Кризис в церковном руководстве: как знаменитые пасторы могут избежать провала теста на известность
Когда в результате независимого расследования, длившегося месяц, были найдены достоверные доказательства того, что Рави Захария использовал свою репутацию всемирно известного апологета для совершения многих лет сексуального насилия, реакция евангельской общины, как и следовало ожидать, была шоком, ужасом и горем.
Многие задавались вопросом, как этот пастор мог эффективно маскироваться под смирённого слугу Христа и дурачить миллионы обожающих сторонников? Как мог этот уважаемый интеллектуал, который проповедовал Евангелие Иисуса с ясностью и страстью, нагло манипулировать уязвимыми женщинами, чтобы обеспечивать себе сексуальное удовлетворение?
Когда империя, построенная Захарией — всё во имя достижения потерянных Евангелием Иисуса Христа — рухнула, возможно, самым разрушительным осознанием для многих было то, насколько разрушительным ударом было его посмертное падение для свидетельства Тела Христова.
Начиная с мошеннического служения Джима Баккера в конце 1970-х и начале 1980-х годов и заканчивая недавним множеством скандалов, связанных с церковью Хиллсонг и одним из её самых популярных пасторов, Карлом Ленцем, феномен известных христианских лидеров, совершающих проступки, не является чем-то новым для Западной Церкви.
Что же тогда движет дисфункцией и недостатком здравости, наблюдаемыми сегодня у многих церковных лидеров? Почему так много пасторов в западном евангелизме проваливают испытание славой, несмотря на библейский пример, поданный Самим Иисусом?
Проблема не в том, чтобы быть "знаменитым христианином" как таковым; на самом деле Иисус считался знаменитостью в первом веке, поскольку Он был широко известен Своими чудесными деяниями.
Рич Виллодас, родившийся в Бруклине ведущий пастор братства “Новая жизнь”, объяснил: "Вообще говоря, знаменитость и христианство не обязательно противоречат друг другу в терминах, потому что понятия знаменитости часто проецируются на людей", - сказал он.
Переопределение успеха в секуляризованной культуре
В американском евангелизме 21 века может быть очень заманчиво перейти к другой модели успеха — ориентированной на деньги, славу и цифры, — чем та, которая изложена в Писании.
Scott Sauls – старший пастор «Пресвитерианской церкви Христа» в Нашвилле, шт. Теннесси
Так считает Скотту Солсу, старшему пастору пресвитерианской церкви Христа в Нэшвилле, штат Теннесси, и автору бестселлеров. Он сказал The Christian Post (СР), что с библейской точки зрения успех определяется как демонстрация верности, характера и честности.
“Честность означает быть целостными в нашей жизни и в наших служениях, а это означает, что мы являемся целостными учениками Христа, следуя всему Писанию и всему тому, как мы ведём жизнь и служение, включая административную часть”, - объяснил он.
“В то время как управление, верная и отличная организация важны для хорошего управления Божьими ресурсами, мерой того, хорошо ли мы управляем, является характер, с которым управляются и руководятся церкви”.
Пастор Ed Young Jr. из Fellowship Church
На Церкви лежит бремя "переопределения успеха", и, прежде чем нанимать человека, церкви должны “глубже изучить жизнь, душу и прошлое человека”, по словам Эда Янга, основателя и старшего пастора Fellowship Church в Грейпвайне, штат Техас.
“Мы не можем позволить, чтобы чей-то великий дар затмил недостаток честности в какой-то другой области”, - сказал он CP. Многие из пасторов, которые публично пали в последние годы, демонстрировали “черты характера”, которые были проигнорированы их близкими из-за их даров, продолжил он.
Michael Youssef
Египетско-американский пастор и телепроповедник Майкл Юсеф из Церкви Апостолов в Атланте, штат Джорджия, посетовал, что в Западной Церкви многие пасторы являются не пастырями, а “знаменитостями и руководителями деятельности, называемой церковью".
