Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Как христиане справляются с напряжением, создаваемым их присутствием в обществе, в котором необходимость сохранять свою целостность как личности и быть верными своему пониманию господства Христа может вступать в противоречие с требованиями этого общества?
В Римлянам 13 Павел акцентирует внимание на напряжении между индивидом и обществом в целом с точки зрения проблемы гражданского послушания или неповиновения. Поднимаемый вопрос касается ответственности индивида перед социальным порядком в той мере, в какой этот социальный порядок регулируется законами, которые поддерживаются и исполняются государственными органами.
Личная ответственность христиан часто ставилась под угрозу на основе одностороннего использования библейских предписаний. Таким образом, Римлянам 13 и 1 Петра 2:13-14 часто цитируются как доказательство того, что государство всегда требует и заслуживает нашего полного и беспрекословного повиновения. Но Откровение 13 и 18 игнорируются. Первое изображает государство как зверя, противостоящего Божьим целям; второе говорит о падении любой страны, которая становится современным Вавилоном, развращённым богатством, материализмом и несправедливостью.
Некоторые христиане быстро осуждают любого человека, который нарушает или угрожает нарушить социальные нормы и предписания. Но те же самые христиане склонны игнорировать Деяния 17:6-7, где апостолы описываются как “люди, которые перевернули мир с ног на голову” и которые “действуют вопреки указам Кесаря, говоря, что есть другой царь, Иисус” (RSV).
Евангельские повествования также ясно показывают, что Иисус не признавал все юридические и руководящие органы в качестве конечных исполнителей Божьей воли. Куда бы Он ни пошёл, Он бросал вызов системе, нарушал статус-кво и бросал вызов притязаниям властей на право и истину. И в контексте жизни ученичества бесчисленные мученики отдали свои жизни за то, что сопротивлялись указам властей.
Таким образом, серьёзный взгляд на библейский материал помешает нам относиться к требованиям общества и его правителей с некритическим принятием и автоматическим одобрением. Существуют ли условия, при которых требованиям общественного порядка необходимо противостоять и ценность личности как ответственного существа перед Богом должна быть подтверждена и защищена?
Если мы не можем некритично и безоговорочно подчиняться требованиям общества и его руководящих органов, мы также должны быть осторожны, чтобы не впасть в другую крайность, а именно не прийти к выводу, что правительство неизбежно является порочным институтом, которому следует сопротивляться, не подчиняться, не доверять или игнорировать. Ибо нам предписано почитать тех, кто облечён властью, и молиться за них. Библия ясно дает понять, что правительству отведена позитивная роль в Божьих планах относительно человеческого сообщества. Согласно Новому Завету, вся власть в конечном счёте находится под управлением и судом Христа.
В свете этой двойной перспективы, как нам понимать Римлянам 13, которое, кажется, сводится к одной стороне этой двойной перспективы? Во-первых, нам нужно прочитать Римлянам 13 более внимательно, чем это часто делалось. Во-вторых, нам нужно прочитать эти наставления в свете контекста миссионерской деятельности Павла, которая происходила в мире, где римское право и правление создали относительный мир и порядок, способствующие быстрому распространению Евангелия.
Давайте внимательно проследим, в общих чертах, аргументацию Павла:
Утверждение: “Всякая душа да будет покорна высшим властям” (Рим. 13:1).
Гипотетический вопрос: Почему?
Ответ: Потому что любая власть существует в конечном счёте по замыслу Бога, включая власть государства (Рим. 13:1).
Ответ: Намерение Бога состоит в том, чтобы через Его “слуг” (управляющие органы) наказывались злые деяния (Рим. 13:4); плохие дела сдерживались страхом наказания (Рим. 13:3); а добрые провозглашались и поощрялись (Рим. 13:3).
Подводя итог, аргумент Павла таков: Божье намерение состоит в том, чтобы человеческая жизнь в контексте сообщества была жизнью в гармонии, мире и порядке (см. Рим. 12:10, 18). Поскольку жизнь в сообществе становится хаотичной и анархической без наличия регулирующих законов, исполняемых властями, их наличие является частью общего замысла Бога относительно человеческого существования. Следовательно, в той мере, в какой государство и его правители осуществляют свою власть в соответствии с Божьим намерением, они действуют как Божьи служители для общего блага общества.
Однако если власть государства противоречит этому божественному замыслу, то эту власть не следует понимать как данную Богом. На самом деле, из Откровения 13 и 18, а также других мест Нового Завета становится совершенно ясно, что государство, которое преследует христиан, которое распространяет несправедливость вместо справедливости, которое поддерживает моральное разложение, которое попирает слабых и бессильных, узурпировано демоническими силами и диаметрально противоположно Божьим намерениям.
Отрывок, следующий за рассуждением Павла об отношениях между личностью и требованиями общественного порядка (Рим. 13:8-10), очень поучителен для правильного понимания этих отношений. Большинство комментаторов считают, что Павел завершил рассуждения о повиновении государству и теперь говорит о морали и этике в целом. Однако мне кажется, что такое понимание сути аргумента упускает из виду конкретное намерение Павла в этом пункте.
Действительно, наставления о любви к ближним (Рим. 13:8-10) не являются отступлением от предыдущей темы, а скорее кульминацией всего обсуждения. Римлянам 13:8 очень точно повторяет Римлянам 13:7. Там аргумент в пользу подчинения государству и ответственного существования в рамках социального порядка сводится к конкретным вещам, которые мы должны: налогам, уважению, чести. Но помимо этих подробностей, Павел продолжает утверждать (Римлянам 13:8-9), что на самом деле мы обязаны любить других так же, как любим самих себя.
Согласно еврейскому наследию Павла, государственные органы призваны быть хранителями заповедей, которые делают возможной общественную жизнь. Заповеди “не убивай”, “не кради”, “не прелюбодействуй” и так далее, если их нарушать, ведут к разрушению и разделению общества. Поскольку закон подытожен в заповеди “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Рим. 13:9, RSV), любовь к ближним — не причинение им никакого вреда — “является исполнением закона” (Рим. 13:10, RSV). Именно ответственность как за защиту, так и за обеспечение соблюдения этого закона возложена на человеческие власти по Божьему замыслу.
Что, если в своём выражении любви к ближним мы прямо противоречим законам общества, в котором живём? Что, если правители действуют вопреки намеченной ими цели, как указано в Римлянам 13:3? Что, если они станут “ужасом для тех, кто поступает правильно”? Что, если требования общественного порядка требуют, чтобы мы вели образ жизни, противоречащий скрытым и явным требованиям Евангелия?
На эти вопросы нет однозначных ответов. Любой, кто предлагает простые решения или даже христианский ответ, не воспринимает всерьёз сложности мира, в котором мы находимся. Тем не менее, мы должны быть чувствительны к проблемам, поднятым этими вопросами, и должны отвечать в соответствии с нашим пониманием призыва Христа. И этот призыв, безусловно, является призывом быть рядом с другими в любви. Если мы потерпим неудачу на этом этапе, даже самая тщательно сотканная ткань ортодоксальной веры и благочестивой практики в конце концов превратится ни в что иное, как в паутину.