Чарли Викерс в роли Аннатара и Чарльз Эдвардс в роли Келебримбора в "Кольцах власти" | www.christianitytoday.com
|
Первые серии второго сезона "Властелина колец: Кольца власти" вышли 29 августа на Amazon Prime. Журнал "Христианство сегодня" попросил трёх сотрудников заранее подготовить описание сезона и определить тему, которую фанаты должны помнить во время просмотра.
Замаскированное зло
“Сам сатана принимает вид ангела света”, - предупреждает апостол Павел (2 Кор. 11:14). Так и в мифологии Дж. Р. Р. Толкина тёмный лорд Саурон иногда предстаёт в “прекрасном обличье”. Под маской благородства, красоты и доброты он обманывает и манипулирует тем, что не может завоевать путём силы.
Мы никогда не видели “прекрасного облика” Саурона в заслуженно любимой Питером Джексоном кинотрилогии "Властелин колец". А в первом сезоне приквела сериала Amazon "Властелин колец: Кольца власти" (КВ) мы увидели Саурона, который был скорее противоречивым и растерянным, чем милым. Хитроумное разоблачение того сезона — незадачливый южанин—Халбранд с самого начала был, о чудо, Сауроном! — стало дешевой наградой за восемь часов впечатляющего в остальном построения мира и составления сюжетов.
Второй сезон "Колец власти" намного сильнее первого. В нём больше экшена, насилия и запекшейся крови (родителям рекомендуется соблюдать осторожность), поскольку Amazon нацелен на аудиторию "Игры престолов". К счастью, в сериале исправлены некоторые проблемы с темпом; хотя иногда ему трудно совмещать пять локаций и сюжетных линий, он также успешно объединяет массу беспорядочных, порой противоречивых сюжетных линий, которые оставил после себя Толкин. Во всяком случае, КВ - это великолепный сериал с роскошными декорациями, костюмами и спецэффектами.
Но самый сильный комплимент, который я могу сделать второму сезону "Колец власти", заключается в том, что изображение Саурона, превосходно выполненное Чарли Викерсом, является пугающе убедительным — он полностью использует Саурона как ангела света-обманщика. Саурон, замаскировавшись под посланца богов, лёгким касанием втирается в доверие к эльфийскому мастеру-кузнецу Келебримбору и королю гномов Дурину III. Он предлагает и задаёт вопросы, но редко требует ответы; он подбрасывает идеи и позволяет им прорасти; он льстит и делает комплименты; он неустанно взывает к гордости, тщеславию и амбициям.
В какой-то момент Саурон надавил слишком сильно, и Келебримбор уличил его в его трюках. Сценаристы КВ не снисходят до своих персонажей; они не полагаются на дешёвый трюк - сделать персонажей слишком тупыми, чтобы они могли понять, что происходит, пока не наступит кульминация.
Вместо этого Келебримбор постепенно уступает Саурону и всё больше осознаёт, что происходит, но по-прежнему не в состоянии это остановить. Это самая захватывающая сюжетная линия сезона, получившая особое значение благодаря "Келебримбору" в лице Чарльза Эдвардса. К сожалению, это, похоже, перекликается с духовными истинами, которые Толкин, вероятно, имел в виду, — не только о склонности сатаны к маскировке, но и о бессилии нашей плоти противостоять ему без божественной помощи.
Paul D. Miller - профессор практики международных отношений Джорджтаунского университета и научный сотрудник Комиссии по этике и свободе вероисповедания.
Связь с настоящим
Наше обычное отношение ко времени полно неизвестного. Несмотря на все наши усилия, мы не можем предсказать будущее.
Но в качестве приквела “Кольца власти” на время превращают нас в провидцев, предлагая нам истории “до”, чтобы мы могли лучше понять, что будет "после". На несколько мучительных часов зритель становится всеведущим. Даже когда мы видим что-то “новое” — предысторию, о которой мы раньше не знали, — мы испытываем нежную ностальгию по чему-то старому: знакомым книгам и фильмам, которым КВ как предшествует (в повествовании), так и следует (в “реальном” времени). Стоя лицом к лицу с Янусом, мы смотрим как в будущее, так и в прошлое.
Р. Р. Толкин, тем временем, казалось, придерживался иного взгляда на время, чем тот, который предлагают наши безумные расписания 21-го века и многочасовые телевизионные серии: особый акцент на настоящем, на том, что происходит сейчас, а не на том, что будет дальше. Самые важные моменты "Властелина колец" разворачиваются постепенно, во время трудных путешествий, веселых застолий и тихих бесед между друзьями. Самые мудрые персонажи Толкина — Элронд, Том Бомбадил и Гэндальф — полностью погружены в настоящее; они понимают, что борьба необходима, что обновление нельзя торопить.
