Обзор ресурсов для христиан о неортодоксальной шиитской секте ислама, которая называет себя “унитарианской” и верит в реинкарнацию
Выбрано Chaden Hani, исследовательницей ливанских друзов и аспиранткой по изучению проблем мира в Международном баптистском теологическом учебном центре (IBTS) и Амстердамском университете Врийе. Верующая в Иисуса, она написала магистерскую диссертацию о лучших практиках арабских евангелических церквей в их миссионерской работе с последователями этой неортодоксальной ветви шиитского ислама и продолжает жить среди своей общины в горах Ливана.
Опубликованный в 1984 году, этот основополагающий труд, написанный самой друзой, прослеживает ранние доисламские племенные движения общины на Ближнем Востоке через их становление в качестве отдельной религии, преимущественно в Ливане, Сирии и Палестине. Представляя основные догматы их веры, в нём подробно описывается, как секта возникла из господствующего ислама, названная уничижительно в честь раннего проповедника, которого мусульмане и друзы считали еретиком.
Хотя название прижилось, друзы предпочитают называть себя “унитариями”.
Скрытная секта, которая не принимает новообращённых несмотря на то, что в Леванте насчитывается менее миллиона человек, друзы играют огромную роль в политике и экономике региона. Абу-Иззеддин обратилась к нескольким менее доступным внутренним рукописям, чтобы подготовить своё исследование, описывающее, как их сплоченность позволила друзам поддерживать независимое существование на протяжении более тысячи лет.
Хури описывает сильное чувство сплочённости среди друзов. Очевидная даже среди иммигрантов, их глубокая привязанность к этнической принадлежности и несгибаемая солидарность гарантируют, что, будучи сообществом меньшинств, они твёрдо поддерживают своё руководство во времена кризиса. В тексте также обсуждается концепция такийи, которая позволяет принимать внешние формы исламского ритуала для защиты внутренней веры во времена преследований со стороны основных мусульманских сект.
Но внутри общины пять столпов ислама одухотворены, и друзы не будут регулярно молиться или поститься, а вместо этого посвятят себя моральному кодексу, подчеркивающему верность, честность и мужество. Духовная практика в основном ограничивается религиозным классом, называемым шейхами, члены которого одеваются в черные одежды с белыми шапочками и стремятся достичь связи с божественным, собираясь раз в неделю для чтения своих священных книг. В отсутствие формальных высших учебных заведений религиозные знания передаются внутри общины и воплощаются в жизнь в условиях самодисциплины и аскетизма.
Международная команда учёных делится своими идеями в рамках этого глубокого вклада в понимание сообщества друзов. Из 15 опубликованных статей, охватывающих их веру, идентичность, общество и историческое значение на Ближнем Востоке, три посвящены религиозным вопросам.
В первой представлен общий обзор доктрин друзов и их философских основ. Ещё одна важная запись описывает друзский канон писания — “Шесть книг мудрости” — а также их каирское авторство спустя четыре столетия после прихода ислама.
В третьей главе рассматриваются жизнь и труды самого почитаемого друзского святого Джамаля ад-Дина Абдуллы аль-Танухи (1417-79 гг. н.э.), богослова, реформатора и философа-этика, чья аскетическая приверженность монотеизму сделала его выдающейся религиозной фигурой. Более того, комментарии Танухи к браку, разводу и первоначальным шести текстам заставили многих считать его основателем нормативной друзской веры.
В этой книге исследуется, как друзы возникли как ответвление шиитской доктрины исмаилитов и как преданные своему делу миссионеры распространяли в Леванте своё сочетание мессианских идей, неоплатонической философии и эзотерического мистицизма. Содержание включает информацию об основных догматах друзской веры, влиянии преследований на общину и роли её центральных исторических фигур.
В неё также обсуждаются пять космических принципов друзов, каждый из которых представлен определенным цветом и расположен в виде пятиконечной звезды, символа воздержания и умеренности. Зелёный означает “мудрость”, красный - “душа”, желтый - “слово”, синий - “прошлое”, а белый - “будущее”. Каждый из них воплощался в “духовных сановниках” на протяжении всей истории, которых друзы почитают как пророков — в соответствии с традиционными фигурами христианства и ислама, но отличающимися от них.
В этой антологии, посвящённой первым 150 годам существования протестантских миссий на Ближнем Востоке, Трабулси описывает проблемы, с которыми сталкиваются при евангелизации друзов. Уверенные в том, что посеянные ими семена в итоге принесут обильные плоды, миссионеры изо всех сил старались принести новую веру в страну древних религий, которые составляли неотъемлемую часть идентичности сообщества.
Есть глава, которая включает копию отчёта, написанного Уильямом М. Томсоном и отправленного Американскому совету уполномоченных по иностранным миссиям в 1870 году. В нём предлагалось сместить акцент миссионерской деятельности с христиан из числа коренного населения, где протестантская вера не смогла закрепиться, на общину друзов в надежде, что эти новообращённые затем возглавят евангелизационную миссию среди арабов-бедуинов в Трансиордании.
Принятый миссией, он привёл к назначению Корнелиуса Ван Дейка — переводчика современной арабской Библии — для подготовки литературы, посвященной народу друзов и их религии, основа которой до сих пор используется в информационно-пропагандистской работе.