"Это прекрасно, если это то, что они хотят сделать, но не называйте это Церковью Иисуса Христа. Назови это как-нибудь по-другому, - сказал Юсеф.
“Мы превратились в маркетинговую компанию и знаменитых проповедников. Мы не слуги живого Бога. Мы здесь не для того, чтобы служить Божьему народу, служить ему, увещевать, поддерживать, ободрять, утешать и все эти вещи, о которых очень ясно сказано в Писании. Мы отошли от этого".
Секуляризация культуры, добавил Юсеф, является движущей силой этого явления, и её нельзя игнорировать.
“Секуляризация культуры в целом оказывает влияние на Церковь, особенно на тех, кто, возможно, не стоит на твёрдой почве непогрешимого Слова Божьего, кто служит и пастырствует из эмоционального, эмпирического христианства, а не из твёрдой Евангельской основополагающей проповеди Нового Завета", - передал он.
Tim Keller
Пастор и писатель Тим Келлер признаёт, что в некоторых кругах его считают “знаменитым пастором”. Пастор-основатель Церкви Искупителя в Нью-Йорке, проповеди Келлера слушают по всему миру, а его книги читают миллионы.
И Келлер понимает, что если он злоупотребит своим положением, “многие христиане могут быть посрамлены” из-за него.
“И поэтому, если Бог даст мне большее ”влияние", тогда я действительно несу ответственность за то, чтобы не разочаровывать людей", - сказал он CP. “Не для того, чтобы просто выглядеть великим человеком; я на самом деле должен быть святым; я должен на самом деле умертвить свой грех. Я должен вести молитвенную жизнь. Я должен делать то, что должен делать каждый христианин. Я не обязан быть лучше других христиан. Мне просто нужно быть таким, каким Бог хочет видеть христианина".
Когда пасторы становятся “хорошо известными”, сказал он, похвала может вскружить им голову, критика может вызвать жалость к себе, а переутомление может заставить их пренебречь своей молитвенной жизнью.
“По всем этим причинам очень часто так называемые ”знаменитые служители и деятели" живут жизнью, менее соответствующей христианской вере, чем христиане, которые не так знамениты", - сказал Келлер.
"Притупление значения быть пастором"
Янг утверждает, что пасторов есть неуверенность в себе: “Мы хотим быть крутыми. Мы хотим, чтобы нас приняли. Мы хотим, чтобы нас любили. И когда мы это сделаем, мы пойдем по этому пути компромисса”.
Социальные сети также создают опасное “неправильное впечатление” о том, что значит быть пастором, утверждая, что пасторы, которые получают наибольшее количество просмотров, кликов и лайков, - это те, кого видят в модной одежде, стоя рядом со знаменитостями.
“Мы в некотором роде поняли, что значит быть пастором”, - объяснил он. “Когда речь заходит о знаменитостях или людях, которые далеки от Бога, вы не можете играть на их игровой площадке. Вы должны встретиться с ними в областях, которые не заставят вас идти на компромисс. Евангелизм иногда используется как предлог для компромисса".
Церковный орган должен поддерживать лидеров, чьи цели, желания и видение основаны на любви к Богу и ближнему, а не на человеке с наиболее привлекательными аккаунтами в социальных сетях, утверждал Саулс.
“Апостол Павел не говорил: "Внимательно следите за своим брендом или своей репутацией и проявляйте настойчивость". Саулс добавил: "Следите за своей жизнью и своим учением и упорствуйте в этом".
Христианские лидеры должны бороться с напряжением между призывом Иисуса быть смиренными и быть осторожными, чтобы не привлекать к себе внимания, добавил Саулс.
“Это своего рода суть смирения. Дело не в том, что мы меньше думаем о себе, а в том, что мы думаем о себе как меньшем. Мы не хвастаемся, и всё же в то же время мы призваны привлекать к себе внимание”, - сказал Саулс, цитируя Нагорную проповедь, где Иисус сказал: “Пусть ваш свет сияет перед людьми, чтобы люди могли видеть ваши добрые дела и прославлять вашего Отца Небесного”.
