Когда попросили описать 2020 год, многие использовали слова "неопределённый", "вызывающий разногласия" и "разрушительный". Когда я задал этот вопрос своей знакомой, её ответ был достаточно кратким: ранящий.
Сейчас в Соединённых Штатах от COVID-19 умерло более 200 000 человек, почти в 70 раз больше, чем тех, кто погиб во время терактов 11 сентября, и больше, чем во время вьетнамской, корейской и иракской войн вместе взятых. Даже если мы избежали вируса, мы испытали его ранящие последствия. В марте индекс Доу-Джонса зафиксировал худшее падение со времён Великой Депрессии. К июлю 48 миллионов человек подали заявки на пособие по безработице. Специалисты в области психического здоровья видят всплески в людях, страдающих от психического и эмоционального расстройства. На Западном побережье всё ещё бушуют лесные пожары. Вирусные видеоролики с расовой несправедливостью вызвали мирные протесты, демонстрации, беспорядки и грабежи в городах по всей стране. Нация пытается считаться с тем, что афроамериканцы давно осознали: расизм глубоко ранил нашу страну. Всё это привело к ощутимому менталитету "мы против них", особенно когда мы приближаемся к поляризованным президентским выборам.
Боль и страдание присутствовали всегда, но в этом году они усилились, ускорились и стали более глубокими разделителями. Как христиане могут руководить и служить в нашей поразительно сложной реальности?
Во времена трагедий часто цитируют покойного детского телеведущего Фреда Роджерса: “когда я был мальчиком и видел страшные вещи в новостях, моя мать говорила мне: "ищи помощников". Вы всегда найдёте людей, которые помогают”. Мы все видели и переживали страшные вещи — и мы будем продолжать видеть и переживать страшные вещи. Но что, если сейчас настало время, когда мир ищет целителей? Что, если помощники — это прежде всего целители?
Пророк Исаия писал о грядущем Мессии, провозглашая: “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились” (53:5). Покойный католический священник и писатель Анри Нувен сосредоточился на этом в своей пророческой книге “Раненый Целитель”: “мы не знаем, где будем через два, десять или двадцать лет. Однако мы можем знать, что человек страдает и что участие в страдании может заставить нас двигаться вперёд”. Это разделение страданий, которое ведёт к исцелению, является нашим мандатом в новой реальности.
Поразительно, что на теле Иисуса после воскресения остались шрамы. Когда Фома усомнился в воскресении Иисуса, Иисус предложил ему прикоснуться к ранам, которые принесли исцеление миру. “Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои” (Иоанна 20:27). Четыреста лет назад итальянский художник Караваджо блестяще создал эту сцену в своей знаменитой картине "Неверие святого Фомы". В этой сцене Иисус беззащитно распахивает Свой плащ и спокойно направляет палец Фомы в Свой раненый бок. Это наш пример. Мы тоже можем предложить свои раны израненному и напуганному миру для исцеления других — и в конечном счетё самих себя.
Книга социолога родни Старка "Расцвет христианства" отчасти пыталась ответить на вопрос о том, как небольшая секта из нескольких последователей во время смерти Иисуса смогла приобрести миллионы последователей по всему миру всего за несколько столетий. Один из основных ответов, который нашёл Старк, заключается в том, что ранние христиане считали себя проводниками исцеления, в то время как все остальные бежали и прятались, даже в разгар преследований. Готовность первых христиан бежать на фронт страданий, а также их способность предложить радикальное гостеприимство и сострадательное служение в разгар великой нужды были величайшей и наиболее эффективной формой евангелизации.
Мы слышали, как эту пандемию описывали как “беспрецедентную” беспрецедентное количество раз. И всё же, это далеко не так. Болезни и эпидемии чумы были довольно частыми на протяжении всей истории — и христиане спешили предоставить исцеление тем, кто был затронут более глубоко.
В 250 году нашей эры чума распространилась из Северной Африки в Европу, продолжаясь почти 20 лет и убив около миллиона человек. Епископ Киприан призвал христиан жертвовать свои средства на уход за больными. Церковь организовала в нескольких городах программы систематического медицинского обслуживания — и всё это в то время, когда христиане подвергались массовым гонениям. Христиане проявляли заботу не только к другим христианам, но и к язычникам — проявляя радикальное сострадание в разгар пандемии к тем, кто пытался убить их за их веру. Это событие в истории известно сегодня как “чума Киприана” не потому, что он был виноват в распространении чумы, а потому, что он распространял радикальное сострадание во время неё.
Около 312 года Евсевий, епископ Кесарии и выдающийся церковный историк, записал, что регион был глубоко поражен войной, голодом и опустошительной чумой одновременно. Отклик христиан был так велик, что он записал:
“В этом ужасном несчастье они одни [христиане] дали практическое доказательство своего сочувствия и человечности. Целыми днями некоторые из них ухаживали за умирающими и хоронили их - бесчисленное множество, и никто о них не заботился. Другие собирали со всех концов города множество иссохших от голода и раздавали им всем хлеб, так что дела их были у всех на устах, и они прославляли Бога христиан”.
В конце IV века больницы были впервые созданы усилиями Василия Великого в Кесарии и Иоанна Златоуста в Константинополе. Позже средневековая церковь основала хосписы.
