Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Конкуренция
Когда христианство пришло в город, религиозный рынок уже был переполнен.
Это 240 год н.э. в Дура Европос, римском гарнизоне на реке Евфрат. Если вы идёте по улицам на западной окраине города, вы проходите:

Храм Митры,
Храм пальмирских богов,
Еврейскую синагогу,
Храм Адониса,
Святилище Тиче,
Христианскую домашнюю церковь,
Святилище Зевса Кириоса.

В других частях города вы найдёте храмы Гадде (местному пальмирскому божеству), Зевсу Теосу, Зевсу Мегистосу, Атаргатис (сирийской богине), Артемиде и Юпитеру Долихену (сирийскому Ваалу), а также военный храм рядом со штаб-квартирой гарнизона.

Иными словами, христианство не вошло в религиозный вакуум. Такой религиозный плюрализм был характерен для всех древних городов. Люди не сидели сложа руки, ожидая, когда на сцене появится новая религия. Были доступны десятки, если не сотни, религий.

Иудаизм был конкурентом, имевшим наибольшее сходство с христианством. Еврейский Яхве и буквально сотни божеств соперничали за внимание, но люди, как правило, направляли свои религиозные и моральные устремления в одном из трёх направлений.

Митраизм: от ворона к отцу

Хотя его божество носило персидское имя, митраизм был творением греков и римлян. Бог митраизма обладал властью над движениями небесных тел. В нём сочетались элементы астрологии и греческих мистических религий, в которых подчеркивались особые обряды посвящения. Существовало семь степеней этого посвящения: Ворон, Невеста, Солдат, Лев, Перс, Гелиодром и Отец (обычный титул главы общины). Неофиты проходили испытания на выносливость и давали клятву перед допуском на каждый уровень.

Подобно христианству и многим языческим культам, общая трапеза была центральной особенностью митраистских собраний. У него также были общие с христианством (в отличие от большинства мистических культов) моральные требования (особенно верность клятвам), отсутствие национальных связей, отсутствие профессиональной жреческой касты, отсутствие общественной драмы и божество, у которого была "история жизни" значительных событий. Однако, в отличие от христианства, божественная история митраизма была связана с астрономическими явлениями, а не с историческими событиями.

Более того, она была неисключительной, позволяя своим членам поклоняться другим божествам. Кроме того, в отличие от христианства и других культов, митраизм запрещал членство всем женщинам. Следовательно, она оставалась религией немногих, несмотря на покровительство высокопоставленных чиновников и некоторых императоров.

Останки в Дуре помогают нам взглянуть на рост митраизма на этом военном форпосте. Первое святилище представляло собой всего лишь одну комнату в частном доме (гг. 168-171). В начале третьего века дом был тщательно реконструирован, чтобы придать ему вид типичной Митреи: удлиненный зал (имитирующий пещеру), алтарь и святилище с изображением Митры, убивающего быка (культовая эмблема) на одном конце, приподнятые скамьи у обеих боковых стен, обрамляющие центральный проход, и вестибюль. Третья сцена (после 240 года) увеличила количество посадочных мест и продемонстрировала большую художественную проработку: в одной из ниш балдахин со звездами обрамлял картину "убийство быка".

Культ императора: восходящий орел

Император обладал такой властью, что единственными существами, с которыми можно было сравнивать, были боги, и единственным адекватным почитанием, казалось, были почести, воздаваемые божествам. Власть императоров, хотя и казалась почти сверхъестественной, не означала, что люди ожидали от них сверхъестественных действий; им также не возносились молитвы и обетные подношения.

Тем не менее, в благодарность за оказанные милости или в ожидании будущих благословений почести, равные тем, которые оказывались богам, казались уместными: поэтому люди посвящали им храмы, устанавливали их статуи с атрибутами божеств, приносили жертвы в их честь и приписывали им божественные титулы. Для таких практик и был рождён императорский культ.

Как правило, новый правитель предписывал сенату обожествлять (апофеоз) своего предшественника, хотя некоторые императоры (Калигула, Нерон, Домициан и Коммод) требовали божественных почестей при жизни. В искусстве орёл, поднимающийся в небо (несущий душу умершего императора), часто символизировал обожествление. Рельеф из Эфеса изображает Траяна, возносящегося на небеса в колеснице солнца.

Часто города предвосхищали официальную политику и устанавливали божественные почести для живого императора. Города в Малой Азии настойчиво продвигали императорский культ, потому что империя принесла им большое процветание.

Эфес является хорошей иллюстрацией: он объявил Юлия Цезаря явленным богом и установил святилище Августа на территории большого храма, посвященного Артемиде. Поклонение также воздавалось Нерону в связи с Артемидой, а при Домициане был посвящен храм императорам Флавиев. Также был построен новый храм Адриана как Зевса Олимпийского, и был учрежден фестиваль (Адрианея Олимпия).

Изобилие язычества

В конце концов, самым сильным соперником христианства оказалось традиционное язычество с его множеством божественных сил, ритуалами жертвоприношений, храмами, статуями божеств, обетными подношениями и периодическими празднествами. Нет точного способа подвести итог всему многообразию, но, возможно, несколько цитат из древних источников могут дать представление о набожности и суевериях, которые давали надежду столь многим.

Философия выполняла для многих людей в древнем мире функции, которые мы ожидаем от религии, — обеспечивала моральный кодекс и давала духовное руководство. В конце третьего и четвертого веков, при таких мыслителях, как Порфирий, Ямвлих и Саллюстий, неоплатонизм объединился с традиционным язычеством. Последняя творческая форма греческой философии, она защищала жертвоприношения, магию и астрологию как часть своего собственного духовного видения реальности.

Таким образом, традиционные религии глубоко укоренились в древнем мире, причем в самых разных формах. Неудивительно, что историки продолжают исследовать эту эпоху, чтобы выяснить, как именно христианство в итоге выкорчевало их.

Everett Ferguson - профессор истории Государственного университета Абилин и редактор Энциклопедии раннего христианства.
Категория: История | Просмотров: 444 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 epokhaperemen • 07:02, 01.04.2023 1
Если бы профессор истории озадачил себя вопросом откуда столько Богов в древности, то со временем пришел бы к выводу, что это НЕ огромное количество Богов, а множество имен их.

Люди легко могли один и тот же персонаж назвать несколькими именами, например Сиф мог стать Си-Сиф (СИ-ЗИФ) или Зив(с), т.е. Зев-с или Сет, Шет, а может и Шив(а). В славянском СИ означает ЭТО и получается ЭТО-СИФ или ЭТО-ЗЕВ(с). Произношение в разных языках разное.

Если посмотреть на имя Ева, а у арабов она хАва, то имя Аф-родита и Афина явно принадлежат этой даме. АФ-РОДИТА означает ЕВА -РОДИТ(ельница), то есть давшая жизнь.

Это только те имена, которые созвучны, а были и иные, которые давались по каким - то качествам и совершенно отличаются от привычного библейского.

Прочтите книгу Есфирь о ком из рода бОгов там идет речь, чья судьба в ней изложена?
Эсфирь, иное прочтение Эстер, как оно созвучно имени Истер и Иштар. А река Истра течет в Подмосковье, как это название могло закрепиться далеко на север от Шумера и Вавилона?

А Аман? Есть город Аман, но нет города с названием Адам.
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: боги, язычество, Древний Рим, христианство
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 40
500

Онлайн всего: 36
Гостей: 35
Пользователей: 1
John


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024