По моему опыту, самые трудные части Писания - это не те части, которые вы не понимаете. Неспособность понять может быть хорошей; она может побудить к размышлению, исследованию и открытию. Нет, настоящая беда приходит, когда вы точно знаете, что происходит, и это не выглядит хорошо, правдиво или красиво. Подумайте, например, о пророчествах суда над народами, которые идут страница за страницей, не имея (по-видимому) никакой надежды, никакого современного применения и никакого конца в поле зрения.
Последние семь глав книги пророка Иеремии являются тому примером. Как может книга, содержащая такие славные обещания, иметь такой удручающий конец? Есть девять пророчеств суда над народами: Египтом, Филистией, Моавом, Аммоном, Едомом, Дамаском, Кедаром и Хазором, Эламом и Вавилоном — с последующим разрушением Иерусалима. Эти суды суровы, а иногда и красноречивы. Четыре народа получают обещание будущего милосердия в одном стихе (46:26; 48:47; 49:6; 49:39), но это всего лишь четыре капли надежды в семиглавной пустыне бедствий. Как мы находим добро, радость и Евангелие в этих отрывках? Как это часто бывает в Ветхом Завете, мы находим ответ в истории исхода.
Заключительные главы книги Иеремии содержат десять божественных приговоров: девять - против чужеземных народов и последний - против самой Иудеи. Иезекииль 25-33 проходит через аналогичную последовательность: девять пророчеств против народов и их царей, за которыми следует разрушение Иерусалима. Аналогичная картина наблюдается и в Исаии 13-23. Вряд ли это совпадение.
Десять, конечно, очень значительное число в истории исхода. Мы все знаем Десять Заповедей, и мы можем вспомнить поколение пустыни, лишившееся входа в обетованную землю, десять раз ослушавшись Бога (Числа 14:22-23). Важно отметить, что было также десять казней, посланных на чужой народ (Египет), последняя из которых привела к освобождению Израиля посреди ночи. Поскольку казни являются парадигматическим библейским примером суда над чужими народами, вполне возможно, что Иеремия, Исаия и Иезекииль намеренно представляют свои пророчества как язвы суда.
Присмотревшись внимательнее, мы видим и другие подсказки. Иеремия начинает свои пророчества с Египта (46:2). Он заканчивает бегством посреди ночи, когда враги преследуют его по горячим следам (52:7-9). Его образы в этих главах включают реку Нил, кусачих мух, мёртвый скот, саранчу, суд над фараоном и египетскими богами, свержение лошадей и колесниц и высыхание моря.
Читая Иеремию, имея это в виду, по крайней мере, три вещи становятся яснее. Во-первых, мы являемся свидетелями битвы богов. Неоднократно Иеремия напоминает нам, что Амон, Ра, Чемош, Молех, Бел, Мардук и другие разоблачаются как обман. Наша культура может поклоняться разным богам - Аресу, маммоне, Вакху, Афродите, Гее, — но они так же бессильны спасти. Когда Бог приносит суд, обнаруживается их бессилие, что является поводом для торжества.
Второе откровение состоит в том, что кульминационный суд падает на народ Божий. В Исходе десятая чума поражает Египет, и фараон теряет своего первенца. Но в Иеремии десятый суд поражает Иерусалим, и царь Седекия теряет обоих своих сыновей, прежде чем быть ослеплённым и сосланным в Вавилон. Угнетение и идолопоклонство среди народов провоцируют язвы суда; на Сионе последствия ещё хуже. Израиль не может стать козлом отпущения для развращенного мира, пока в святилище есть идолы.
Третье, что следует заметить, - это то, что после десятой чумы наступает избавление. В Исходе, после того, как народ Божий погряз в рабстве в течение четырех столетий, приходит суд, и они милостиво освобождаются из плена. Иеремия кончает так же. Народ Божий погряз в идолопоклонстве на протяжении четырех столетий, и пришёл суд. Но последние четыре стиха показывают, что царь Иоахим был милостиво освобождён из плена, получил новую одежду, поднялся над всеми другими царями и сел за царский стол (52:31-34).
Во время суда Бог остается милостивым. У Иоахима есть надежда и будущее, как и у его народа. В грядущие годы одного из них поднимут из темницы смерти, оденут в новую одежду, вознесут над царями и народами и посадят за царский стол. И он пригласит всех — включая таких иностранцев, как я, из идолопоклоннических народов, которые заслуживают осуждения, — присоединиться к нему.
Есть ошибка в заголовке "Евангелие судов". В Библии нет такого. Есть 4 Евангелия о спасения и в них нет времени судов над народами, да во времена Евангелия спасения включено время великой скорби, но это время испытательных судов над церковью, да рождения в это время уже не будет, но к проповедующим слово будут присоединяться притворно, конец 26 главы Исайи и 11:33 Даниила. Суды писаные над народами описаны в Откровениях Иоанна, где каждой чаше гнева соответствует труба ангела. Не пытайтесь понять всю картину будущего, не проанализировав всего...