В фильме ужасов Хью Гранта миссионерки-"святые последних дней" попадают в различные ловушки | www.christianitytoday.com
За много лет до того, как подарить нашим дочерям домашних крыс, я сам попробовал свои силы в дрессировке одного из этих пушистых созданий. Мой профессор психологии поручил мне научить моего подопечного нажимать на рычаг, чтобы получить пищу, но вместо этого я пофантазировал о том, как спроектирую сложный лабиринт и научу моего маленького "Тесея" выбираться из клетки в рекордно короткие сроки.
Я не хотел огорчать своего миниатюрного друга. Вместо этого я разработал свой план с гуманной точки зрения. Доведя его крошечный мозг до предела, он смог бы полностью раскрыть свой потенциал, заслужив мою благодарность и огромный кусок сыра.
Греческий миф о невинных афинянах, спасающихся из лабиринта и минотавра-людоеда, на протяжении веков порождал множество вариаций. В рассказе Эдгара Аллана По “Колодец и маятник” пленник испанской инквизиции пытается выжить в смертельно опасной темнице. Несправедливо заключенные братья разрабатывают стратегию побега в популярном телесериале "Побег". Похищенная, регулярно подвергающаяся нападениям молодая мать рискует жизнью, чтобы освободить своего ребёнка, в романе Эммы Донохью "Комната", получившем признание критиков (и его не менее хвалебной экранизации Ленни Абрахамсона).
Каждая история даёт зрителям возможность представить, что они сами могли бы сделать, если бы оказались в плену, а их возможности были бы столь же ограничены, как и их мобильность. Какие связи в отношениях мы сохранили бы, а от каких отказались бы, чтобы обрести свободу? Какие амбиции вдруг показались бы банальными? Какие ценности можно использовать?
А как же вера? Неужели мы никогда не узнаем, насколько сильна вера, пока на кону не окажутся наши жизни?
Иисус провозгласил Себя Путём к истинной свободе, дерзко переосмыслив идеал, которого народ, находившийся под римской оккупацией, твёрдо придерживался. Предоставление “пленным освобождение” (Луки 4:18) означало не изменение порядка в социальной матрице, а изменение ожиданий — трансформацию самих желаний. Становление “истинно свободны” (Иоанна 8:36) имело мало общего с политической революцией, предпринятой для устранения стигматизации и установления материального равенства. Напротив, эта новая свобода обещала, во-первых, избавление от бремени греха (Рим. 8:1-2), освобождение, позволяющее совершать радикальные, уравновешивающие действия любви (Гал. 5:13), скрытый как от жадной до зрелищ публики, так и от собственного эго (Мф. 6:1-4).
Человек может, подобно Павлу и Силе, оставаться по-настоящему свободным, находясь в плену, сохраняя невидимую свободу действий, хотя и став жертвой несправедливости.
Фильм "Еретик", снятый сценаристским дуэтом Скотта Бека и Брайана Вудса, исследует правдоподобие такого рода освобождающей веры. Мистер Рид (Хью Грант) заманил в ловушку двух молодых миссионерок-"святых последних дней", сестру Барнс (Софи Тэтчер) и сестру Пакстон (Хлоя Ист) в своём доме.
Это своего рода ситуационное испытание, знакомое по фильмам ужасов 21-го века. Вместо того чтобы быть вынужденными скрытым противником отпиливать конечности или убивать друзей, чтобы обрести свободу, сёстры Барнс и Пакстон вступают в словесную перепалку с похитителем, которого они могут видеть, в поисках выхода из его подземного лабиринта.
Разворачивающаяся диалектика противостояния затрагивает эволюцию мировых религий, изменения в церковной доктрине и природу личных убеждений. В центре этого идеологического водоворота — перепалка, которая становится всё более бурной, как только девушки осознают, что их похитили, — находится вопрос, однажды заданный римским правителем Иудеи: “Что есть истина?” (Иоанна 18:38).
Мистер Рид утверждает, что после многих лет академических исследований он нашёл окончательный древний ответ, и он пытается методично разрушить систему верований самих миссионерок, подчёркивая податливость религиозной истины. Он начинает с того, что в обманчиво мягкой манере спрашивает, как они относятся к многожёнству. "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" решила объявить эту практику вне закона в 1890 году, отмечает он, потому что стремление увеличить их число постоянно наталкивалось на общественное презрение. Он опровергает довод сестры Пакстон о том, что Бог временно освятил эту древнюю практику, и вместо этого предполагает, что Джозеф Смит желал получить разрешение на неконтролируемое либидо.
Мистер Рид подразумевает, что физическая страсть - это универсальный императив, физиологическая истина, которую религия одобряет только тогда, когда она приносит пользу конкретным лидерам. И он утверждает, что вера многих прихожан основана на непостоянных эмоциях, а не на интеллектуальном согласии. Когда сестра Пакстон замечает, что она знает, что "Книга Мормона" истинна, потому что она заставляет её чувствовать, мистер Рид нападает на неё. Являются ли эмоции окончательным судьёй человеческой судьбы, изменчивой, но основополагающей истиной, стоящей за всеми остальными очевидными истинами?
Или, может быть, мистер Рид в конечном счёте раскрывает незыблемый факт человеческого существования, убеждение, которое позволяет ему проявлять жестокость без каких-либо моральных угрызений совести? Я позволю вам убедиться в этом самим.
Эти две миссионерки, по-видимому, живут по кодексу честности, который является ключевой добродетелью в 13-м символе веры Джозефа Смита. Однако, заподозрив мотивы мистера Рида, они начинают лгать так же быстро, как прекращают заниматься прозелитизмом.
Является ли верность слову и миссии принципом, который соблюдается только тогда, когда мы в безопасности и уюте? Что происходит с молитвой и верой в чудеса, когда мы заперты в клетке без ключа? Являются ли эти элементы-близнецы, коренящиеся в трансцендентной реальности, жизненно важными органами, которые работают усерднее, когда жизнь висит на волоске, или кожей, которую мы быстро сбрасываем, чтобы избежать стесняющих обстоятельств?
"Еретик" высвечивает, со скорострельностью, ещё больше вопросов, чем я здесь сформулировал, делая это таким образом, чтобы избежать дидактики и простых ответов. К счастью, нам не нужно разделять религиозную принадлежность этих миссионерок или цинизм мистера Рида, чтобы оценить агрессивный подход фильма к вере. Вера в Христа, укоренившаяся глубже, чем риторика, будет только укрепляться перед лицом такого вызова. Решимость узнать Истину более чем достаточна, чтобы освободить нас.
Paul Marchbanks - профессор английского языка в Калифорнийском политехническом государственном университете. Его канал на YouTube называется “Копаться в грязи”.