Пробуждения в христианской традиции обычно характеризуются семью особенностями. В большинстве случаев мы видим первую характеристику и ряд других, но редко все семь.
1. Глубокое переживание — это определяющее качество. Участники пробуждений демонстрируют живое понимание духовных вещей, великую радость и веру, глубокую скорбь по поводу греха, страстное желание благовествовать другим и обострённое чувство любви к Богу и ближним. Пробуждение обычно понимается как общественное мероприятие, на котором группы людей разделяют такого рода возвышенный опыт.
2. Телесные проявления, такие как плач, крики, обмороки, танцы и так далее, также распространены. Хотя некоторые полагают, что такого рода проявления происходят только во время пятидесятнических пробуждений, документированная история выявляет эту особенность в пробуждениях широкого спектра религиозных групп, включая кальвинистов, квакеров, баптистов, методистов и приверженцев движения святости, а также участников пятидесятнических и харизматических движений двадцатого века. Вторая характеристика связана с первой. Усиление переживания не ограничивается духом, сердцем или разумом, но обычно проявляется в физическом теле. Участники пробуждений часто сообщают об ощущениях тепла или электричества в своих телах, в то время как другие падают на землю в бессознательном или полубессознательном состоянии. Некоторые испытывают желание танцевать, кричать или свидетельствовать другим. Некоторые говорят на языках, видят видения или получают Божественное исцеление.
3. Пробуждения часто сопровождаются необычными событиями, которые участники интерпретируют как “знамения и чудеса” Божьего присутствия. Они могут быть связаны с невероятными совпадениями — кто-то молится о финансовой помощи, и внезапно деньги появляются из неожиданного источника. Они могут включать сверхъестественные знания в форме снов, видений или откровений, касающихся тайн жизни человека или будущих событий. Они могут включать духовное или Божественное исцеление. Независимо от того, являются ли эти события настоящими чудесами как таковыми — как бы ни определялся этот термин, — они воспринимаются участниками как знаки того, что Бог действует среди них.
4. Вопросы духовной проницательности. Религиозные пробуждения почти всегда заставляют участников проводить различие между природой и благодатью, между человеческой инициативой и Божественным влиянием. Они также могут стимулировать дискуссию о Боге и сатане или об ангельских и дьявольских проявлениях. Критики пробуждений часто выдвигают обвинения в манипулировании лидерами, массовой истерии или эмоциональности. Защитники, хотя и рассматривают пробуждение в целом как Божественную работу, обычно признают, что по крайней мере некоторые участники движения увлечены своими собственными эмоциями и, таким образом, не находятся “под водительством Бога”.
5. Вопросы власти мирян и священнослужителей: кто за это отвечает? Люди, переживающие интенсивный духовный опыт, часто чувствуют, что их слова и действия обладают особым авторитетом и могут быть непосредственно санкционированы Богом. Следовательно, миряне-участники могут полагать, что они не обязаны следовать указаниям своих духовных лидеров. Таким образом, возникает знакомое столкновение между “харизматическим” и “официальным” руководством в разгар и после пробуждения. (Эта пятая характеристика часто связана с четвёртой, поскольку люди стремятся понять, какие лидеры говорят от имени Бога).
6. Конфликты и разделение в церкви и обществе. Религиозные пробуждения почти всегда противоречивы, вызывая глубокие разногласия между участниками и неучастниками и/или между самими участниками. В основе этих конфликтов обычно лежат уже упомянутые характеристики — интенсивное переживание, телесные проявления, необычные происшествия, а также проблемы проницательности и авторитета. Поскольку разные люди по-разному оценивают феномен пробуждения, неизбежно возникают разногласия. Часто участники возрождения клеймят тех, кто не участвует, как бездуховных, в то время как те, кто не участвует, считают участников фанатиками. Хотя эти разногласия могут возникать в период религиозного пробуждения, обычно они возникают позже. Например, большая часть споров, связанных с Великим пробуждением, произошла не в разгар пробуждения в 1740–1741 годах, а скорее в 1743–1745 годах.
Иногда разногласия по поводу пробуждений приводят к постоянным организационным и институциональным разногласиям (например, “Новый свет” против Конгрегационализма “Старого света”, методистские церкви против церквей святости, церкви святости против Пятидесятничества).
7. Появление новых ассоциаций, организаций и институтов. Пробуждение не только влечёт за собой конфликты и разногласия, но и порождает новые формы объединения и связи между отдельными людьми и группами. Великое пробуждение помогло породить новый вид трансденоминационного евангелизма в Северной Америке, в то время как Второе Великое пробуждение способствовало созданию многочисленных добровольных ассоциаций, занимающихся различными социальными вопросами (аболиционизм, трезвость, права женщин и т.д.). Социальное и институциональное наследие того или иного пробуждения может быть чрезвычайно сложным и включать как разрыв старых связей, так и создание новых альянсов.
Пробуждение: идентичность и последствия
Эти семь характеристик указывают на то, что религиозные пробуждения, несмотря на всё их влияние на людей, которые проходят через них, имеют определённые социальные, исторические и культурные последствия. Общий экстаз, который часто возникает в разгар пробуждений, может оказать длительное воздействие на участников. Социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) называл это “коллективным возбуждением”, отмечая, что мощный общий опыт может породить новое чувство социальной идентичности. Это может заставить людей по-новому взглянуть на самих себя и друг друга. Это может привести к тому, что непрофессионалы бросят вызов тем, кто занимает руководящие посты. Это может привести к тому, что люди, принадлежащие к разным социальным классам, расам или полам, обнаружат новую близость друг к другу.
Одна из давних и, как известно, сложных проблем связана с социальными последствиями религиозного пробуждения. Было ли Великое пробуждение 1740-х годов, когда подчеркивалась религиозная идентичность, ценность и достоинство простых людей, своего рода непреднамеренной подготовкой к Американской революции 1776 года? Было ли Второе Великое пробуждение в начале 1800-х годов ключевым фактором в продвижении оппозиции рабству в Соединённых Штатах до Гражданской войны? Некоторые учёные говорят "да" в обоих случаях. Хотя этот вопрос ещё не решён, есть, по крайней мере, некоторые свидетельства, связывающие религиозные пробуждения с движениями за социальные изменения и реформы, и это подчеркивает тот факт, что пробуждения — это корпоративные, коллективные события, которые могут затрагивать большие группы людей в важные моменты истории.
Michael J. McClymond
|