На курсе философии в колледже я узнал, что Платон верил, что то, что мы называем реальностью на этой земле, на самом деле является лишь тенями вечных идеалов, которые вовсе не являются физическими. Точно так же буддийская мысль рассматривает феноменальный мир как нереальный. Если мы будем читать Евреям 8:5, имея это в виду, то, скорее всего, будем несколько сбиты с толку. В этом стихе совершенно ясно говорится о скинии в пустыне, которая, как утверждается, была копией чего-то небесного, на что указывает остальная часть стиха: “как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: «смотри», сказано, «сделай все по образу, показанному тебе на горе»”. "В каком смысле это была тень/копия? Есть ли святилище на небесах? И если да, то могло ли оно быть сделано из козьей шерсти и шкур морских коров? Если нет, то повлиял ли на автора Платон (поскольку маловероятно, что автор когда-либо встречался с буддистом)?
В послании к Евреям скиния действительно имеет большое значение. На самом деле автор ни разу не упоминает о храме, ни о храме Соломона, ни о втором храме (позже расширенном и украшенном как храм Ирода), о котором знал Иисус. Некоторые усматривают в этом указание на то, что храм был разрушен до того, как было написано Послание к Евреям, в то время как другие отмечают, что если бы это было так, то автор мог бы указать на этот факт, подкрепив свои доводы в пользу неадекватности иудаизма тем, что жертвоприношения больше не приносились. Поэтому более вероятно, что автор считает храм несущественным, независимо от того, стоял он или нет. Бог никогда не приказывал строить храм (2 Царств 7:5-7); Он никогда не давал чертежей. Он, конечно, ничего не сказал о версии Ирода о храме. Но Он действительно приказал построить скинию в пустыне. Автор, который разделяет со Стефаном (Деяния 7) довольно негативную оценку храма, поэтому указывает на идеал, на скинию. Фактически, он всеми способами указывает на идеал иудаизма, как будто он действительно работает так, как сказано в Ветхом Завете. Таким образом, он может чётко указать не только на реформу (устранение существующих недостатков), но и на замену (Иисус как конец старой системы).
Вероятно, в иудаизме существовало множество верований относительно самой скинии, но существуют явные свидетельства того, что по крайней мере некоторые евреи верили, что она соответствует небесному святилищу. Например, в 2 Барухе 4:5 говорится: “И снова Я показал [это строение... которое уже было готово с того момента, как Я решил создать рай] также Моисею на горе Синай, когда Я показал ему подобие скинии и все её принадлежности” (сравните с "Древностями" Иосифа Флавия 3.123; "Войны" 5:212-13; Мученичество и вознесение Исаии 7:10). Мы не знаем, как далеко уходит эта традиция, но на Древнем Ближнем Востоке было распространено представление о том, что храмы на земле были образцами жилищ богов.
Но нам нужно противопоставить эту веру платоническому иудаизму Филона. Филон также использовал язык “тени”, но для него то, что было на небесах, было не структурой, а идеями и принципами. Они были метафорически выражены в физической структуре на земле. Реальность - это мир идей. Это не позиция Послания к Евреям. Цитируя Исход 25:40, автор делает акцент на “какой показан тебе на горе”, что видел Моисей (более буквальный перевод древнееврейского гласит: “который тебе было дано увидеть”). Существует соответствие между небом и землей, но это соответствие двух физических реальностей в разных сферах, а не соответствие идеального и материального. Небеса могут быть лучшей формой материального, духовного материала, так сказать, для Нового Завета, но они рассматриваются как реальные и незыблемые, в отличие от платонической и буддийской мысли.1
Вера в небесное святилище также встречается в Откровении. Упоминается жертвенник на небесах (возможно, жертвенник для жертвоприношений) (Откр. 6:9), а также жертвенник курения (Откр. 8:3). И храм, и жертвенник упоминаются в Откровении 14:17-18. О том, что в храме находится “ковчег завета Его”, говорится в Откровении 11:19. Наконец, храм назван “скинией свидетельства” в Откровении 15:5 (в контексте исполнения “песни Моисея, раба Божьего”). Другими словами, в видении пророка Иоанна на небесах существует храм, который является прототипом скинии. В той мере, в какой он описан, его убранство соответствует убранству скинии Моисея. Хотя Книга Откровение является апокалиптическим видением, нет никаких указаний на то, что автор не верил в реальность того, что он видел, - такую же реальность, как Бог, Агнец и события, которые он наблюдал на земле. Таким образом, Послание к Евреям далеко не одиноко в своей вере в небесное святилище.
Для автора это означает, что Моисей увидел небесную скинию, находясь на горе Синай. Он скопировал образец по божественному повелению — не потому, что использовал те же материалы (в конце концов, ему нужно было создать переносное земное святилище), а потому, что он воплотил план в доступных материалах дикой природы. То, что это была скиния, а не храм, вероятно, было сделано намеренно, поскольку палатка или скиния - это временное жилище, в то время как дом или храм - это постоянное жилище. Постоянное было на небесах; временное (или, как говорится в Послании к Евреям, “копия и тень”) было на земле.
Автор подчёркивает двоякую мысль. Во-первых, точно так же, как копия уступает оригиналу, все особенности земной скинии и богослужения в ней уступают небесной. Служение Иисуса происходит в небесной скинии, а не в земной. Во-вторых, подобно тому, как земная скиния была освящена жертвоприношением, так и небесная должна быть очищена. Но её жертвоприношение должно быть выше земных жертвоприношений. “Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами” (Евр 9:23). Этой лучшей жертвой была не что иное, как кровь Христа, принесённая во Святое Святых, но не земной скинии, а небесной.
Другими словами, представление земной скинии как копии - это не принижение материального мира, а возвеличивание дела Христа. Его работа совершенна и окончательна, она превосходит всё, что можно было бы сделать на земле, потому что она была совершена в самом жилище Божьем, в самой небесной скинии.
-
[1] Это согласуется с верой в воскресение мёртвых, которая противна платоникам и буддистам и нечто такое, от чего буддист попытался бы убежать. На протяжении всего Нового Завета воскресшие мёртвые имеют тела. Они не просто духи. Таким образом, хотя Павел в 1 Коринфянам 15 может говорить о преображенном теле, духовной субстанции, он явно говорит о чём-то ином, чем просто дух (иначе вообще не было бы необходимости в воскресении). В евангельских повествованиях также говорится о физических свойствах воскресшего тела Иисуса, хотя некоторые из его способностей, по-видимому, выходят за рамки обычной физической активности.
"Он никогда не давал чертежей" Интересно, что автор думает о подробном описании с размерами храма и построек вокруг него в тростях, локтях и ладонях в Иезекиили главах 40-44. Некоторые говорят, что это небесный, но многие, что земной.