Как послание Христа резонировало на протяжении веков, даже в те моменты, когда его последователи не могли соблюсти мелодию.
|
Когда дело доходит до истории церкви, существуют два распространенных, но ошибочных подхода: одни празднуют непрерывную серию триумфов народа Божьего, в то время как другие осуждают аморальные деяния, совершенные лицемерами. Однако истинная история гораздо сложнее, поскольку христиане иногда следуют учению Христа, а иногда сильно отстают, как это описывает историк Джон Диксон в книге "Хулиганы и святые: Честный взгляд на добро и зло христианской истории". Кристофер Риз, независимый писатель и редактор журнала Worldview Bulletin, поговорил с Диксоном о том, как смириться с ошибками церковной истории, а также ответил скептикам, которые отрицают многочисленные достижения церкви за последние два тысячелетия.
Какую пользу получают христиане сегодня от изучения истории церкви?
Изучение любой истории имеет множество преимуществ. Во-первых, это может привести к смирению. Знание большего об эпохальных фигурах прошлого ставит в перспективу наши собственные достижения и чувство собственной значимости. А постыдные деяния прошлого, особенно христианского прошлого, должны заставить нас задуматься о том, какие тёмные пятна увидят в нас будущие поколения. Чем больше я изучаю историю, тем меньше осуждаю наших предков — не потому, что совершенные ими проступки не были неправильными, а потому, что я боюсь, что не вижу своего собственного зла.
Ещё одна замечательная вещь в изучении истории заключается в том, что она приглашает нас черпать из гораздо более глубокого источника человеческого опыта и мудрости. Это всё равно что провести полный демократический опрос общественного мнения. Мы слышим лучшие идеи не только нашего времени, но и прошлых веков. И мы видим, как вся христианская семья боролась с Божьей мудростью в самых разных контекстах.
Какие популярные мифы о христианской истории вы больше всего хотели бы исправить?
С чего начать! Один из популярных мифов гласит, что самые первые христиане приняли этику любви и смирения только потому, что они были “неудачниками” общества — крестьянами, нищими, преследуемыми. Ничто не может быть дальше от истины. Чем больше я читаю первичные документы тех столетий основания христианства, тем больше убеждаюсь, что эти христиане чувствовали, что могут позволить себе быть хорошими неудачниками, потому что они уже победили! Это убеждение позволило им свободно сидеть рядом с политикой и властью, зная, что прославление Христа и оправдание Его страдающего народа гарантированы.
Множество других мифов заслуживают некоторой ясности: например, популярное представление о том, что Запад вступил в “Тёмные века” после падения Рима и возвышения церкви. Правда, многие важные сооружения были утрачены. Тем не менее церковь продолжала свою работу, создавая общины по уходу, строя больницы и школы и вдохновляя огромную индустрию изучения и копирования классической литературы. Многие не понимают, что подавляющее большинство классических латинских текстов — как языческих, так и христианских — были сохранены прилежными монахами в так называемые Тёмные века.
Конечно, у христиан могут быть свои собственные мифы о почти полной розовости христианской истории. Я не вижу смысла в том, чтобы обелять ужасные вещи, совершенные во имя Иисуса: сожжение синагог в четвёртом веке, закрытие языческих храмов в шестом веке или переосмысление 12-го века метафорических “доспехов Бога” Павла, чтобы оправдать использование настоящих мечей против неверующих.
Есть ли в книге историческая личность, о которой христианам следует знать больше?
Если мне придется выбрать только одного, то это Алкуин Йоркский, возможно, величайший европеец, о котором мы никогда не слышали. Он был набожным церковным дьяконом и был известен как самый учёный человек в мире в восьмом веке. Он представил широкую образовательную программу по всей Европе под патронажем Карла Великого. Студенты — девочки и мальчики, богатые и бедные — изучали грамматику, логику, риторику, геометрию, арифметику, основы астрономии и то, что вы могли бы назвать философией музыки, что подготовило их к изучению таких продвинутых предметов, как история, теология и право.
Это изменило Европу так, как римляне никогда не смогли бы сделать — и никогда бы не попытались. В конце концов, это дало нам великие соборные школы и крупнейшие университеты позднего Средневековья. Но вклад Алкуина был не просто академическим. Как один из самых любимых советников Карла Великого, он каким-то образом убедил великого короля отказаться от своей жестокой политики “обращения или меча”. Алкуин хотел обратить языческую Европу сладким убеждением, а не насилием и налогообложением.
Как вы реагируете на скептиков, которые перечисляют такие события, как инквизиция или крестовые походы, как причины для отказа от христианства?
Отвергать христианство, основанное на ужасном действии некоторых христиан, всё равно что отвергать Баха, услышав мои слабые попытки сыграть его сюиты для виолончели. Мы все знаем, что нужно различать композицию и исполнение. И то же самое относится к церковной истории. Первоначальное послание Христа звучало на протяжении веков, как прекрасная мелодия, даже несмотря на то, что многие христиане не смогли сыграть в унисон.
В любом случае, никакая честная оценка мировой истории не может рассматривать фанатизм и насилие церкви как уникальные. Дикость, по-видимому, универсальна. Что не является универсальным, так это такие вещи, как бесплатное школьное образование, больницы и благотворительность для всех. Это был особый вклад христианства.
Как вы думаете, как бы выглядел мир сегодня, если бы церкви никогда не существовало?
Конечно, мы можем только рассуждать — так позвольте мне это сделать! Дело в том, что греки и римляне не верили в то, что мы называем милосердием. Поскольку они не считали смирение добродетелью, им и в голову не приходило предоставлять больницы для населения. И у них был глубоко унизительный взгляд на женщин и секс. Несмотря на многие трагические неудачи, церковь исправила эти ошибки.
Одна поразительная вещь в христианской истории — это встроенная корректировка в сердце веры. Когда церковь была в худшем состоянии, появлялась какая-нибудь фигура пророка, указывающая, как далеко все отошли от Евангелия, и вдохновляла движение за реформы, которое возвращало людей на правильный путь - до следующего периода системного сбоя.
В той мере, в какой наш мир рассматривает церковь как просто традиционную и даже антипрогрессивную, на самом деле всё обстоит наоборот. Это может быть хорошим описанием республиканского и имперского Рима, но оно не описывает доминирующую траекторию церковной истории, которая характеризовалась покаянием, совершенствованием и стремлением к большему воплощению совершенства Христа. В некотором смысле современные светские страсти к разоблачению лицемерия и требованию прогресса — это части христианского наследия, которые были вытеснены из своего духовного источника.
Какое послание, как вы надеетесь, читатели вынесут из этого обзора христианской истории?
Я надеюсь на скептиков, что, несмотря на то, что их худшие опасения по поводу церкви подтвердились в некоторых моментах, они также будут удивлены тем, в какой степени христиане в своих лучших проявлениях дали нам некоторые из вещей, которые светские гуманисты любят сегодня.
Мне также хотелось бы думать, что христиане одновременно почувствуют смирение и вдохновение от деятельности Церкви на протяжении её 20 веков. Возможность сбиться с пути Христа присутствует всегда. Это случилось в прошлом, и это произойдёт снова. Это должно вызывать у нас горе и страх, заставляя нас быть внимательными к нашим собственным слепым зонам. Но я верю, что истории героической веры в каждом столетии будут поддерживать в нас веру в то, что, несмотря на наши неудачи, Христос может осуществить Свои чудесные замыслы через такую хрупкую плоть, как наша.
|