Евангелие — это благая весть о смерти и воскресении Иисуса Христа, воплощённого Сына Божьего и посредника в завете благодати, который соединён со Своим народом Духом и верой, чтобы простить грех и примириться с Богом, оправдывая, освящая и усыновляя его в надежде вечной жизни с Богом в новом творении с воскресшими телами.
Резюме
Евангелие — это благая весть о смерти и воскресении Иисуса Христа. Это благая весть именно потому, что она основана на завете, приносит пользу верующему христианину и имеет космическое значение. В соответствии со Своим заветом триединый Бог запланировал искупление, послав Иисуса Христа в качестве второго Адама, который, как воплощённый Бог, обитал в человеческой плоти, чтобы повиноваться там, где Адам потерпел неудачу. Иисус несёт наказание по завету дел, умирая на кресте, выполняя при этом его требование о совершенном послушании Богу, тем самым обеспечивая вечную жизнь Божьим избранникам, представляя их в завете благодати. Таким образом, христианин получает пользу от единения со Христом через духовную веру, благодаря чему оный получает прощение своих грехов и примирение с Богом, оправдание, освящение, усыновление и включение в Его тело, церковь. С космической точки зрения, Его смерть и воскресение открывают, гарантируют и свидетельствуют об окончательном завершении — когда наши тела будут воскрешены, как и Его, и мир будет обновлён без присутствия греха и страданий и станет совершенным местом обитания Бога и Его народа.
Евангелие — это благая весть о смерти и воскресении Иисуса Христа, и это благая весть именно потому, что она основана на завете, приносит пользу верующему христианину и имеет космическое значение.
Завет дел и благодати: история спасения
Чтобы понять благую весть, нам нужно осознать падшее состояние человечества, которое проистекает из первородного греха Адама (Рим. 5:12-21). Бог назначил Адама главой рода человеческого в соответствии с заветом трудов (WCF 7:2, WLC 12) и пообещал награду в виде вечной жизни ему и его потомству на основании его совершенного послушания: изгнать змея из Рая, быть плодовитым и размножаться и ходить в общении с Господом и таким образом вкушать от древа жизни. Выполняя условия завета о трудах, Адам обеспечил бы себе полноценную жизнь и, таким образом, больше не был бы подвержен искушениям, угрозе смерти или потере общения с Богом. Таким образом, первоначальное состояние Сада было хорошим, но не совершенным. Это было состояние испытательного срока.
Конечно, Адам трагически пал, послушав змея, а не Бога (Бытие 3), и тем самым утратил свою изначальную праведность и стал виновным. Поскольку Адам был федеральным главой человечества и “корнем всего человечества” (WCF 6:2), во время грехопадения он привил остальному человеческому роду как изначальную испорченность, так и изначальную вину.1 Из-за непослушания Адама многие “сделались” неправедными (Рим. 5:12, 18-19) - то есть его вина была вменена им (изначальная вина), и они унаследовали его падшую человеческую природу (изначальную испорченность), что сделало людей неспособными к какому-либо спасительному благу в глазах Божьих (Рим. 3:8-18).
Это грехопадение, однако, не застало Бога врасплох, но было предназначено для того, чтобы оно было допущено для большего блага искупления, которое может быть достигнуто в Иисусе Христе и через Него (WCF 6:1; Еф. 1:3-14). С падшим человечеством, неспособным обрести жизнь, Богу угодно заключить завет благодати, “в котором он добровольно предлагает грешникам жизнь и спасение через Иисуса Христа, требуя от них веры в Него, чтобы они могли спастись, и обещая даровать всем, кто посвящен в жизнь вечную, Его Святого Духа, чтобы они захотели и смогли уверовать”. (WCF 7:3) Это соответствовало плану Божьему, заключенному в вечности в завете искупления (pactum salutis), согласно которому Он добровольно постановил избрать народ для Себя через посредника, Иисуса.
Это хорошая новость, потому что Иисус Христос приходит как второй Адам, чтобы отменить проклятие грехопадения и совершить то, что Адам должен был совершить, представляя человеческую расу. Иисус Христос, истинный Сын Божий (Луки 3:38), приходит, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3:8) и повиноваться Богу с совершенным послушанием, даже на грани смерти. Успешно выполнив праведные требования завета дел в Своём унижении, Иисус получил имя, превосходящее всякое имя в Своём возвышении (Флп. 2:5-11). Однако, в отличие от Адама, Иисусу пришлось не только выполнить требования завета о делах, но и понести наказание за непослушание Адама и всего человечества. Он должен был прожить ту жизнь, которой должны были жить мы, и умереть той смертью, которой должны были умереть мы. Он в совершенстве повиновался Богу (активное послушание) и испытал на Себе всю полноту гнева Божьего (пассивное послушание), чтобы те, кто представлен Им и находится в союзе с Ним, могли обрести вечную жизнь и общение с Богом. Его состояние унижения предшествует состоянию возвышения, и те, кто находится в союзе со Христом, также будут возвышены, при условии, что они будут страдать вместе с Ним (Римлянам 8:17).
