Вы можете многое узнать о культуре по тому, как люди начинают и заканчивают свои письма.
Например, письменная переписка в эпоху электронной почты является краткой и функциональной. Мы начинаем так быстро, как только можем (возможно, с “Дорогой” или “Привет”, но часто вообще ничего не говорим), а заканчиваем пренебрежительной краткостью (“Ваш”, “С уважением”, “Всего наилучшего”). Напротив, когда у людей было больше времени, а чтение писем было моментом интимности, которым можно наслаждаться при свечах, корреспонденты использовали витиеватые подписи: “Мне нет нужды говорить, насколько я Ваш всегда верный друг”, “Имею честь быть Вашим покорным слугой,” и так далее.
Сегодня во многих частях мира считается нормальным начинать с вопроса о благополучии всей семьи получателя; на индивидуалистическом Западе это встречается гораздо реже. Наши поздравления передают больше, чем мы думаем.
Один из самых ярких примеров этого в истории и, безусловно, самый значимый с богословской точки зрения, содержится в посланиях Павла. В греко-римском мире первого века письма открывались в стандартном формате. Вы должны были назвать своё имя, затем имя или имена тех, к кому вы обращались, а затем односложное приветствие: “Иларион, его сестре Элис, большой привет”. Несколько посланий в Новом Завете в точности следуют этому образцу (Деяния 15:23; 23:26; Иакова 1:1).
Но Павел (а впоследствии и Пётр) разработали изменённое вступление. Назвав себя и церковь, к которой он обращался, он предлагал “Благодать и мир вам от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа”.
Павел был одержим благодатью, поэтому неудивительно, что он начинает с неё все свои письма. Добавление слова "Мир", распространённого еврейского приветствия, выражает желание благополучия общине и отражает убеждённость Павла в том, что мы примирились через Христа как с Богом, так и друг с другом. Порядок может быть даже значительным: сначала благодать, а затем мир, и никогда наоборот. Теологическое изменение, согласно которому приветствие исходит от Бога и Христа, а не от самого Павла, отражает его богоцентричное видение всего. Пока что так считает Павел.
Но во введении к “Благодати и миру” есть ещё один слой. Это очень похоже на намеренную переработку благословения Аарона в Числах 6:24-26. Более тысячи лет израильские священники благословляли народ, прося, чтобы Бог “озарил их Своим лицом”, “был милостив” к ним, “обратил к ним Своё лицо” и даровал им “мир”. Начиная все свои письма словами "Благодать и мир от Бога и Господа Иисуса", Павел, по-видимому, сгущает и христианизирует благословение Ааронова. Бог по-прежнему хочет “благословлять” и “хранить” Свой народ, но теперь благословение распространяется на верующих из язычников, и оно исходит как от Бога-Сына, так и от Бога-Отца.
В некотором смысле способ, которым Павел заканчивает свои письма, демонстрирует ещё более резкое изменение. Древняя норма была прочно установлена: vale по-латыни и erroso по-гречески означают “прощание”. Как и наш эквивалент, эти слова передавали желание физического здоровья и силы адресату. В этом, конечно, нет ничего плохого; апостол Иаков тоже делает это (Деяния 15:29). Но, как бы тонко это ни звучало, язык подчеркивает человеческую, а не божественную волю, наш выбор в противовес Божьему.
Павел меняет акцент. Он переходит от прощания к благословению, от “прощай” к “да пребудет с вами благодать” или к какому-то эквиваленту. В каждом из его 13 писем "благодать" упоминается как во вступительном, так и в заключительном приветствии — и это в мире, где вступление и выводы были гораздо более стандартизированы, чем сегодня. Самый известный пример представлен в тринитарной форме: “Да пребудет со всеми вами благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Святого Духа” (2 Кор. 13:14). Для Павла даже самые безобидные части послания - это возможность учить, благословлять и поклоняться.
Проповедники часто указывают на то, что существует огромная разница между последними словами Будды перед его смертью (“Неустанно стремись”) и последними словами Иисуса перед Его смертью (“Совершилось”). Мы могли бы сказать нечто подобное о письмах Павла и его современников. Существует огромная разница между “Прощайте” и “Да пребудет с вами благодать”. От начала до конца, от приветствия до прощания, мы - люди благодати.