‘Иисус Барби’ выглядит кощунственно, но она также может обладать пророческой силой
Неудивительно, что христиане возражают против кукол, которые изображают Иисуса в образе Барби. Но доктор Питер Харрис считает, что из этого противоречивого художественного трюка можно извлечь духовные уроки
Два аргентинских дизайнера недавно подверглись резкой критике со стороны верующих за то, что изобразили Иисуса и других библейских персонажей в виде кукол Барби и Кена.
Куклы являются плодом воображения Эмилиано Пула Паолини и Марианелы Перелли и не одобрены производителями Mattel. В глазах некоторых христиан эти Барби являются богохульными.
Два дизайнера явно хотят заработать на своих куклах. Они начали выпускать "Религиозных Барби" ещё в 2014 году и пополнили свою коллекцию, приурочив её к популярному фильму Греты Гервиг.
Куклы продаются в среднем за 750 долларов. В коллекцию входят Барби и Кен, прибитые гвоздями к розовым крестам, Барби, изображающая деву Марию, Кен, изображающий Моисея и Барби в сцене рождества. Были изображены и другие религиозные деятели, такие как Будда-Кен.
Куклы вписываются в противоречивую художественную традицию смешивания священного с мирским. Возьмем, к примеру, фильм 1979 года "Жизнь Брайана", который пародировал жизнь Иисуса и вызвал в то время широкий гнев христиан.
Вопрос в следующем: может ли быть какая-либо другая реакция на эти художественные трюки, кроме того, что мы, христиане, осуждаем их как богохульные? Ответ утвердительный.
Другой взгляд
В то время, когда нам говорят, что христианская история вымирает на всё более секулярном Западе и что молодые люди не имеют представления о библейских повествованиях, тот факт, что два дизайнера взяли современные иконы, такие как Барби и Кен, и представили их в деталях Непорочного зачатия и распятия, наводит на мысль, что Христианская культура не так мертва, как о ней говорят.
Тот факт, что этой историей интересуются мировые СМИ, а не только христиане, демонстрирует глубокое знание аксиоматических христианских верований и событий.
‘Иисус Барби’ и Кен также дают возможность поговорить с теми, кто не верит в то, во что верят христиане. Подобно новым атеистам, чьи книги-бестселлеры вернули тему Бога в русло мейнстрима, так же могут поступить и куклы, прибитые гвоздями к розовым крестам. Представьте, что у вас есть возможность сказать следующее: “Я тоже видел этих распятых кукол, которые похожи на Иисуса. Нет, они меня не обижают. Позвольте мне рассказать вам об истинных причинах, по которым Иисус позволил распять себя”. Эти куклы могут стать поводом для разговоров о распятии, которые действительно имеют значение.
Эти дизайнеры назвали свою коллекцию кукол ‘Пластиковая религия’. Название объединяет суть культуры Барби, которая заключается в пластичности, искусственности и поверхностности, с неизменным, аутентичным, глубоким миром религии. Это непростое сочетание, но оно несёт в себе важное предупреждение некоторым христианам, которые попали в ловушку настоящей пластифицированной версии веры. Я считаю, что Барби символизирует коммерциализированный, материалистический образ жизни, который заразил Церковь в форме Евангелия процветания. Это искаженное учение представляет отношения с Богом не как самоцель, а как средство достижения здоровья и богатства. Бог - это ваша небесная кредитная карта, которой вы пользуетесь в своих молитвах, чтобы иметь дом, машину и одежду своей мечты, и хорошо то, что вам не нужно расплачиваться по кредитной карте, поскольку Бог прощает все ваши долги. Как и следовало ожидать, верховные жрецы этого движения зарабатывают на этом много денег. Как посредники Божьей щедрости, они обещают, что если вы посеете деньги, как семя, в их служениях, Бог благословит вас богатым урожаем. Это смехотворно неправдиво, и всё же, к сожалению, наивные верующие верят в это, даже когда единственные, кто становится богатым, - это большие, жирные служения, которым они отдают.
Мир Барби - это скорее личный имидж, чем субстанция, которую, подобно пластику, можно отлить и превратить в то, чем вы хотите стать в этот день. Точно так же внешний образ, а не содержание, стал неотъемлемой частью некоторых элементов евангельского христианства. Исторически евангелизм не доверял религиозным образам, таким как статуи, иконы и витражи, считая их идолопоклонством. Независимо от того, является ли традиционная религиозная иконография пособием для созерцания или дорогой к проклятию, некоторые евангельские христиане, особенно, хотя и не исключительно в США, ставят её на место грубого идолопоклонства. Возьмём, к примеру, пастора-селебрити, что действительно оксюморон. Обычно это главный пастор мегацеркви, число прихожан которой исчисляется тысячами. Пастор - суперзвезда воскресного утра, поражающая своей фотогеничной внешностью и расстёгнутыми рубашками, которые намекают на загорелые грудные мышцы. Его проповеди теологически невежественны, но его отдел по связям с общественностью очень искусен. В конце нет времени поговорить с ним за чашечкой кофе, потому что его ждёт частный самолет, чтобы отвезти его на хорошо оплачиваемую конференцию где-то за радугой. Он - пастырь, который не пасёт овец Словом Божьим, но который питается благоговением своей паствы.
Подожди…
Но, конечно же, распятые куклы Барби и Кен - это уже слишком?
Разве они не являются гротескной пародией на распятие, которое наряду с воскресением является самым священным событием в истории человечества?
Это один из способов взглянуть на это, но Барби и Кен на кресте могут говорить по-другому, поскольку они представляют то, что произошло с христианами духовно, и то, что Бог призывает их делать ежедневно.
Апостол Павел учит, что прежние “я” христиан были “распяты вместе с Ним”, чтобы с их греховными телами “было покончено" и чтобы они "больше не были рабами греха” (Римлянам 6:6). Более того, Павел заявляет, что “те, кто принадлежат Христу Иисусу, распяли плоть с её страстями и вожделениями” (Галатам 5:24). Если Барби и Кен являются пластиковыми идолами материализма и потребительства, то их распятие не является святотатством, а является символическим напоминанием верующим о том, что греховная сила материализма и потребительства была сокрушена крестом и что эти желания должны быть распяты ежедневно.
Теперь вопрос в том, хватит ли Эмилиано Пул Паолини и Марианеле Перелли смелости изобразить воскресших Барби и Кена, конечно, не в качестве насмешки над воскресшим Иисусом, а как приглашение к ученичеству и одной из Его посмертных наград: воссоединению умерших верующих с их по-настоящему совершенными телами в момент эсхатона.
Доктор Peter Harris - священник-мирянин Англиканской церкви и постоянный участник apologetics.com
Вещи насмехающиеся над Христом и Его жертвой останутся, таким, с какой стороны не посмотри. Тьма остается тьмой, какими бы словами ее не пытались обелить.