелюбодеяние» написанное на его лице большими буквами. Эти буквы можно было видеть только духовными глазами. Он заметил, что я смотрю на него и спросил: «Чего вы хотите?» Когда она спросил это, в мой разум ясно пришло имя женщины, и я подался вперёд к нему и спросил, что это имя значит для него. Его лицо побледнело, и он захотел поговорить.
Это был огромный самолёт с баром, так что мы пошли туда поговорить. По пути Господь проговорил мне опять: «Скажи ему, чтобы он перестал прелюбодействовать или Я заберу его». Когда мы пришли в бар, я сказал ему, что Бог сказал мне, что он прелюбодействует, имя женщины и что Бог заберёт его, если он не перестанет. Он просто обмяк и спросил, что он должен делать. Я повёл его в молитве покаяния и он принял Христа. Это было на виду у стюардесс и двух пассажиров, которые были шокированы, но потом начали плакать.
Смысл в том, что духовные дары могут быть основным генератором для любого рода евангелизма, при том, что это не является евангелистским методом в котором, как я знаю, учат этому. Я никого не знаю, кто бы написал: «Попроси Бога показать тебе тайны сердец человеческих».
Но мы делаем это постоянно здесь в «Винограднике». Это норма.
© Перевод Сергея Назарова.
|