“Мы должны выяснить, в чём заключается это напряжение, когда, с одной стороны, мы очень стесняемся самих себя и очень хвастаемся тем, что обнародуем нашу веру таким образом, чтобы мир увидел демонстрацию красоты того, что Христос делает в людях и сообществах”.
Дружба и подотчётность
Исследование, проведенное Группой Барна, показало, что пасторы часто испытывают трудности, заводя друзей. Пасторы чаще, чем остальные люди в целом в целом, страдают от одиночества и изолируют себя от других.
По словам Солса, неспособность многих пасторов поддерживать близких друзей является серьезной проблемой в церковном руководстве.
Он призывает пасторов и церковных лидеров спросить себя: “Есть ли в моей среде люди, которые знают меня достаточно хорошо, чтобы ясно и точно определить, хожу ли я со Христом или нет? Если они почувствуют, что что-то не так, могут ли они также бросить мне вызов, не опасаясь наказания, возмездия или того, что их вытолкнут?”
“Общая нить, похоже, заключается в том, что человек, попавший в эти ловушки, создал ситуацию, в которой он больше ни перед кем не отчитывался и ни перед кем не отвечал, кроме самого себя", - сказал он. "А затем постепенно он отошел от друзей и близких товарищей к другой модели, где функционально у есть только слуги и поклонники".
Каждый человек в организации служения, говорит автор The Gentle Answer, нуждается в подотчётности, соответствующей их полномочиям.
“Я думаю, именно поэтому Бог поместил нас в сообщество; Я думаю, именно поэтому у Павла были попутчики", - подчеркнул Саулс.
Отрывки из Писания “друг друга” - Любите друг друга (Иоанна 13:34); будьте преданы друг другу (Римлянам 12:10); Укрепляйте друг друга (Римлянам 14:19; 1 Фессалоникийцам 5:11) — “очень поучительны с точки зрения того, как мы можем создать совместную жизнь сообщества”, - сказал Саулс.
Янг добавил, что, хотя подотчётность имеет важное значение, пасторов можно “привлекать к ответственности только в той мере, в какой они этого хотят".
"Вы не можете узаконить мораль и чистоту", - сказал Янг. "Это должно исходить из тех отношений с Иисусом, из того, что ходить с Ним и быть мудрым, как змей, невинно, как голубь".
“Когда вы подавлены и эмоционально истощены, вы подвержены искушению. Вы можете переедать, заниматься сексом, перерасходовать деньги — это смертельно опасно”, - предупредил Янг, добавив, что главной проблемой является “личная проблема с пастором и его отношениями с Богом, его супругой и другими людьми вокруг него”.
“Вы можете собрать всех старейшин и советы и встретиться с людьми для молитвы, и все это замечательно, но в конце концов, это положение и образ жизни человека перед Богом. … Это проблема греха и проблема святости”.
В дополнение к демонстрации прозрачности со своими партнерами по подотчётности, Юсеф сказал, что три человека всегда знают о его местонахождении. Он раскрывает свои финансы и налоговые декларации пяти членам своего руководства, а его технологические устройства полностью доступны его супруге и сотрудникам.
Такие меры “необходимы”, сказал Юсеф, добавив, что каждый — независимо от его звания — “очень способен на самообман”.
“Мы никогда не сможем дойти до того, чтобы сказать: ”Я доверяю своему собственному суждению", потому что вы не можете", - сказал он. “Писание говорит нам, что сердце обманчиво. Так что же вы делаете? Вы строите стену вокруг тех областей, которые приведут к вашему падению".
Воспитание следующего поколения
Юсеф считает, что для того, чтобы Церковь была эффективным свидетелем во всё более секуляризованной культуре, следующее поколение церковных лидеров должно твердо усвоить Слово Божье и сосредоточиться на ученичестве. Он сказал, что жизненно важно поддерживать авторитет Священного Писания и передавать его следующему поколению "беспрепятственно”.
