Эти слова, сопровождаемые ссылкой на Бытие 8:4, были наложены на фотографию “Мы - наши горы”, памятник из вулканической породы, изображающий татика (бабушку) и папика (дедушку). Эта статуя 1967 года возле Степанакерта легко узнаваема как символ армянского наследия Арцаха, более известного как Нагорно-Карабахская республика — регион, который большинство американцев, вероятно, не смогли бы указать на карте. Сегодня это кровавое поле битвы, когда Азербайджан и Армения сражаются за свою землю.
Конфликт, из-за которого страна претендует на Карабах, начался столетие назад, после падения Российской империи, и вновь всплыл после падения Советского Союза. История и политика, вовлечённые в эту битву, гораздо сложнее, чем я могу объяснить или даже понять. Однако я понимаю боль, горе и разочарование моего народа.
Я армянка канадского происхождения, потерявшая прадедов во время геноцида 1,5 миллионов армян, живших в Турции в период с 1915 по 1923 год. Исторически Армения потеряла не только огромное количество людей, но и большую часть земель, которые когда-то принадлежали ей. Древняя нация, которая когда-то была великой империей, была уменьшена до части своей первоначальной территории, которая когда-то включала гору Арарат, место упокоения Ноева ковчега.
Длинная подпись, сопровождающая мем, который я увидел в Facebook, гласила: “Защитники крепко держатся за землю Ноя”. В 2013 году я стояла в нескольких милях от армяно-турецкой границы, глядя вдаль на гору Арарат со слезами на глазах. Какая потеря для страны, которая первой приняла христианство в качестве своей государственной религии и одной из первых перевела Библию.
Моя семья занимается миссионерской работой в Армении с момента первой поездки моего отца туда в 2008 году. У нас там много близких людей, которые почти ежедневно навещали нас во время нынешнего кризиса. Большинство наших друзей и членов семьи в Армении уже много лет живут в тяжелом положении. COVID-19 сделал всё ещё хуже. Отсутствие работы означает отсутствие денег на аренду жилья, продуктов, лекарств и билетов на автобус. Может ли все стать ещё хуже? Да. Намного хуже.
У одной из двоюродных сестер моего отца уже был сын в армии, и теперь её зять, с новорожденным дома, только что был призван в армию. Мы уже слышали от нескольких друзей о гибели членов семьи и церкви в возрасте 19 лет, которые были отправлены воевать в Карабах. Это мир, в котором мы живём — где люди, находящиеся у власти, играют в политические игры, в то время как гражданские лица теряют свои жизни.
Я наблюдал четыре реакции на эту войну:
Апатия: перегрузка информацией и развлечениями в сочетании с иллюзией важности и занятости заставляет меня хотеть оставаться в своём безопасном пузыре, живя в отрицании того, что другие люди страдают. Когда я обращаю внимание и узнаю об их бедственном положении, мне нужно сделать что-то, что нарушает моё комфортное существование. Наличие связей вне моего безопасного пространства удерживает меня от погружения в апатию.
Отчаяние: всякий раз, когда мы получаем новости из Армении, глаза моей матери наполняются слезами, а её поза выдаёт её беспокойство. Чувствительность к другим должна пробуждать наши эмоции, но мягкое сердце никогда не должно уступать панике и страху. Моя мать обращается к молитве и спрашивает, как она может помочь, но мы видели, как другие эмоционально срываются или принимают необдуманные решения, которые могут поставить под угрозу жизнь или привести к неправильному управлению ресурсами. Вера в то, что Бог вмешается и направит нас, удерживает страх в страхе.
Горечь: как христиане, мы должны прощать наших врагов. Но даже среди армян, которые знают это, есть остаточная горечь по отношению к туркам за прошлые и нынешние несправедливости. Я постоянно вижу это в постах и комментариях в социальных сетях: гнев, который выходит за рамки лояльности к нашей земле и культуре. Учитывая нашу болезненную историю, это понятно; однако в сердце христианина не должно быть места для ненависти.
Сострадание: моя подруга Эмма, которая едва сводит концы с концами в Ереване, особенно когда её зарплата задерживается на месяцы, несколько месяцев назад потеряла свою мать. Она с трудом ходит из-за неудачной операции и страдает нарушением зрения. Тем не менее Эмма принимает беженцев из Арцаха — матерей с маленькими детьми, которым некуда идти — или находит для них другие принимающие семьи. Эмма следует за Христом всего около семи лет, и у неё нет церковной семьи, которая могла бы обучать или ободрять её, но она служит каждому встречному человеку, как если бы он был самим Иисусом.
