Сначала эти проклятые служанки выдали его (Мф. 26:69-71), а затем его акцент снова вывел его из себя (Мф. 26:73). Не один и не два, а три раза Пётр сказал об Иисусе: “Я не знаю этого человека” (Мф. 26:74).
Некрасиво, но давайте отойдём от обычного вопроса “Как ты мог так поступить, Пётр?” задумаемся на минутку и зададим важный вопрос: привело ли отречение Петра от Иисуса в тот момент к потере им спасения?
Перешёл ли Пётр из разряда спасённых в разряд неспасённых, когда сказал, что никогда не встречал Христа? Прежде чем вы ответите, давайте немного о личном.
Представьте, что вы телепортировались назад во времени в общественный колледж Ампкуа в Орегоне, где в 2015 году 26-летний Крис Харпер Мерсер устроил стрельбу, специально спрашивая жертв, христиане ли они, и убивал их, если они отвечали “да”. Предположим, он пришёл к вам, и вы (как христианин) ответили “нет”. Вы бы в тот момент, будучи убиты, оказались в аду за свою ложь?
Многие люди говорят, что и вы, и Пётр — по крайней мере, в тот момент — были потеряны навеки. Но было ли это правдой?
Что на самом деле означает "отречение" от Иисуса?
Некоторые говорят, что вы не можете получить более чёткого ответа на этот вопрос, чем в Матфея 10:32-33 (также в Луке 12:8-9), где Иисус говорит: “Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным”.
В Луке Иисус также говорит: “Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца и святых Ангелов” (Луки 9:26).
Кроме того, у нас есть Павел, который, по-видимому, подтверждает это, когда пишет: “если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречёмся, и Он отречётся от нас” (2 Тим. 2:12). Иоанн также говорит: “Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца” (1 Иоанна 2:23).
Что касается Петра, то некоторые говорят, что Марк намекает на его отречение от веры, когда он, по-видимому, отделён от остальных учеников, в словах ангела, сказанных после воскресения Христа: “Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам” (Марка 16:7, выделено мной).
Наконец, даже сам Пётр говорит о тех, кто находится вне веры “отвергаясь искупившего их Господа” (2 Пет. 2:1).
Будь то Пётр или вы и я, у нас есть несколько вариантов ответа на вопрос о том, что происходит, когда вы “отвергаете” Христа, но затем продолжаете, как Пётр, “совершать течение” (2 Тим 4:7): (1) Человек не был спасён до того, как отрёкся от Христа, но после этого получил реальный опыт спасения; (2) Человек был спасён до того, как отрёкся от Христа, отступил и подвергся осуждению, но затем был вновь обращён; (3) Человек согрешил, но всё это время был спасён.
Вариант (1) сложно реализовать, потому что Пётр, несомненно, получил божественное откровение и опыт веры в то, что касалось Иисуса: “Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Мф. 16:15-17).
Сторонники Библии короля Иакова быстро возражают и указывают на то, что Иисус сказал Петру в горнице: “Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и когда ты обратишься, укрепи братьев твоих” (Луки 22:31, выделено мной). Однако в большинстве других переводов более точно переводится греческий термин epistrepsas, используемый в этом стихе для обозначения покаяния: “Я молился о тебе, чтобы вера твоя не ослабла; и ты, когда снова обратишься, укрепи братьев твоих” (Луки 22:31-32, выделено мной).
Что касается варианта (2), то идёт грандиозная дискуссия о том, может ли христианин быть спасён в один прекрасный день, а не на следующий, но затем будет спасён снова, и так далее, и тому подобное. Я не сторонник такого мышления, и мне бросается в глаза несколько стихов из Евреев по этому поводу: “Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему” (Евр. 6:4-6, выделено мной).
Это оставляет нам вариант (3), согласно которому Пётр действительно был спасён все это время. На этом я останавливаюсь по следующим причинам.
Во-первых, важно чётко определить, что на самом деле означает “отречение” от Христа. Является ли это простым отказом признать, что вы знаете Иисуса в межличностном плане, как в случае с Петром, или что вы лжёте и говорите, что вы неверующий, как в ситуации с пистолетом, направленным вам в голову?
Иными словами, считаете ли вы, что, когда Пётр отрёкся от Иисуса, он потерял веру во Христа — что он пришёл к выводу, что Иисус не был Мессией, что у Него не было слов о вечной жизни (Иоанна 6:68), и что он умыл руки в отношении того, за кем следовал в течение нескольких лет?
На мой взгляд, с этим трудно смириться.
Я полагаю, что в Откровении Иисус кратко объясняет церкви в Пергаме, что означает более полное отрицание Христа: “знаю твои дела, и что ты живёшь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрёкся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа” (Откр. 2:13, выделено мной). Даже когда они увидели, что Антипу убили, верующие в Пергаме не опустили руки, не сказали: “Хорошо, я отрекаюсь” и не отказались от своей веры в то, что Иисус - их Спаситель.
В случае с Петром, какой бы ужасной ни оказалась ситуация, гораздо более вероятным представляется вывод о том, что он проявил трусость, столкнувшись с возможностью смерти, и, чтобы спасти свою шкуру, сказал, что не знает, кто такой Иисус. Более того, у нас есть кое-что, что Иисус сказал Петру в верхней комнате, что, по-видимому, указывает на то, что его вера никогда не покидала его, - то, что мы уже рассматривали, но давайте посмотрим на это ещё раз:
“И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих”. (Луки 22:31-32, выделено мной).
Доктор Синклер Фергюсон заходит так далеко, что говорит: “Писание не говорит нам, что Пётр был спасён, потому что его неудача была более очевидной и обычной, чем у Иуды… Также в Писании не говорится, что Пётр был спасён, потому что он возродился к жизни заново … Пётр был спасён, потому что Иисус молился за него... В этом есть послание для всех нас: наша безопасность не в нас самих. Она даже не в том, что Бог совершил внутри нас, хотя это и чудесно. Она в Иисусе и Его заступничестве за нас. Помните, что сказано в Евреям: "посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них” (Евр. 7:25)".
Итак, вот оно — я верю, что Пётр не потерял своего спасения, когда отрёкся от Иисуса, и если мы действительно спасены, мы будем упорствовать так же, как и он, и наслаждаться силой постоянного ходатайства Иисуса за нас перед Отцом.
|