Я верю, что Бог говорит сегодня. Его способность общаться со Своим народом не вызывает сомнений.
К сожалению, есть много случаев неправильного использования пророческого дара. Мы видели это в преддверии президентских выборов в США 2020 года, когда многие «пророки» уверенно предсказывали победу Дональда Трампа на втором сроке. Они поняли это совершенно неправильно.
Я считаю, что эти пророки должны извиниться, и я сказал об этом в своей последней книге «Пророческая честность». Когда слово было введено во всеуслышание с предисловием: «Господь сказал мне...», и оно не сбывается, то это бесчестит имя Господа и порочит дар пророчества.
Когда Самуил дал понять сыновьям Иессея, что готов помазать Елиава в качестве следующего царя Израиля, Господь упрекнул его (1 Царств 16:6-13). Когда Нафан ошибся перед царем Давидом, он признал это на следующий день (2 Царств 7). Современные пророки должны иметь такое же смирение.
УРОВНИ ПРОРОЧЕСТВА
Истинное пророчество — это прямое слово от Бога, не отфильтрованное человеческими приукрашиваниями, относится ли оно к прошлому, настоящему или будущему. Но не все пророчества одинакового калибра; есть уровни пророчества, как в пирамиде, начиная снизу:
Общее увещевание (или ободрение) в отношении собрания. Именно такое пророчество Павел поощрял в 1 Коринфянам 14:1; он не мотивировал кого-то стать ещё одним Илией. У кого-то может быть «слово» — возможно, из сна или даже видения. Мы не должны пренебрегать таким пророчеством (1 Фессалоникийцам 5:20), но такое слово нуждается в проверке (см. 1 Коринфянам 14:1).
Конкретные предупреждения. Некоторые ученики убеждали Павла не ехать в Иерусалим. Лука присоединяется к ним, говоря, что они предупреждали Павла «духом» (Деяния 21:4). Точно так же Агав предупреждал Павла, говоря: «Дух Святой говорит…» (Деяния 21:11).
Пророческая проповедь. Пётр сказал, что если кто-то и говорит, то должен делать это так, как если бы его слова были «как слова Божии» (1 Петра 4:11). Вот чего бы я хотел, чтобы это было так в отношении и моей проповеди!
Принуждение к даче показаний во время преследования. Иисус сказал: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матфея 10:19-20).
Неканоническое пророчество. Натан, Гад, Илия и Елисей являются примерами неканонических пророков; те, кто не получил книгу, названную в их честь, как Исайя или Иеремия. Могло ли быть сегодня больше пророков такого масштаба и статуса? Я считаю, что могло.
Могут ли они сказать: «Господь сказал мне»? Нет. Им следует быть осторожнее всех, говоря такие вещи. Почему? Потому что при этом они пренебрегают учением Иисуса, как я объясню ниже. Не только это; за ними будут наблюдать и исследовать с самым болезненным пристальным вниманием.
Если они просто скажут: «Я чувствую, что должен сказать вам это…» (или что-то подобное), они сохранят свою честность, доверие и помазание. Многие современные пророки могли бы избежать неисчислимого смущения, если бы были скромнее в своих заявлениях.
Библия. Это вершина пирамиды, включающая в себя все Ветхий и Новый Заветы, включая канонических пророков. Писание – это окончательное откровение Бога. Если какой-либо мужчина или женщина претендует на то, чтобы говорить с ним на одном уровне, они совершенно не в порядке и рано или поздно будут разоблачены.
ПРЕДЕЛЫ ПРОРОЧЕСТВА
Павел сказал в 1 Коринфянам 13:9, что «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем». Это означает, что никто не знает всего, и ни один пророк не обладает безграничным знанием.
У каждого из нас есть лишь «мера веры» (Римлянам 12:3). Это означает, что есть предел нашей вере. Только у Иисуса была совершенная вера, потому что он один имел Святого Духа «не мерою» (Иоанна 3:34). Для тех, кто пророчествует, это должно быть сделано «по мере» их вере (Римлянам 12:6). Другими словами, мы не должны выходить за рамки нашего помазания. (Римлянам 12:3, ESV).
