Бреннан Мэннинг
Глава 19. Долг благодарности
Богословы-теоретики оказались в последнее время в затруднительном положении. Объектом их беспокойств часто признают очень сложную, академическую дисциплину, которая изучается богословами, носящими очки и живущими в башнях из слоновой кости, а также оторванными от реального мира. Некоторые фундаменталисты оплакивают тщетность их усилий. “Богословы-теоретики”, - говорят они, “так озабочены историей искупительного подвига Христа, герменевтикой и экзегетикой [я склонил в почтении голову, когда услышал это слово], так заняты долгими и нудными разговорами о том, как кто-то другой определяет природу Бога, эсхатологию, религиозный плюрализм, что уже не остается никакого времени для Иисуса из Назарета”.
Пульс и сердцебиение моей собственной внутренней жизни в течение многих лет заключались в том, чтобы углублять взаимоотношения с Отцом, Аввой Иисуса. Моя книга “Мудрость нежности” была основана на глубоком личном переживании Его милости ко мне. Сразу же после пробуждения утром я начинаю молиться: “Авва, я принадлежу Тебе … Папа, я всегда Твой …” (В этой фразе ровно семь слогов. Сделайте вдох на слове “Авва”, выдохните на “я всегда Твой/Твоя”, и вы обнаружите, что эта молитва полностью соответствует естественному ритму вашего дыхания.) Я рассказывал об этой молитве тысячам людей по всей стране и в Европе и получал бесчисленные письма благодарности.
Спасибо вам за то, что познакомили нас с Аввой, нашим Папой! Спасибо за ваше послушание, которое позволило Святому Духу передать это незабываемое послание через вас. – Джин и Вирджиния Мадиан, Сан-Хосе, Калифорния
Ваша пленка с проповедью об “Авве” разошлась по всему Нью-Йорку и штату Нью-Джерси. Вы никогда не узнаете, жизнь скольких людей изменилась благодаря этому простому, мощному откровению. — Хелен Шнайдер, Уэст-Ориндж, штат Нью-Джерси.
Я так боялась Бога, но теперь, когда я познакомилась со своим Папой, я больше не боюсь. – Пэт Де Роза, Чикаго, Иллинойс
Много жизней было затронуто, обогащено, преображено силой Слова Иисуса о Своем Отце – и мой долг перед богословами-теоретиками не поддается оценке. Их проницательность, ясность и акцент на такие отрывки Писания как Марк 10:13-16, Римлянам 8:14-17 и Галатам 4:4-7 оживили Слово в моем сердце. Мое собственное служение в основном заключалось в истолковании или молитвенной проповеди тех новаторских идей, которые я почерпнул у этих исполненных Духом мужчин и женщин.
Я хочу поделиться с вами четырьмя цитатами об Отце, которые привнесли большую глубину в мою личную жизнь и служение:
Карл Ранер в своей книге “Благодать в свободе” сказал:
"Даже наши самые близкие, уникальные события происходят в нашей жизни, потому что они сталкиваются с подобными событиями в других людях, и таким образом, происходят сами. История, в которой мы вместе живем нашей общей жизнью, это то место, где каждый находит себя. Там мы можем найти Человека, который назвал Себя просто Сыном и Который говорил “Отче”, когда выражал тайну Своей жизни. Он говорил об Отце, когда видел полевые лилии в их красоте, или когда Его сердце изливалось в молитве, когда Он думал о жажде и нуждах людей и ожидал завершения, которое бы положило конец всему преходящему в этом кажущемся пустым существовании, наполненном чувством вины. С трогательной нежностью Он называл эту темную, глубокую тайну Аввой [т.е. “Папа, дорогой Отец”]. И Он называл Его так не только тогда, когда красота и надежда помогали Ему преодолевать непостижимость существования в этом мире, но также и тогда, когда Он встретился с тьмой смерти и чашей, в которой была растворена вся вина, тщетность и пустота этого мира, и Он испил ее, повторяя отчаянные слова псалмопевца: “Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?” Но даже тогда в Его устах было и другое, всеобъемлющее слово, которое укрывало Его даже в этой оставленности: “ Отче! в руки Твои предаю дух Мой”.
Немецкий лютеранский богослов Иоахим Иеремиас сказал:
"Теперь мы имеем возможность сказать, почему слово авва не используется в молитве иудеев в качества обращения к Богу: для иудея такое фамильярное обращение показалось бы непочтительным. Когда Иисус осмелился сделать этот шаг и говорить с Богом, как ребенок говорит со своим отцом – в простоте, близости, безопасности – это показалось им чем-то новым, уникальным и неслыханным. Таким образом, нет никакого сомнения, что Авва, как Его называл Иисус, открывает само основание Его общения с Богом… Поэтому когда Иисус говорил о Боге, как о “Моем Отце”, Он говорил не о близких и дружеских отношениях с Богом, которые доступны любому, но об особом откровении, которое было даровано Ему. Он основывает Свой авторитет на том факте, что Бог милостиво даровал Ему полное откровение, явив Себя Ему так, как только отец может явить себя своему сыну. Таким образом, Авва – это то слово, которое включает в себя понятие откровения. Оно представляет понимание Иисусом Своей миссии".
Следующая цитата имеет особую энергию и глубину, потому что она была написана Альфредом Дальпом, иезуитским священником, столкнувшимся с неизбежностью смерти в нацистском концентрационном лагере.