Люди собираются на вечернее богослужение в церкви “Канач Жам” 2 октября в Шуши, Нагорный Карабах.
Больше, чем хэштег
Всякий раз, когда происходят стихийные бедствия, террористические атаки или грубая несправедливость, немедленная реакция во всём мире, кажется, сводится к хэштегу, некоторому варианту либо #prayfor[country], либо #[group]livesmatter. На первый взгляд, это кажется подходящей реакцией, однако я задаюсь вопросом, насколько они полезны в конечном счёте.
Молиться о чём? Как молиться? Почему? Видим ли мы Бога как космического джинна, который исполняет наши желания по первому зову? Ожидаем ли мы, что Бог принесёт мир во всем мире или освободит нас от проблем и боли? Может быть, наши молитвы заставляют нас чувствовать себя лучше, потому что мы не так плохи, как эти злые угнетатели? (Я не могу не думать о фарисее, который благодарил Бога, что не был похож на сборщика налогов, бормочущего молитву в нескольких метрах от него). Разве Библия вообще говорит нам молиться о мире? Что говорят наши молитвы о состоянии наших сердец?
Я задаю себе эти вопросы, потому что мне нужно знать, как молиться об этой войне, которая бьёт так близко к дому. Как армянка и христианка, ожидаю ли я, что Бог защитит Армению, потому что это христианская нация? Верю ли я, что армяне, как личности, более невинны, чем азербайджанцы, более любимы Богом, более достойны Его защиты? Молю ли я заставить Бога принести вред азербайджанцам и туркам? Молю ли я Бога, чтобы Он прекратил борьбу? Молюсь ли я, чтобы Армения выиграла войну? Молю ли я Бога, чтобы Он защитил всех солдат? Молю ли я Бога, чтобы Он спас всех армян в Карабахе? Молюсь ли я о мире во всём мире?
Эти загадки приводят меня к Иоанну 17, прекрасному примеру ходатайственной молитвы.
Перед Своим арестом и распятием Иисус молился за Себя, за Своих учеников и за всех верующих. Его молитва обращалась к конкретным нуждам, и Его просьбы были согласованы со Словом и волей Бога, а не с Его Собственными желаниями или желаниями людей и культуры вокруг Него. Он молился не за весь мир (ст. 9), а за Своих последователей, за их единство (ст. 11, 21-23), за их радость (ст. 13), за их защиту от лукавого (ст. 11, 15), за их освящение (ст. 17) и за их свидетельство (ст. 21, 23). Он молился о том, чтобы христиане были едины — не для того, чтобы их жизнь была комфортной и свободной от проблем, не для того, чтобы они могли противостоять преследованиям, не для того, чтобы они соглашались по политическим и социальным вопросам, но только с одной целью: чтобы мир узнал Божью любовь и что Он послал Иисуса (Иоанна 17:23).
Эта цель должна быть центральной в каждой молитве, в каждом действии и в каждом слове каждого верующего. Ни больше, ни меньше. Всё, что мы делаем, должно быть во имя Иисуса, а не во имя нашей страны, расы, религии или политической партии. Иисус никогда не просил Своих последователей молиться или содействовать миру во всём мире. Он сказал: “Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч” (Матфея 10:34), и “Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение” (Луки 12:51). В Матфея 24:6-7 Он сказал Своим ученикам, чтобы они не беспокоились о реальности и даже необходимости войны. Возможно, мы не призваны молиться о мире во всём мире, но мы призваны жить в мире (Евреям 12:14), иметь мир в Господе (Иоанна 16:33; Римлянам 5:1) и указывать другим на Князя Мира (2 Коринфянам 5:20).
Сначала я должна молиться, чтобы моё сердце было в порядке с Богом и чтобы я была готов любить своего ближнего и своего врага, чего бы мне это ни стоило. Мне нужно вдумчиво и искренне молиться за конкретных людей, которых я знаю, которые пострадали от этой ситуации. Мне нужно молиться за верующих в Армении, Азербайджане и Турции, чтобы они оставались верными и мужественными, а также за верующих на Западе, чтобы они проснулись и осознали духовную войну, идущую каждый день, прямо в их собственных домах и общинах.
Войны, подобные этой, происходили на протяжении тысячелетий. Мы не можем их остановить. Но мы можем быть солью и светом для окружающего нас мира и реагировать на такие ситуации подобно Христу: мудростью, состраданием, любовью и милосердием.
Энн-Маргрет Овсепян - независимый писатель, автор и иллюстратор в Монреале, Канада. Она служит в баптистской церкви Темпл и служении Иосифа Овсепяна.
Категория: Статьи |
Просмотров: 965 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/2 |
| ИСТОЧНИК |