Это не только морально оправдано, но и соответствует сердцу Христа для ранимых
|
За последнее время я получил много вопросов о разводе в случае жестокого обращения. По крайней мере, некоторые из этих вопросов, скорее всего, исходят из того, что церковь наказывает женщину за то, что она бросила своего якобы жестокого мужа. В случае, если вы или кто-то, кого вы любите, оказались в такой ситуации, позвольте мне начать с моего вывода: вы не грешите, что развелись с жестоким супругом или вступили в повторный брак после этого.
Причина, по которой это вообще вопрос для людей, заключается в том, что они знают, что Библия говорит, что Бог ненавидит развод. В Писании брак — это завет, призванный олицетворять знак союза между Христом и Его церковью. Иисус очень решительно выступал против развода, даже рассматривая закон Моисея о разрешении развода как временную уступку жестокосердию, а не как Божий план для брака (Мф. 5:31-32; Марка 10:2-12; Луки 16:18).
Когда служитель на более традиционной свадебной службе объявляет пару женатой и говорит: “То, что Бог соединил вместе, пусть никто не разлучает”, этот служитель цитирует слова самого Иисуса.
Даже те в церкви, кто ругает внешний мир по вопросам, которые неясны в Писании, часто склонны замалчивать развод, о котором Библия говорит решительно. Обычно это всего лишь ещё один пример политики идентичности племенной культурной войны: в наших церквях больше разведенных и вступивших в повторный брак людей, чем людей с другими проблемами.
Всё это правда. Тем не менее, я полагаю, что Библия рассматривает вопрос о разводе в случаях жестокого обращения не как вопрос греха для невинного супруга.
Некоторые люди, например, в римско-католической общине, считают, что для развода никогда не бывает никаких моральных причин. Однако даже в этом случае спор идёт о том, имеет ли какое-либо учреждение право объявлять брак расторгнутым. В этом случае спор не о том, должен ли супруг оставаться в ситуации жестокого обращения.
Я не знаю ни одного верного католического священника или епископа, который сказал бы, что человек должен оставаться в жестокой среде. В таких ситуациях они советовали бы удалить этого человека (и его или её детей) и, если бы угроза жестокого обращения сохранялась, держали бы их подальше от такого дома, даже если бы это означало пожизненное заключение.
Как большинство из вас знает, я не придерживаюсь мнения, что развод в любом случае является грехом. Как и большинство евангельских протестантов, я считаю, что есть несколько узких случаев, когда грех супруга расторгает брачный завет, и в этих случаях развод оправдан. Почти все, придерживающиеся этой точки зрения, сочли бы нераскаянную супружескую измену одним из таких исключений. И большинство из нас восприняло бы нежелание супруга как ещё одно.
Апостол Павел советовал новообращённым христианам в первом веке, что они не обязаны оставлять своих неверующих супругов (1 Кор. 7:10-16). Эти браки не были нечестивыми из-за супруга, который поклонялся какому-то другому богу; они были освящены тем, кто поклонялся живому Богу.
В то время как Бог призвал нас стремиться к миру и примирению со всеми людьми, Павел писал, что в случае, если супруг ушёл, отказавшись от брака, оставшийся супруг должен “позволить этому быть так” и не считать себя “связанным”, что явно подразумевает свободу вступать в повторный брак.
Жестокий супруг, по сути, отказался от брака. Жестокое обращение намного хуже, чем уход, предполагающий использование чего-то святого (брака) в сатанинских целях. Жестокое обращение с супругом или ребёнком — это именно то, что Бог осуждает повсюду в Библии - использование власти для причинения вреда уязвимым (Пс. 8:18; Ис. 3:14-15; Иез. 18:12; Амос 2:7; Марк 9:42 и т. д.) Хотя жестокое обращение хуже, чем уход, оно не меньше, чем уход.
Библия показывает, что если один из супругов покидает дом, то это не вина невинной стороны. И если супруг делает дом опасным местом для другого супруги (или детей), это также не вина невинной стороны. В этих случаях развод не является грехом, но, прежде всего, является признанием того, что уже имеет место, — что союзный завет одной плоти расторгнут, - и оскорбленный супруг не должен испытывать никакого осуждения при разводе.
Предположение о том, что супружеская верность влечёт за собой подвергание себя или своих детей жестокому обращению, сродни утверждению, основанному на заповеди Римлянам 13 подчиняться руководящим властям, что Иисус был безнравственным, призывая тех, кто находится в опасности в Иудее, “бежать в горы” во время великой скорби (Мф. 24:15-19). Боже упаси.
Согласно опросу подавляющее большинство протестантских пасторов сказали бы, что развод в случаях насилия в семье является морально законным. Тем не менее, я бы пошёл еще дальше, утверждая, что во многих случаях развод не только допустим, как это было бы в случае супружеской измены или других форм отказа, но и необходим для защиты пострадавшего от дальнейшего вреда.
И церковь, и государство играют определенную роль в обеспечении того, чтобы насильник не издевался над человеком, подвергшимся насилию, что часто происходит из-за лишения дохода или жилья. Развод обычно предполагает признание обществом того, что брак расторгнут, помощь в разделении ресурсов и обеспечение некоторой постоянной защиты (часто посредством запретительных судебных приказов) для тех, кто подвергся насилию.
Если вы служитель, вы можете почти гарантировать, что кто-то на ваших скамьях или в вашем ближайшем окружении подвергается насилию в семье. Иногда жертва усваивает оскорбительную риторику насильника и винит себя в том, что навлекла жестокое обращение на себя или своих детей.
Иногда тот, над кем издеваются, считает, что у него нет другого выбора, кроме как остаться, чувствуя себя в ловушке брака. В случае бытового насилия церковь несёт ответственность не только за оповещение соответствующих гражданских властей, но и за то, чтобы нести бремя жертвы жестокого обращения, предоставляя безопасное убежище и удовлетворяя другие потребности.
Самое меньшее, чего можно ожидать от своей церкви, - это не быть осужденными как грешники за то, что избежали опасности.
Признайте, что насильники часто используют духовный язык в качестве оружия, чтобы скрыть насилие. Они могут предположить, что подвергшиеся насилию супруги “не прощают”, если они уйдут, или что они согрешат против Иисуса, если будут добиваться развода, постоянно цитируя вырванные из контекста стихи из Библии. Как управитель Божьих оракулов, церковь уполномочена называть такое злоупотребление Писаниями тем, чем оно является: произнесением имени Господа всуе одним из худших способов, которые только можно вообразить.
Развод из-за домашнего насилия - это не грех. Все дело в грехе, но это грех насильника, а не грех оскорбленного, который решает развестись. Люди, подвергшиеся насилию в наших церквях и в наших общинах, должны видеть, что мы правильно применяем Библию, и они должны видеть, что мы воплощаем Иисуса Христа, который защищает уязвимых.
То, что Бог соединил воедино, пусть никто не разлучает. Да и аминь. Но иногда Иисус также хотел бы, чтобы мы осознали, что человек не должен насильно соединять то, что Бог разделил.
Иногда путь в суд по бракоразводным процессам - это не путь к разрушению, а дорога в Иерихон. Мы должны смотреть, кого бьют на обочине дороги, и быть для них теми, кем Иисус велел нам быть.
Russell Moore возглавляет проект общественной теологии в Christianity Today.
|