Это сложно, говорит Ян Пол. Он объясняет, почему Библия даёт два разных ответа и почему христианам важно прийти к правильным выводам о сексуальной этике |
Когда конкретные вопросы выносятся на обсуждение или оказываются в центре споров среди христиан, вопрос, который обычно скрывается на заднем плане - и может явно дать о себе знать, - звучит так: “Почему этот вопрос? Как насчёт всех других вещей, которые мы могли бы обсудить?”
За этим вопросом стоит более широкий, имеющий теологическое значение: все ли спорные вопросы одинаково важны? И когда дело доходит до вопросов этики, все ли грехи одинаковы?
Я полагаю, что Библия предлагает два совершенно разных ответа на этот вопрос.
Ответ 1: Да, все грехи одинаковы
На каком-то уровне, да, все грехи одинаковы в том смысле, что они представляют собой отступление человека от воли и намерения Бога в том, как мы проживаем свою жизнь.
Иисус подчеркнуто подчеркивает это в Своём учении в Нагорной проповеди: “Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной" (Матфея 5:21-22).
Для современных ушей это звучит нелепо. Как гнев на кого-то может быть равносильна совершению убийства? Несомненно, последнее гораздо серьёзнее первого? Нам нужно обратить внимание на использование Иисусом гиперболы и других риторических приемов - заметили ли вы Его тройственные примеры (гнев/"рака"/безумный)? Иисус делает риторическое замечание против тенденции в Его собственном контексте воспринимать учение Торы как применимое только к внешнему поведению.
Любой современный читатель, знакомящийся с наставлениями Ветхого Завета, быстро поражается тому, насколько они практичны - что вы можете носить, что вам следует и чего не следует есть, как вы можете заниматься сельским хозяйством, - фокусируясь на внешнем выражении человеческой жизни. Иисус здесь выдвигает контраргумент, и он исходит из самого закона: что имеет такое же значение, как и наши действия, так это наше отношение. "От полноты сердца говорят уста" (Матфея 12:34, Луки 6:45), и именно то, что исходит изнутри, оскверняет нас (Марка 7:20). Матфея 12:34, Луки 6:45).
В нашей культуре некоторые люди всё ещё сосредоточены на внешнем послушании, но в основном мы совершаем противоположную ошибку, утверждая, что "Не имеет значения, что вы делаете, важно то, во что вы верите". Учение Иисуса здесь исправляет обе ошибки - то, во что вы верите, и то, как вы действуете, неразрывно связаны. Это Его точка зрения.
Другие части Нового Завета учат чему-то подобному. Иаков говорит, что “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём”. (2:10) И, уча “возмездие за грех - смерть” (Римлянам 6:23), Павел говорит, что любой грех имеет один и тот же результат - он разделяет нас от Бога. Он подчеркивает, что внутренняя жизнь так же важна, как и соблюдение внешних обрядов: “Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога” (Римлянам 2:28-29).
Смысл всего этого учения в том, чтобы подчеркнуть, что все согрешили; даже лучшие из нас подвержены власти греха, далеки от святости Божьей и бессильны измениться без новой жизни, которую Бог предлагает нам в Иисусе Духом.
Ответ 2: Нет, разные грехи - это разные вещи
Иисус проводит различие между мелочами послушания указаниям Торы и “более весомыми вопросами закона” в Своей критике фарисеев (Матфея 23:23). Это говорит о том, что некоторые грехи более серьёзны, чем другие. Но обратите внимание на Его ответ - в соответствии со Своим учением, изложенным ранее в Евангелии от Матфея, Он не говорит, что детали неважны, скорее: “Вам следовало практиковать второе, не пренебрегая первым”. Эти разные вопросы не одно и то же, но всё они имеют значение.
В первом веке среди евреев часто обсуждался вопрос о том, каковы были наиболее важные заповеди. Когда Иисусу задают этот вопрос, Он даёт ответ, который не удивил бы Его современников: возлюби Бога (Второзаконие 6:4) и возлюби ближнего своего (Левит 19:18) - отражающий две скрижали Десяти заповедей, первая из которых направлена вверх, а вторая - вовне. И все же поразительно, что Иисус резюмирует закон изнутри закона и при этом не позволяет нам думать, что подробное применение этих обобщений не имеет значения. Откуда мы знаем, что значит любить Бога, любить своего ближнего? Что ж, нам нужно прочитать остальную часть Библии!
Это различие отражает всю форму Божьего учения о Своём народе. Мы часто находим краткие утверждения, подобные этим, затем более общие и пространные инструкции, такие как Десять заповедей, затем подробное применение этих принципов в конкретных обстоятельствах (например, подробности, найденные в книге Исход, Левит и Второзаконии). Точно так же в письмах Павла он часто начинает своё практическое учение с изложения принципов, которые затем излагает в подробных инструкциях.
Для нас, современных читателей, это означает, что нам нужно будет по-разному оценивать эти различные уровни заповедей. Принципы ‘более высокого уровня’, скорее всего, применимы к нам в том виде, в каком они изложены, но конкретные приложения, выраженные в контекстуальных терминах, вполне могут нуждаться в повторном выражении различными способами в нашем собственном контексте.
