После того, как Дональд Трамп объявил на прошлой неделе, что он баллотируется на пост президента в 2024 году, многие из моих коллег-евангельских христиан начали готовиться к новым потрясениям в своих общинах и деноминациях. Ситуация особенно тревожна, потому что многие из нас ещё не оправились от первой эры Трампа.
Но что, если на этот раз мы не увидим такого же уровня раздора и раскола? А что, если потенциальная тишина на самом деле не является хорошей новостью?
Услышав об объявлении Трампа, мой знакомый рассказал мне о проблемах в его собственной семье. “Мы уже боролись из-за этого семь лет”, - сказал он. “Сколько ещё мы можем выдержать?” (Я даже не уверен, является ли этот человек сторонником Трампа или противником).
Вы все знаете, как я отношусь к этому вопросу. Но даже многие из тех, кто не согласен со мной, сетуют на тот факт, что семьи отдалились друг от друга, церкви раскололись, деноминации были разорваны на части, а дружеские отношения исчезли — и всё из-за политики. И теперь мы снова здесь.
Однако я задаюсь вопросом, не являются ли самой опасной вещью не сами аргументы, а скорее отсутствие аргументов.
В конце концов, одним из самых травмирующих аспектов 2016-2021 годов было чувство предательства, которое испытывали люди почти по обе стороны пропасти. Одна чернокожая христианка рассказала мне, что в воскресенье после Дня выборов в 2016 году она ушла с церковного служения в слезах, потому что знала, что большинство людей в её преимущественно белой евангелической церкви проголосовали за Трампа.
“Как они могут говорить, что они за меня и мою семью, и в то же время быть за это?” - спросила она.
Большая часть острых личных конфликтов из-за Трампа и трампизма была вызвана головокружением, которое случается, когда люди, якобы принадлежащие к одному “племени”, поворачиваются друг к другу и говорят: “Я даже не знаю, кто вы больше!”
Сторонники Трампа часто обращаются к несогласным Трампа и спрашивают: “Разве вы не хотите консервативных судей? Разве вы не хотите бойца?” Те из нас, кто не поддерживает Трампа, говорят тем, кто поддерживает: “Разве вы не говорили нам, что характер имеет значение? Вы действительно верите, что он подходит для этой должности?”
Эти разговоры могут продолжиться и на этот раз, но в более узких кругах, где бывшие сторонники Трампа чувствуют, что больше не могут его поддерживать, или бывшие оппоненты решают начать поддерживать его.
Но большинство людей знают, чего ожидать — не только друг от друга, но и от Трампа. Это будет актуально в 2024 году гораздо больше, чем это было в 2016 или в 2020 году.
В первый раз я часто мог предположить, что люди на самом деле не видят того, что вижу я. Возможно, они думали, что худшие черты Трампа были просто перформативными и что он будет руководить по-другому. Или, может быть, они предполагали, что “ограждения выдержат”, защищенные конституционными институтами или “взрослыми в комнате” вокруг него.
Но теперь мы знаем, как всё обернулось. Мы все видели 6 января и всё, что предшествовало ему и после него. Либо мы считаем, что эти события представляли угрозу конституционному порядку, либо нет.
На этот раз, вероятно, в поместных церквях будет меньше внутренних разборок из-за Трампа, потому что никто на самом деле не ожидает, что другая сторона будет убеждена. Многие церкви “разобрались” между собой по политическим вопросам (и связанным с ними вопросам о мерах предосторожности против COVID-19, Black Lives Matter и #MeToo).
Некоторые из многонациональных церквей, которые я видел наиболее разделёнными по этим вопросам, больше не являются многонациональными. Некоторые из церквей с несколькими поколениями, которые, как я видел, мучились из-за этих проблем, больше не являются церквями с несколькими поколениями.
В таких ситуациях президентские выборы 2024 года могут показаться гораздо менее противоречивыми, чем последние два, потому что те, кто не согласен, теперь ушли из церкви. Разделения уже сформированы, и для многих людей они кажутся непреодолимо постоянными.
Однако что более важно, так это то, как эпоха Трампа уже изменила всех нас.
Несколько месяцев назад я разговаривал с евангельским христианином студенческого возраста. Я упоминал, что многие пасторы сейчас измотаны и обескуражены и что многие из них ошибочно полагали, что время потрясений в конечном итоге вернётся к “нормальному” состоянию. Молодой человек ответил, сказав мне, что на самом деле он не помнит жизнь до того, как она была такой.
“Я даже не знаю, что такое "нормально", - сказал он.
Подумайте о том, насколько мы привыкли к личным оскорблениям и “троллингу” — не только от плохих актёров в Интернете, но и от людей, занимающих руководящие должности. Новый владелец Twitter троллит своих собственных рекламодателей, акционеров и сотрудников. Деноминационные собрания и церковные собрания часто проходят во многом одинаково — когда лидеры делают заявления, призванные вызвать возмущение.
Мы к этому привыкли.
Более того, окно овертона сместилось до такой степени, что некоторые евангелисты могут принять белые националистические точки зрения, такие как теория великой замены. Их откровенно сегрегационистские идеи теперь приводят к дисциплине не для них самих, а для тех, кто выкрикивает плохие идеи.
Несколько лет назад, во время всех потрясений в мире, пожилой христианский лидер отвёл меня в сторону с таким советом: “Убедитесь, что вы справляетесь со своим гневом”. Я ответил, что совсем не сержусь и что я действительно не испытываю неприязни ни к одному из людей, которые причинили мне боль. Он сказал: “А что, если ты просто оцепенел?”
Что, если мы просто оцепенели?
Многие готовятся к новым политическим потрясениям. Но что, если этого не произойдёт? Что, если в наших церквях стало спокойнее, чем когда-либо? А что, если это не столько потому, что мы помирились с Дональдом Трампом, сколько потому, что мы стали такими же, как он?
На недавних промежуточных выборах миллениалы и поколение Z бросили вызов историческому прецеденту и пришли голосовать. В подавляющем большинстве они отвергли тех, кто отрицал результаты выборов в ключевых штатах - полях сражений. Если мы не видим тех же избирателей в наших церквях или не слышим их отпора в наших религиозных общинах, это, скорее всего, означает, что они уже ушли или уже сдались.
Возможно, я ошибаюсь. Возможно, 2024 год будет таким же разделяющим церковь и семьи, как 2016 и 2020 годы. Или, может быть, я ошибаюсь, потому что мы достигли нового уровня зрелости и мудрости в сортировке наших подразделений. Но что, если мы просто адаптировались? Что, если все мы — независимо от того, что мы думаем о Дональде Трампе — слишком измучены и циничны, чтобы даже разделиться?
Постановка этих вопросов может стать первым шагом к поиску другого пути.
Russell Moore возглавляет проект общественной теологии в Christianity Today.
|