“Я говорю молодым пасторам: ”Даже не идите в служение, если вы не идёте с абсолютной приверженностью авторитетному Слову Божьему; а не просто у вас есть умные остроты, приятные истории, шутки и попытки быть комиком", - сказал он.
"Если Скала Веков не будет у вас под ногами, она упадет вам на голову и разобьёт вас. Если Камень не будет у вас под ногами, удерживая вас, он раздавит вас”.
Янг подчеркнул важность того, чтобы молодые пасторы находили наставников вне церкви, которые постоянно указывали бы им на Иисуса. Он также подчеркнул, что быть пастором "чрезвычайно одиноко и изолированно".
“Они должны знать, что они специально призваны Богом на служение", - сказал Янг. "Должен быть момент, период времени, когда они это поймут. Ходите с Богом каждый день. Им нужно знать, что они делают это для аудитории из одного человека и призваны радовать своего Небесного Отца".
“Положитесь на Господа ради вашего супруга, ради ваших детей", - продолжил он. "Будьте верны как лидер перед Богом и просто позвольте фишкам упасть там, где они могут. Речь идет о прославлении Бога и всего, что мы делаем, говорим, трогаем и чувствуем".
Соулс согласился с тем, что для процветания Церкви молодые пасторы и руководители служений должны убедиться, что их личная жизнь соответствует их “вере”.
“Убедитесь, что вы тот же мужчина за обеденным столом или та же женщина за обеденным столом, что и во время изучения Библии или проповеди", - посоветовал Саулс. “Внимательно следите за своей жизнью и внимательно следите за своим учением. Оставайтесь в соответствии с Писанием и стойте под ним, не стойте над ним. Позвольте Слову пересмотреть вас, а не пересматривайте его”.
“Если мы сможем последовательно следовать этим двум инструкциям, у нас все будет хорошо, и Господь будет прославлен”, - добавил он.
Указывая людям на крест
По словам Юсефа, вместо того, чтобы использовать своё влияние для собственной славы, пасторы и руководители служений должны постоянно указывать людям на крест. Он бросил вызов пасторам: “Пожалуйста, вернитесь к своей первой любви и позвольте Иисусу благословить вас, вместо того чтобы пытаться благословить себя и заработать благословение”.
“Его благословение постоянно, Его благословение долговечно, и Его благословение вечно”, - сказал Юсеф. “Возвращайтесь к Слову Божьему, поддерживайте непогрешимость Слова Божьего. Потрудитесь разъяснить Писание, объяснить, почему там есть эти трудные отрывки, потрудитесь разъяснить проповедь, потому что это единственное, что может обратить слушателей”.
По словам Юсефа, пасторам необходимо "вернуться к вере в то, что сила обращения заключается в Евангелии, а не в нашем собственном гладком представлении".
Саулс призвал пасторов, особенно тех, кто принадлежит к успешным, растущим церквям, регулярно проверять свои сердца и спрашивать себя: "Используем ли мы эти ресурсы во благо?" Или мы их искажаем? Делаем ли мы это ради нашей собственной славы, известности, репутации и чести? Или мы делаем это ради славы и репутации Иисуса?
“Распоряжаемся ли мы тем, что было доверено нам во славу Божью и на благо нашего ближнего, а также для расцвета приоритетов, которые Бог изложил в Своем Слове? Или мы используем эти вещи, чтобы служить самим себе, будь то для того, чтобы повысить наше собственное эго и платформы или набить собственные карманы?” - спросил Саулс.
Соулс заверил, что нет ничего плохого в том, чтобы хорошо управлять управляемой организацией, которая ставит во главу угла совершенство и хочет процветать в финансовом отношении. “Но все зависит от того, почему вы хотите процветать”.
“Вы хотите процветать в финансовом отношении, чтобы иметь длинные карманы, быть могущественным и иметь контроль? Или это потому, что вы хотите иметь больше возможностей служить своей общине, благословлять своих ближних и удовлетворять потребности самых нуждающихся и страдающих среди вас?”