“Время - это процесс творения, а объекты пространства - это результаты творения”, - писал раввин Авраам Джошуа Хешель. Книги Толкина посвящены этому процессу — медленной работе по развитию характера, созданию мира и победе добра над злом.
Но во втором сезоне "Колец власти" даже самые мудрые эльфы (например, Галадриэль и Элронд) вынуждены действовать в спешке. Путешествие проходит в спешке.
Возможно, эта задержка дыхания может быть поучительной для зрителя. В наши дни большинство из нас сталкивается с “настоящим”. Как и в приквеле, мы всегда оглядываемся назад, на то, что было, и вперёд, на то, что будет. Как мы можем просто обращать внимание на то, что есть?
Некоторые моменты фильма "КВ" располагают к таким размышлениям: непокорный мастер, сдержанный перед лицом зла, тихая любовь храброго капитана. Здесь неистовое повествование, наконец, обретает своё продолжение. В такие моменты зрителю напоминают, что настоящее - это всё, что у нас есть на самом деле. Страшные предсказания - это царство Сарумана и Денетора. Мы, христиане, призваны “быть спокойными и знать”, что Господь есть Бог (Пс. 45:11). Настоящее — это единственный момент, в который мы можем как радоваться свету, так и бросать вызов тьме - по милости Божьей.
Gracy Olmstead - журналистка, чьи статьи публиковались в "American Conservative", "The Week", "New York Times" и "Washington Post", а также автор книги "Вырванные с корнем: восстанавливаем наследие мест, которые мы оставили позади".
Настоящая дружба
Во втором сезоне "Колец власти" завязывается много необычных дружеских отношений.
Нори Харфут (Маркелла Кавена) и Незнакомец (Дэниел Уэйман) вместе отправляются в пустынный регион Средиземья Рун, надеясь найти ответы на вопросы о личности Незнакомца.
Саурон устанавливает связь с Келебримбором, говоря эльфийскому кузнецу: “Между теми, кто работал так тесно, как ты и я, нет места полуправде”.
Но по мере распространения тёмной силы Саурона отношения рушатся. Сердца становятся порочными. Убеждения становятся шаткими.
Короче говоря, дружба в КВ используется как оружие. Слова используются для обольщения и манипулирования; действия служат лишь продвижению эгоистических интересов.
На современном языке мы бы назвали такую дружбу “токсичной” - один человек пытается контролировать другого, наслаждаясь своим влиянием. Саурон прибегает к обману и сеет семена сомнения, чтобы заставить Келебримбора и всех остальных в Эрегионе подчиниться его воле.
И всё же, каким бы могущественным ни казался Саурон, он также жалок, он из тех, кто никогда не сможет наслаждаться свободой, которая приходит в отношениях. Стремясь к власти и господству над Средиземьем, он оказывается самым большим неудачником, когда дело доходит до приобретения друзей.
В конце концов, дружба - это дар. К ней нужно относиться легко, она соткана из веры в то, что один человек здесь для блага другого, и наоборот. Дружба не создаёт другого по нашему подобию, не заставляет уступать нашим желаниям, где бы и когда бы мы ни требовали.
Дружба Нори и Незнакомца прекрасно иллюстрирует это и служит препятствием для Саурона и Келебримбора. Когда Незнакомец расстаётся с Нори, он встречает загадочного Тома Бомбадила, который говорит ему, что он должен выбрать между поисками друга и поиском своей судьбы.
Возможно, это невозможный выбор, но Незнакомец решает, что дружба стоит больше, чем самопознание.
“В конце концов, Нори, мы очень разные существа”, - говорит Незнакомец после того, как спасает Нори.
“Не такие уж мы и разные, если хотите знать моё мнение”, - отвечает Нори.
Писание говорит нам, что настоящая христианская дружба основана на взаимности. Как пишет апостол Павел своим друзьям в Риме: “ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею” (Рим. 1:11-12).
Нори и Незнакомец стремятся к процветанию друг друга. И их невероятная дружба также сопряжена с определенной долей риска, основанного на желании узнать о культуре и образе жизни другого человека. Это не сделка или услуга за услугу.
Второй сезон КВ ставит перед нами задачу расширить границы нашего круга общения, наладить отношения с людьми, которые могут выглядеть или звучать совсем не так, как мы. Развивая дружеские отношения с нежной мудростью и яростным упорством, мы освобождаем место для удивительной и назидательной работы Духа.
Isabel Ong - заместитель редактора журнала Christianity Today по Азии.
|