Христос был способен сделать всё необходимое для нашего спасения, потому что Он был воплощённым Богом. Посредник должен был быть божественным, ибо “спасение от Господа” (Иона 2:9), и “ни одно простое создание не может выдержать бремя вечного гнева Божьего заа грех и избавить от него других” (Гейдельбергский катехизис, вопросы и ответы 14); и посредник должен был быть человечным, ибо именно человечество согрешило против Господа, и именно человечество обязано Богу истинной праведностью (Гейдельбергский катехизис, вопросы и ответы 15). Смерть Христа на кресте символизирует Его полное искупление грехов, а Его воскресение подтверждает Его праведность, ибо Бог “не допустит, чтобы Святой увидел тление” (Деяния 2:24-7).
Нам нужно осознать, что Евангелие — это благая весть об искуплении, совершенном во Христе Иисусе, прежде чем мы сможем понять, как оно применимо к верующему. История спасения (historia salutis), основанная на плане спасения (pactum salutis), логически предшествует порядку спасения (ordo salutis). В следующем разделе рассказывается о том, как христиане могут извлечь пользу из совершенной Христом работы.
Единение со Христом: порядок спасения
Человечество, ныне “мёртвое” по своим преступлениям и грехам (Еф. 2:1-3), лишено славы Божьей. Ежедневно мы осознаём, что находимся под гневом Божьим (Рим. 1:18-32), и без веры во Христа мы “уже осуждены” (Иоанна 3:18) по завету дел. Однако Бог даром дарует силу веры избранным, возрождая их в Духе (Еф. 2:4-10). Следовательно, спасение происходит исключительно по благодати, а не благодаря каким-либо человеческим усилиям или заслугам (Рим. 9:16). Благодаря возрождению верующий становится способным и готовым возложить свою веру на Христа Иисуса и, таким образом, соединяется со Христом Его Духом. В союзе со Христом верующие получают “праведность, освящение, искупление”. (1 Кор.1:30). Действительно, единение со Христом является ключевым критерием для доктрины спасения, и Герман Бавинк подчеркивал (вместе с Кальвином), что “нет иного способа приобщиться к благам Христа, кроме как через общение с Его личностью” (Реформатская догматика, 3.523). Возрождение, вера и обращение, таким образом, вытекают из завета благодати и являются дарами Духа для избранных: “эти блага, которые уже вытекают из завета благодати, мистического союза, дарованного личностью Христа”. (Бавинк, Реформированная догматика, 3.525).
По вере и в союзе со Христом христиане получают преимущества оправдания, освящения и усыновления, что “проявляет” наш союз с Ним (WLC 69). Мы оправданы праведностью Христа, так что нам вменяется Его праведное послушание, и мы объявляемся праведными перед Божьим судом (Рим. 5:12). Мы освящаемся, отделяемся от мира, становимся святыми и, таким образом, становимся способными постепенно повиноваться Богу через Духа (1 Кор.1:3; Еф. 2:10; 2 Кор. 5:17). Оправдание соответствует нашей первоначальной вине, поскольку мы получаем новый статус праведности; освящение излечивает нашу изначальную испорченность, ибо Духом Святым мы обновляемся для нового послушания. Мы также усыновлены Христом как нашим старшим братом и предтечей веры (Гал. 3:26) и, таким образом, включены в Божью семью завета, церковь (Еф. 2:19-22; Кол. 1:15-20). Действительно, невозможно соединиться со Христом, нашим главой, не став частью Его тела, церкви (Еф. 1:22).
Эти блага дарованы нам единением со Христом, потому что нам дано то, что произошло во Христе в первую очередь. Его воскресение было Его оправданием, но не как если бы Он был грешником, которому вменялась чужая праведность, а как подтверждение Его праведности (Рим. 4:24); Воскресение Христа было Его освящением, то есть не как обновлённого грешника, а как безгрешного человека, который был освобождён от присутствия последствий греха и в Cвоём вознесении был отделён для присутствия Божьего (Рим. 6:10-11). Его воскресение также стало моментом, когда Он был “провозглашён Сыном Божьим” (Рим. 1:4; Евр. 1:1-4), но не потому, что Он был обожествлён (ибо Он уже был вечно Божественным Сыном Божьим), а потому, что Его работа в истории искупления в качестве Второго Адама была завершена — Христос был истинным и послушным Адамом, Сыном Божьим, Мессией. Однако то, что произошло с Христом одновременно с Его воскресением, Его Дух применяет к нам в два этапа: сначала через веру, а затем видимым образом (2 Кор. 4:16-18; 5:7). Наше оправдание, освящение и усыновление по вере теперь предвосхищает наше будущее воскресение, когда мы сможем увидеть наше оправдание, освящение и усыновление воочию.
