Много лет назад, по рабочей поездки, я был в Греции и оказался на Марсовом холме. У меня там особая атмосфера, потому что именно в этом месте проходит одна из моих любимых бесед во всей Библии.
Именно на Марсовом холме апостол Павел применил свой интеллект против лучших из лучших философов и религиозных практиков своего времени. В то время Афины были религиозным центром Греции и впитывали в себя все существующие религии и философии.
Если когда-либо и было время, когда христианскому лидеру стоило заявить в своей речи, что все мы верим в одно и то же и что каждая дорога ведёт к Богу, то именно тогда. Но этого не то, что произошло.
Универсалии и частности
Когда он произносил свою речь перед этой разнообразной аудиторией на Марсовом холме (записано в Деяниях 17), Павел подчеркнул несколько общих черт, которые были у всех присутствующих — их общую человечность и присущую им религиозность, — но затем он резко повернул направо, к особенностям христианской веры, которые делают её особенной от всех остальных.
Одна важная вещь, которую игнорирует утверждение “все религии одинаковы”, - это ключевое различие между универсалиями и частностями. Обычно говорят, что универсалии абстрактны, тогда как частности конкретны; то есть универсальное - это нечто общее, присущее частностям, но эта общность никоим образом не означает, что все частности - это одно и то же.
Никто лучше не умеет с юмором указывать на это в том, что касается религии, чем английский писатель и поэт Стив Тернер в своём коротком произведении под названием “Кредо”:
Мы верим, что все религии в основе своей одинаковы
По крайней мере, та, о которой мы прочитали.
Все они верят в любовь и доброту.
Они расходятся только в вопросах сотворения мира, греха, Небес, Ада, Бога и спасения.
И, конечно, главным различием во всех религиях, на которое Павел обратил внимание афинян, был Сам Христос, и именно так мы с вами должны относиться и к аргументу “все религии одинаковы”.
Почему и чем отличается христианство
Подумайте о каждой религии, которую вы знаете, кроме христианства. Подавляющее большинство, если не все, придерживаются подхода к нашему человеческому затруднительному положению, который является либо эпистемологическим, прагматичным, либо экзистенциальным, с некоторым сочетанием двух или всех трёх.
Эпистемологический путь - это тот, который гласит: “Если я просто чему-то научусь, то стану лучше”. Например, в буддизме есть свои четыре благородные истины, свой 8-кратный путь к просветлению и т.д. С точки зрения эпистемологии, знание ведёт к спасению.
Прагматичный подход гласит: “Если я просто что-то сделаю, то со мной всё будет в порядке”. Почти каждая религия, кроме христианства, придерживается этого плана, основанного на делах, и хорошим примером является ислам с его концепцией шкалы дел. Прагматик зарабатывает своё спасение в поте лица.
Экзистенциалист думает: “Если я просто что-то переживу, то со мной всё будет в порядке”. Те, кто исповедует спиритизм и/или веру нью-эйдж, всегда ищут видение, прорыв или какое-то духовное событие, которое перенесёт их из их нынешней жизни в лучшую.
Но христианство - это другое. Это не эпистемологический, прагматический или экзистенциальный подход, а нечто иное.
Христианская вера онтологична.
Христианство полностью основывается на Личности — Иисусе Христе. Пророки других религий признают, что истинность их веры не зависит от них самих, то есть вы можете исключить их из уравнения, и религия останется нетронутой.
Но если вы уберёте Христа из христианства, оно полностью рухнет. Более того, христианство объединяет подходы, найденные в других религиях, и вливает их все в личность Христа.
Например, эпистемолог получает знания с помощью слов. А что мы читаем в начале Евангелия от Иоанна? “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца, исполненного благодати и истины” (Иоанна 1:1,14). Иисус - это олицетворенное знание о Боге.
Что касается прагматизма и подхода, основанного на делах, то Иисуса однажды спросили: “что нам делать, чтобы творить дела [множественное число] Божьи?” Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Иоанна 6:28-29).
Наконец, экзистенциализм занимается опытом и жизнью. С этой целью Иисус сказал: “Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Иоанна 10:10; 14:6).
Христианство отличается от всех других религий, потому что оно построено на личности Христа, который в Своей личности воплощает все подходы к духовной истине.
Павел признал эту уникальную и онтологическую природу христианства, когда говорил на Марсовом холме, а также когда написал: “Ибо я знаю, в Кого [не что] уверовал … потому что Бог повелевший из тьмы воссиять свету озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа” (2 Тим. 1:12; 2 Кор. 4:6).
Другими словами, христианство - это Иисус. Точка.
|