Есть также сезоны пророческие. Слово Господа одно время было «редко» в древнем Израиле (1 Царств 3:1). Амос даже говорил о грядущем «жажде слышания слов Господних» (Амос 8:11). Это означает, что иногда Бог предпочитает ничего не говорить. Бог может принять решение не говорить в течение целого поколения. Если так, то как глупо было бы притворяться, что говорю за него!
Распространенная ошибка многих истинно пророческих людей заключается в том, что они действительно могут иметь некую форму духовного опыта; они могут получить истинное слово от Бога, но затем приукрасить его личными увещеваниями или богословскими учениями, основанными на их собственном опыте, который может исходить или не исходить от Бога.
КЛЯТВА
Есть определенные принципы, которым мы должны следовать, если мы хотим сохранить целостность пророчества. Во-первых, не выходите за рамки того, что дано. Не украшайте послание.
Во-вторых, будьте очень осторожны в почитании имени Господа. Мы должны повиноваться третьей заповеди: «Не злоупотребляй именем Господа Бога твоего» (Исход 20:7, NIRV). Иисус учил, что клятва может быть злоупотреблением или злоупотреблением именем Бога; поэтому Он сказал нам вообще не клясться (Матфея 5:33-37). Иаков процитировал своё учение на эту тему, и нам полезно его запомнить: «Прежде всего, братья мои, не клянитесь ни небом, ни землей, ни чем иным. Пусть ваше «да» будет «да», а ваше «нет» — «нет», иначе вы будете осуждены» (Иакова 5:12, NIV).
В этом отрывке Иаков обращался к слугам, с которыми плохо обращались богатые верующие (Иакова 5:1-6). У бедных тружеников на полях было искушение сказать: «Бог сказал нам, что Он на нашей стороне и против вас», но Иаков предостерегает от использования имени Бога таким образом. Использовать имя Бога, чтобы хорошо выглядеть, — это наихудшая форма оскорбления. Любое пророчество должно выставлять в хорошем свете Бога, а не пророка.
Одной из величайших привилегий, которую может получить христианин, является то, что Бог поклялся им, как Он сделал с Авраамом (Евреям 6:13-15). Именно это часто лежит за пророческой точностью и чудесами в Библии. Если нам дарована клятва от Бога, это может относиться к уверенности в спасении (Евреям 4:10; 10:22), заблаговременному уведомлению об ответе на молитву (Марка 11:24; 1 Иоанна 5:15), подтверждению правильности богословия. (Колоссянам 2:2), «молитва веры» об исцелении (Иакова 5:15) или пророческое слово (Евреям 6:13-15).
Только когда Бог даёт вам клятву, вы можете иметь власть, которой обладал Илия. Илия, приняв клятву, не грыз ногти каждый раз, когда видел облако на небе. Он спокойно сказал царю: «Дождя не будет, пока я не скажу». Как он мог быть так уверен? «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Царств 17:1). Это язык клятвы; Сам Бог поклялся Илии и сказал ему, что произойдет.
Если вы или я говорим: «Так говорит Господь…», мы должны знать, что Бог дал нам клятву.
Что, если бы Господь действительно дал вам слово? Хорошо, я в восторге от вас. Но нужно ли мне это рассказывать? Каков был бы ваш мотив? Это для того, чтобы Он выглядел хорошо, или чтобы вы выглядели хорошо?
Мое предложение состояло бы в том, чтобы не упоминать имя Бога, если только вы не готовы принять мученическую смерть за то, что вы утверждаете. Вместо этого вы всегда можете сказать: «Я чувствую, что должен поделиться этим словом с вами…» Если слово действительно от Бога, оно будет распознано в должное время. Нет необходимости торопиться! Помните, Иаков сказал: «Прежде всего» не злоупотребляйте именем Господа, иначе «будете осуждены» (Иакова 5:12). Злоупотребление Его именем того не стоит.