Космическое обновление: воскресение
Наше возрождение и Христово воскресение проявляют и предвосхищают нечто, что всё ещё остаётся в будущем: воскресение наших тел — совершенного и вечного тела, более не подверженного греху, искушениям, страданиям, смерти или разложению. Воскресение Христа — это “начаток” нашего воскресения, то есть, если Он — наша глава, а церковь - Его тело, то воскресение главы гарантирует воскресение тела и предвосхищает его (1 Кор.15:44-55). Его тело — это “духовное” тело “небесного человека” (1 Кор.15:46, 49), то есть тело, которое исходит от Духа, свыше. Наша новая природа, возрождённая и освящённая Духом, также является гарантией того, что мы получим это новое воскресшее тело (Еф. 1:13-14). Хотя наши тела сейчас разлагаются, наше “внутреннее я обновляется день ото дня”, когда мы обращаемся к вещам, ещё невидимым и вечным (2 Кор.4:16-18).
Как напоминает нам Павел, всё творение с нетерпением ожидает искупления (и воскресения) наших тел, ибо появление наших прославленных тел сопровождается полным обновлением всего творения:
Ибо я считаю, что страдания нынешнего времени не стоят и сравнения с той славой, которая должна быть открыта нам. Ибо творение с жадным нетерпением ожидает явления сынов Божьих. Ибо творение было подчинено тщете не по своей воле, а из-за того, кто подчинил его, в надежде, что само творение освободится от своего рабства тлению и обретёт свободу славы детей Божьих. Ибо мы знаем, что до сих пор всё творение вместе стонало в родовых муках. И не только творение, но и мы сами, имеющие начатки Духа, внутренне стенаем, с нетерпением ожидая усыновления, искупления наших тел. (Рим. 8:18-23, ESV)
Удивительно, но Павел утверждает в своём письме к Титу, что эта сила эсхатологического нового творения (по-гречески παλιγγενεσίας, в русском «возрождение») уже присутствует в христианах благодаря Духу: “ Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни” (Титу 3:5-7). Другими словами, сила Духа, знаменующая новое творение, — та сила, которая обеспечивает послушание, святость и неизменное общение с Богом в завершенный век, — уже сейчас находится в нас. Наше возрождение действительно означает, что мы уже являемся “новым творением” (2 Кор.5:17) — старое ушло, а новое действительно здесь. Наше возрождение действительно означает, что мы уже участвуем в грядущем Царстве Божьем — это царство уже здесь, открыто, но ещё не завершено. Начало нашего обновления в нашем внутреннем "я" гарантирует обновление и завершение всего нашего "я" в воскресении тела во славу.
Всё это означает, что мы должны жить так, чтобы наша нынешняя жизнь была свидетелем — каким-то незначительным, но реальным образом — того последнего дня, когда греха больше не будет. Хотя в настоящее время мы продолжаем бороться с присутствием греха и остаточными силами плоти, наше послушание не напрасно, поскольку Дух Святой действует внутри нас. Евангелие означает, что вся наша жизнь и взаимоотношения должны свидетельствовать о новой созидательной работе Бога: благодать восстанавливает природу. Как ещё раз подчеркнул бы Герман Бавинк: “Евангелие - это радостный поток не только для отдельного человека, но и для семьи, для общества, для государства, для искусства и науки, для всего космоса, для всего творения в целом” (“Соборность христианства и Церкви”, Статья 224).
Однако эта благая весть для всего творения и наших тел не должна затмевать конечную цель нашего совершенного существования: общение с Богом в блаженном видении. Новый город — это тот, где свет Господень озаряет весь мир: “се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их”. (Откр. 21:3) — это конечная цель христианской надежды: “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей…” (Пс 26:4). Действительно, согласно классической христианской традиции, одно из предназначений наших совершенных безгрешных тел состоит в том, чтобы мы могли вечно созерцать Господа и не погибнуть в блаженном видении. Это действительно хорошая новость: сейчас мы в единстве со Христом по вере, и мы будем в единстве со Христом по виду.
Примечания
1 Подробнее о первородном грехе и о том, почему вменение вины Адаму и его испорченности не делают Бога несправедливым, читайте в моей статье “Герман Бавинк об образе Божьем и первородном грехе”, Международный журнал систематической теологии, 18 (2016): 174-90.
Herman Bavinck, Reformed Dogmatics, vol. 3, Sin and Salvation in Christ. Edited by John Bolt. Translated by John Vriend. Grand Rapids: Baker Academic, 2006.
Todd Billings, “Redemption Applied,” in Michael Allen and Scott R. Swain (eds.), Oxford Handbook to Reformed Theology. Oxford: Oxford University Press, 2021, 497–513.
N. Gray Sutanto (доктор философии, Эдинбургский университет) - доцент кафедры систематической теологии Реформатской теологической семинарии в Вашингтоне, округ Колумбия. Он является автором книги "Бог и знание", соавтором книги "Неокальвинизм: теологическое введение", соавтором перевода "Христианского мировоззрения" Германа Бавинка и одним из редакторов "Руководства по неокальвинизму". Грей женат на Индите, и у них есть дочь. Он рукоположен в сан священника в Международной пресвитерианской церкви. Вы можете подписаться на него на X.