Как и Ранняя Церковь, мы тоже можем взять на себя мандат быть агентами исцеления. Мы можем быть ранены всем, что произошло, но это не дисквалифицирует нас. На самом деле, Иисус имеет склонность использовать людей, которые делятся своими ранами с другими, чтобы принести исцеление во имя Иисуса. Есть несколько признаков раненых целителей.
Раненые целители носят шрамы и предлагают их другим как источник идентичности, солидарности и уязвимости. Наша главная задача - предлагать исцеление, а не “исправлять” других. Мы владеем своей болью, а затем с любовью и нежностью прикасаемся к чужой боли. Слово "сострадание" в оригинальном латинском корне означает “совместное страдание". Раненые целители страдают вместе с другими. Мы показываем наши раны другим, и мы зарабатываем доверие для других, чтобы показать нам свои раны. И так же, как Павел слышал слова Иисуса: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12:9-10), мы можем принять эти слова Иисуса как свои собственные в это время скорби.
Раненые целители плачут. Мы принимаем плач и рассматриваем его как важный элемент процесса исцеления. Раненые целители не поощряют других просто “двигаться вперёд”, не скорбя о потере, потому что они знают, что признание боли является важной частью процесса исцеления. Скорбь предшествует празднованию — и её нельзя торопить, манипулировать или принуждать.
Раненые целители коренятся в прочной теологии страдания и надежды. Ноувен писал, что “главная задача служителя - не допустить, чтобы люди страдали по всем неправильным причинам”. Раненые целители помогают другим увидеть, что обретение надежды в страдании сосредоточено в личности Иисуса и сердце христианской веры. Даже если мы путешествуем через “Долину смертной тени”, мы верим, что Бог с нами — Эммануил.
Раненые целители понимают, что они играют важную роль в процессе исцеления, но они понимают, что истинное исцеление основано на любви и силе Бога. Раненые целители знают силу присутствия в исцелении, но они также знают, что это присутствие Христа, раненого Целителя, который является окончательным носителем исцеления, в котором нуждается мир. Мы соединяемся с Богом, но не играем в Бога. Сьюзен Харпер, управляющий директор по институциональной стратегии и партнерству в Американском Библейском Обществе, сказала мне, что мы видим в Евангелиях Иисуса и Его учеников, исцеляющих других, но не исцеляющих самих себя. В нашей западной культуре “суверенного я” мы можем легко превратить это в терапию cамопомощи. Но библейская реальность не сосредоточена на самопомощи или стремлении исцелить себя. Через наши раны мы предлагаем себя Ему. Мы приглашаем людей принести свои раны тому, кто действительно может исцелиться.
Если мы должны серьёзно отнестись к тому факту, что мир ищет исцеления в этот глобальный момент, то где же тогда нам искать?
Во-первых, мы можем рассматривать Писание как книгу, написанную для угнетённых и травмированных людей. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие страдания и травмы пережили первоначальные слушатели Божьей вести? Когда вы смотрите на это через эту линзу, вы начинаете видеть, какой хорошей новостью было — и продолжает быть — исцеление для людей. Великая история Бога повествует о том, как Бог, создавший шалом, стремился исцелить человечество через Иисуса, принесшего шалом, который был ранен, чтобы мы могли исцелиться и вернуться в шалом (Числа 21:4-9; Ис. 53:5; Иоанна 3:14-15, 5:6). Реальность исцеления, искупления и примирения Иисуса заложена в нашей ДНК.
Мы можем искать целителей, присутствующих среди нас. Когда мы выявляем, поощряем, оснащаем и присоединяемся к врачам, медсёстрам, медицинским работникам, социальным работникам, психологам, терапевтам, школьным консультантам — тем, кто занимается физическим исцелением людей, — мы даём им возможность стать носителями исцеления. Но мы не должны смотреть только на тех, чья профессия помогает людям в их боли и страданиях на ежедневной основе. Разведённая молодая мать четверых детей знает кое-что о боли, как и пережившая сексуальное насилие в детстве. Так же как и вдова 17 лет и армейский ветеран, который перенёс тяжелое посттравматическое расстройство. Как церкви могут быть тем местом, которое впервые увидит огромный потенциал этих раненых целителей и наделит их силой благословлять и приносить исцеление во имя Иисуса?
Мы также можем искать целителей среди наших знакомых — вне стен наших церквей. Мы должны мыслить шире и более целенаправленно искать в других местах. Во многих случаях уже существуют организации, группы и инициативы, где партнёрские отношения могут быть укреплены и углублены. Где мы можем сделать хорошее дело, протянув руки или развивая или углубляя партнёрские отношения с местными предприятиями и финансовыми учреждениями, с общественными оздоровительными центрами? Нам не нужно изобретать велосипед. Многие в вашем круге знакомств, скорее всего, уже вовлечены в этот мир. Когда мы смотрим, видим ли мы тех лидеров и людей, с которыми мы можем поддерживать, поощрять и сотрудничать?
Хорошая новость заключается в том, что Иисус спасает, но также и в том, что Иисус исцеляет. Наш мандат состоит в том, чтобы следовать за Иисусом, нашим раненым Целителем, чтобы испытать исцеление, а затем, в свою очередь, быть носителями исцеления в сломанном и израненном мире.