"Слово Отец кажется странным в этой среде. Но оно постоянно у меня в мыслях. Даже в этой уродливой маленькой комнате, наполненной ненавистью, где люди совершают пародию на правосудие, оно никогда не оставляет меня. За последние несколько месяцев я не встретил ничего, кроме ненависти, вражды, гордыни и высокомерия от людей, с которыми мне пришлось общаться; только грубую силу, опьяненную своей деспотичной властью и незаконно захваченным господством. Было бы ужасно, если бы та беспросветная жизнь, которой всех нас тем или иным образом заставили жить, было бы последним откровением реальности. Все, что мы можем делать – это верно помнить, что Бог действительно называет Себя нашим Отцом, что мы можем обращаться к Нему по этому имени и знать Его как такового; и что этот напыщенный, самодовольный мир, в котором мы живем – это только задний план по отношению к центру действительности, которую очень многие редко замечают в окружающем их шуме и суете...
Бог как Отец, как источник, как советчик, как утешитель; это те внутренние ресурсы, с помощью которых человек может противостоять массированным нападкам мира. И это не просто фигура речи – это реальный факт. Человек веры осознает заботу, сострадание, глубокую поддержку Провидения через бесчисленные тихие события, даже когда на него нападают со всех сторон, и перспектива кажется безнадежной. Бог предлагает слова, полные чудесного утешения и поддержки; у Него есть способы справиться с наиболее отчаянными ситуациями. У всего есть предназначение, и это снова и снова помогает нам возвращаться к нашему Отцу".
Последняя цитата позаимствована у богослова/евангелиста Роберта Фроста, который запечатлел тепло и нежность любви Отца в этом прекрасном комментарии к отрывку из Марка 10:13-16.
"В этом месте Писание говорит, что к Нему привели маленьких детей. Вероятно, это были их родители. Возможно, они пытались пройти в дом или, как предполагает один комментатор, это были дети из того дома… они собирались ложиться спать. Это действительно было бы трогательным уточнением в этой истории.
Очевидно, что родители ощущали в Иисусе что-то от Божьей любви и хотели, чтобы их маленькие дети были благословлены Господом и обласканы Им. Должно быть, они приблизились к Иисусу с ощущением радостного ожидания. Я пытался представить выражение на радостных лицах этих детей, когда они смотрели в прекрасные, любящие глаза Иисуса. (Я всегда представлял Иисуса с морщинками возле глаз.) Такая прекрасная сцена совсем не готовит нас к тому грубому ответу, который следует за этим.
Ученики, возможно, частично для того, чтобы защитить своего уставшего учителя, или, может быть, для того, чтобы смирить свое собственное чувство раздражения из-за такого внезапного вторжения, резко упрекают родителей и грубо отталкивают детей от Господа. В Иисусе внезапно происходит перемена отношения, когда Он с огромный негодованием обращается к Своим ученикам и ясно дает им понять, что маленькие дети и Царство Божье очень хорошо сочетаются друг с другом. Его глаза снова смягчаются, и с распахнутыми объятиями Он убеждает детей снова подойти к Себе. Писание говорит, что Он брал их на руки одного за другим, возлагал на них Свои руки и пылко благословлял их (Марк 10:16). Я так рад, что Иисус не предложил всем детям собраться в одну группу для общего благословения из-за того, что Он был довольно уставшим. Наоборот, Он уделил время, чтобы прижать каждого ребенка к Своему сердцу и усердно помолиться за каждого из них… и затем они все радостно пошли спать.
Мы с нежностью вспоминаем об этом прекрасном мессианском отрывке из пророков:
Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;
агнцев будет брать на руки
и носить на груди Своей,
и водить дойных.(Исайя 40:11)
Помимо более глубоких истин, касающихся природы Царства, что еще Иисус пытается передать через это яркое повествование, записанное во всех трех синоптических Евангелиях? Разве это не является прекрасной иллюстрацией любящей милости нашего Небесного Отца? Словно Иисус говорит:
“Посмотрите, вот что ваш Бог-Отец испытывает по отношению к вам. Он хочет прижать вас к Своему сердцу и лично благословить вашу жизнь Своей любовью и милостью”. Я думаю, что здесь есть урок для любого, кто захотел бы устанавливать какие-либо ложные условия, касающиеся того, кто может обрести Божью благодать. Он благословил их всех!"
Да сохранит нас Бог, чтобы настал такой день, когда люди Божьи начнут презирать дисциплину богословов-теоретиков и потребуют, чтобы они спустились из своих башен из слоновой кости на землю! Это будет темный день, если мы начнем двигаться к отмели, чтобы избежать глубин.
Отче, Ты, должно быть, знал,
что мое настроение соответствовало
сегодняшней погоде:
пасмурной,
серой,
тяжелой,
с возможными грозами.
И поэтому Ты распростер
радугу
через все небо
и вкрадчиво
прошептал
мне на ухо:
“Посмотри, что Я сделал
специально для тебя”.
И когда я изумилась
и удивилась увиденному,
у меня захватило дух
не от великолепия
Твоего творения,
а от умопомрачительного,
ошеломляющего
осознания,
заставляющего сердце замирать,
что я – нежно любимое,
балованное,
желанное
дитя.
Ты балуешь меня.
Высоко меня ценишь.
Даешь мне все.
Отче, спасибо Тебе
за любовь,
которая сделала эту радугу
специально для меня.
И, Отче, сделай меня похожей
на Твою радугу.
Позволь мне
отражать
все цвета
Твоей любви.
Перевод: Ирина Ефимова
|