Филип Янси: Бог может любить "Такого циничного подлеца, как я"
Отрывок из мемуаров автора бестселлеров “Куда падал свет”.
В уязвимое время моего духовного развития я оказался в Библейском колледже с книгой правил на 66 страницах и небольшим акцентом на благодать. Другие студенты казались вполне довольными в контролируемой среде. Однако во мне культура кампуса поощряла больше цинизма, чем веры.
Мой цинизм постепенно смягчился в течение второго курса. Я нашёл некоторое облегчение в новом задании христианского служения: “работа в университете”. Четверо из нас, студентов мужского пола, начали посещать близлежащий государственный университет каждую субботу вечером с целью вовлечения студентов в беседы о вере.
Во время нашего первого визита я был ослеплён роскошными общежитиями и студенческими комнатами отдыха, так отличающимися от утилитарных зданий Библейского колледжа. Зачарованный, я изучаю доски объявлений, увешанные яркими плакатами, объявляющими о концертах, спектаклях и других студенческих мероприятиях. Я хочу быть одним из этих людей больше, чем обращать их в свою веру.
Прогуливаясь по кампусу, я замечаю группу спортсменов, сидящих во внутреннем дворике. “Откуда вы, ребята, родом?” Я спрашиваю.
“Мы из йельской бейсбольной команды. Как насчёт тебя?”
“Эм, я посещаю библейский колледж по соседству, и мы пришли сюда, чтобы узнать, не хочет ли кто-нибудь поговорить о духовных вещах”. Они обмениваются ухмылками. Я продолжаю: “Видите ли, в Божьем хозяйстве...”
“Это забавно", - перебивает один из спортсменов. “Я не знал, что у Бога есть хозяйство". Его товарищи по команде смеются, и кровь приливает к моему лицу. Я направляюсь в студенческий центр, чтобы посмотреть телевизор.
“Не волнуйся, Филип”, - успокаивают меня мои сокурсники, когда я сообщаю о своей неудачной попытке стать свидетелем. “По крайней мере, ты посеял семя. Слово Божье не возвращается пустым”.
После той первой попытки я почти каждый субботний вечер провожу в студенческом центре, изучая спорт и новости.
Задания на уроках заставляют меня продолжать изучать Библию, что неожиданно привлекает мой интерес. Я читаю Экклезиаста и осознаю свой собственный унылый цинизм. Я читаю Псалмы и Иова и удивляюсь, что в этих священных книгах содержатся такие гневные обвинения против Бога. Такие библейские вспышки - обычное дело, хотя профессора обычно пропускают их мимо ушей.
Я понимаю, что мало что знаю об Иисусе, кроме историй, которые я узнал в воскресной школе. Изучая четыре Евангелия, я сталкиваюсь с новыми сюрпризами. “Вы познаете истину, и истина сделает вас свободными”, - обещает Иисус, что кажется мне ироничным в кампусе, который душит свободу. Мне начинает нравиться этот парень. Когда кто-то задает ему вопрос, Он никогда не использует круговые рассуждения. Он загадочен, неуловим, Его невозможно вычислить. В большинстве случаев Он возвращает вопрос тому, кто его задал.
Интересно, если бы Иисус появился в кампусе, что бы с ним сделала администрация? Неужели Его тоже распнут за то, что Он допрашивал Своих учителей?
Мой брат Маршалл поощрял меня читать книги К. С. Льюиса. Читая его, я чувствую мягкое притяжение к вере. Книга, которая зацепила меня больше всего, была опубликована в тот год, когда я поступил в среднюю школу: «Боль утраты». Я читаю о борьбе Льюиса за выживание в “безумные полуночные моменты”, затем я поднимаю голову и смотрю на счастливых студентов вокруг меня, и раковина устрицы захлопывается.
Поразительно, но колледж нанял социолога со степенью гарвардского университета. Он назначает книгу Эрвинга Гоффмана "Asylums", знаковое исследование того, что автор называет “тотальными учреждениями". Гоффман предполагает, что такие учреждения, как тюрьмы, военные академии, монастыри, приюты для душевнобольных — и библейские колледжи? — постепенно обустраивают своих подданных так, чтобы со временем инсайдеры привыкли к их контролируемой обстановке. Способность застелить кровать так плотно, что монеты отскакивают, не помогает новобранцу на поле боя. Однако это укрепляет структуру военного командования: “Я главный, и вы должны делать то, что я говорю”.
Как бы в подтверждение моих подозрений, на одной из наших частных встреч декан мужского факультета признаётся мне, что он придерживается некоторых мелких правил просто для того, чтобы научить студентов повиноваться. Что даёт мне идею для моего социологического проекта.
Я раздаю распечатанный бланк опроса каждому первокурснику и выпускнику мужского пола, задавая такие ненаучные вопросы, как “Какое правило беспокоило вас больше всего при поступлении в эту школу?” и “Уменьшилось ли ваше отношение к восстанию против школы с тех пор, как вы поступили?” Верные моей догадке, старшеклассники принимают и даже защищают правила и политику, которые первокурсники считают нелепыми.
Когда декан находит копию моего мимеографического опроса в мусорном ведре, я снова попадаю в список наблюдения факультета. “Это восстание!” - говорит президент колледжа. “Он не может опрашивать первокурсников. Они нас не знают!” — именно это я и имел в виду.
Проект помогает мне отделить школьную субкультуру от тела веры, которое она так ревностно охраняет. Возможно, я сопротивляюсь не Богу, а людям, которые говорят от имени Бога. Я уже научился не доверять взглядам моих детских церквей на расу и политику. Что ещё я должен отвергнуть? Гораздо более сложный вопрос: что я должен сохранить?
РЕЙТИНГ:
НАЗВАНИЕ: Where the Light Fell: A Memoir
АВТОР: Philip Yancey
ИЗДАТЕЛЬСТВО: Convergent Books
ДАТА ВЫПУСКА: 5 октября 2021
СТРАНИЦ: 320
ЦЕНА: 24.99$
Одна сцена из Евангелий, в Евангелии от Иоанна 6, захватывает меня. Я представлял Иисуса распятым Мессией, отвергнутым Своим собственным народом. Но рассказ Иоанна даёт представление о Его ранней популярности. Огромные толпы следуют за Ним повсюду, ослеплённые Его чудесами и ловящие каждое Его слово, жаждущие короновать Его как своего царя. Как реагирует Иисус? Отступив в горы. Ничуть не смущаясь, толпа преследует Его. На следующий день Иисус даёт некоторые из Своих самых суровых поучений, настолько отталкивая толпу, что все, кроме Его ближайших последователей, покидают Его. Когда Иисус спрашивает Своих 12 основных учеников, хотят ли они тоже уйти, они отвечают: “Господь, к кому нам идти?”
Я всегда думал о Боге как о скручивателе рук, космическом хулигане, который планирует сломить любого, кто осмелится сопротивляться. В этом рассказе Иисус выглядит задумчивым, даже несчастным, не проявляющим интереса к убедительной вере. Иисус явно не использовал методы тотальных институтов Гоффмана.
Из Библии я узнаю о Боге, который питает слабость к мятежникам, который наделяет полномочиями таких людей, как прелюбодей Давид, обманщик Иаков, нытик Иеремия, предатель Пётр и нарушитель прав человека Саул из Тарса. Бог, чей Сын делает блудных детей героями своих историй.
Мог ли этот Бог найти место для такого циничного подлеца, как я?
Выдержка из "Откуда падал свет: Мемуары Филипа Янси".
Категория: Книги |
Просмотров: 951 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/3 |
| ИСТОЧНИК |