Как же нам тогда определить разницу
И Иисус, и Павел продолжают выделять конкретные вопросы как имеющие особую важность. Особое суждение предназначено для тех, кто вводит “этих малых в заблуждение” (Матфея 18:6), и Он использует этот язык для обозначения уязвимых учеников, а не настоящих детей. Точно так же, несмотря на то, что людям может быть трудно принять, кто Он такой, существует особая опасность для тех, кто видел, как Иисус служил в силе Святого Духа, и всё ещё не может распознать силу Божью в своей среде (вот о чём говорится в “грехе против Святого Духа” в Матфея 12:31-32).
В своей дискуссии с коринфянами о сексуальной этике Павел отмечает, что “блудник грешит против собственного тела” (1 Коринфянам 6:18). Потому что Бог сотворил нас телесными, мужчинами и женщинами, потому что наши тела - это не то, что у нас есть, а выражение того, кто мы есть, потому что Иисус отдал Своё тело на кресте, чтобы искупить наши тела, потому что наши тела теперь являются обителью Духа, местом храмового присутствия Бога в мире, и потому что наша надежда состоит в том, что мы будем воскрешены телесно в последний день - по всем этим причинам Павел считает святость наших тел особенно важной.
Но наряду с этим акцентом на теле, очень поразительно, что Павел другими способами отказывается ставить сексуальный грех выше других видов правонарушений! В этом заезженном списке пороков в 1 Коринфянам 6:9-11 Павел помещает свои четыре упоминания о сексуальном грехе в список из 10 преступлений (вы узнаёте это число?!) и относится ко всем ним одинаково как к вещам, которые угрожают нашему наследию Царства Божьего, если мы будем упорствовать в них. Нет никакой теологической причины выделять какой-либо один из этих грехов и рассматривать его как более важный, чем любой другой; Божий призыв к нам жить святой жизнью в силе Духа в равной степени относится ко всем сферам нашей жизни
Церкви, секс и брак
Почему же тогда так много западных церквей заняты агонизацией по поводу секса и брака? Является ли это признаком того, что они одержимы нездоровым образом?
Нам нужно отметить три вещи.
Во-первых, инициатива здесь исходит от нашей культуры, а не от самих церквей. Мы живем в сильно сексуализированной культуре, и западные культуры в настоящее время носят это как знак почёта, утверждая, что мы уникально раскрепощены и просвещены по сравнению с другими, более традиционными культурами. Особое оскорбление наносится, когда отдельные слои общества, такие как христианские церкви, оспаривают это утверждение. И я ещё не слышал, чтобы кто-либо, ни внутри церквей, ни за их пределами, призывал к официальному подтверждению других грехов из списка десяти, составленного Павлом!
Во-вторых, в подобном контексте то, что всегда было отличительной чертой христианской (и еврейской) сексуальной этики, подвергается особому изучению. Покойный Э.П. Сандерс, ведущий (либеральный) исследователь Нового Завета пишет: “Гомосексуалистическая активность была предметом, по которому существовало серьёзное столкновение между греко-римскими и еврейскими взглядами. Христианство, которое приняло многие аспекты греко-римской культуры, в данном случае приняло еврейскую точку зрения настолько полностью, что способы, которыми большинство людей в Римской империи относились к гомосексуализму, были стёрты, хотя теперь были восстановлены древними историками... Евреи диаспоры сделали сексуальную распущенность и особенно гомосексуальную активность основной различие между ними и язычниками, и Павел повторил списки пороков евреев диаспоры”.
Отличительная сексуальная этика, согласно которой брак - это союз на всю жизнь между одним мужчиной и одной женщиной, является таким же вызовом для нашей культуры, как и в первом столетии.
В-третьих, хотя некоторые утверждают, что это второстепенный вопрос, а не "доктринальный", на самом деле это не так. Эта отличительная этика секса и брака проистекает из веры в Бога как Творца, который создал человечество по Своему образу и подобию мужского и женского пола - именно таков аргумент Павла в Римлянам 1. Согласно Павлу, отказ от этой этики является отказом от Божьего замысла сотворения, что, в свою очередь, является отказом от Бога как Творца.
Это объясняет, почему, как подчеркивает Дэррин Сидер Белоусек: “Модель творения-завета в браке является доктриной консенсуса церкви. Вплоть до нынешнего поколения все христиане во всём мире верили, и каждая ветвь христианской традиции учила, что брак - это моногамия мужчины и женщины... Брак, как всегда исповедовала вся церковь, - это не только моногамный союз, но и союз мужчины и женщины”.
Реформаторы согласились с Римско-католической церковью в содержании вероучений. Но они верили, что Церковь их времени сделала решительный шаг в сторону от авторитета Библии и учения Иисуса - достаточно, чтобы порвать с ними, чтобы быть верными апостольскому наследию ранней церкви. Многие считают, что то же самое верно и сегодня.
Доктор Ian Paul является помощником священника в церкви Святого Ника в Ноттингеме, адъюнкт-профессором Нового Завета в теологической семинарии Фуллера и главным редактором Grove Books Ltd.
|