Отвергая собственный интерес, мы можем вкусить истинный мёд нового творения
Доктор Энтони Фаучи, главный государственный эксперт по инфекционным заболеваниям, недавно предупредил, что коронавирусные инфекции могут более чем удвоиться до 100 000 в день. В воскресенье Флорида сообщила о 15 300 новых случаях заболевания, что больше всего в любом штате за один день. Эпидемиологи твердят: «мы вас предупреждали». Мы должны были это предвидеть. Ожидаемое ослабление летнего сезона оказалось противоположным, поскольку жаркий июль в самых жарких южных и западных штатах страны возвестил о том, что уровень COVID-19 превысил максимумы прошлого апреля. Постоянно растущая пандемия убедила обозревателя Дэвида Брукса причислить COVID-19 как первый из пяти эпических кризисов, стоящих перед нашей страной. В дополнение к пандемии он добавляет гигантские изменения, связанные с расовым вопросом, политическим выравниванием, культурными приоритетами и экономикой — всё это усугубляет то, что Брукс называет “моральной, духовной и эмоциональной катастрофой”.
В стороне от этого пагубного потопа, как отмечают многочисленные комментаторы, находится постоянно надвигающийся катаклизм изменения климата. Метеоролог Миннеаполиса Пол Дуглас, политически консервативный и любящий Иисуса, снова и снова повторяет многочисленные доказательства: уровень CO2 на 3-миллионном максимуме, температура и уровень моря повышаются, дожди льются чаще, вегетационные сезоны длиннее, и сумасшедшая погода повсюду. Писание предупреждает о разрушении огнём и голодом - возможно, это предзнаменование грядущей глобальной жары. Иисус и пророки связывали космологическую катастрофу с войнами и междоусобицами как предвестники апокалипсической гибели (Втор. 32:22; Марка 13:8; 2 Пет. 3:7; Откр. 8:7). Мы пожинаем то, что посеяли.
Евангельское предсказание “нового неба и новой земли, на которых обитает правда” побуждает человека стремиться к новому рождению (2 Пет. 3:13). "Творение стенает” под тяжестью этого ожидания, вынужденное впадать в тщетность и разочарование в ожидании (Рим. 8:19–25). Напряженность может быть высока между настоящим и будущим, между старым и новым, но как бы плохо это ни было — или как бы тяжело или даже как бы хорошо — ничто не сравнится с грядущей славой (Рим. 8:18).
Такая вера в будущее может показаться кому-то детской — едва ли противоядие от надвигающейся “духовной, моральной и эмоциональной катастрофы". Но Иисус ясно говорит: “истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное” (Мф. 18:3). Конечно, детская вера не является ни детской, ни легкой. Новое творение как результат воскресения требует распятия, и не только для Иисуса. Крест несут и разделяют все мы; наши души выкованы наиболее интенсивно и осмысленно страданием.
Увы, как существа с низким порогом боли, люди предпочитают обходные пути, быстрое спасение и облегчение симптомов, а не фундаментальные и системные изменения. Частью проблемы может быть усечённый взгляд на спасение — склонность рассматривать себя через призму “теологии диснеевской принцессы” — хронической склонности сводить всё библейское спасение к личной сделке между Иисусом и мной. Обострённая высокой ценностью американского индивидуализма и простотой технологии, духовная жизнь происходит путём ученичества смерти. Детское желание принцессы желает заменить истинную детскую веру до такой степени, что мы даже не сможем молиться, как следовало бы, о нужном нам преображении (Рим. 8:26). Убеждённые, что мы лучше знаем, что лучше всего, мы напоминаем наших своенравных духовных предков без царя, когда каждый поступает так, как считает нужным (Судьи 17:6).
У меня есть улей на заднем дворе, и в настоящее время я имею дело со своенравными пчелами без королевы. Без королевы нормальная жизнь пчёл в улье превращается в апокалипсис. Рефлексы рабочих пчел активируют определенные телесные изменения, когда они пытаются спасти свою обреченную колонию. Маленькие трудяги пытаются исправить положение, беря на себя работу королевы, бесполезную задачу, для которой они не созданы. Рабочие пчёлы (которые все самки) начинают откладывать яйца, но их яйца не оплодотворяются и поэтому вылупляются в виде трутней, бесполезных мужских пчёл, которые просто сидят на краю весь день, ничего не делая. Их гибель неизбежна.
Аналогия с тщетностью быстрого исправления, самодельного избавления могла бы быть очевидной, если бы не тот факт, что королевы просто так не исчезают. Глубоко преданные своим дочерям, королевы никогда не встают и не уходят. Королевы умирают только тогда, когда их убивают, будь то пестициды или размножение паразитов, или, в моём случае, человеческая тревога и беспечность. Я раздавил королеву, сам того не сознавая. Скорее всего, я немного обезумел в своём управлении ульём — бесчисленные тысячи пчёл летают вокруг все сразу и угрожают ужалить — кто может увидеть единственную пчелиную матку среди стольких насекомых, роящихся у вас на лице? С другой стороны, я думал, что знаю лучше.
Священное Писание постоянно обвиняет человеческий грех как смертоносную причину и следствие большого зла, физического и метафизического, извергающего свои ядовитые выбросы по всему творению: согревающая и воюющая земля, повторяющиеся модели угнетения, предательства и насилия, которые разрушают и убивают, вытесняют и дискриминируют. Вирусы, возможно, и не являются нашей виной, но их распространение частично обусловлено катастрофически несовершенным планированием здравоохранения, политической некомпетентностью и неравенством, а также бедностью в бедных уголках с её собственными корнями в социальной борьбе и несправедливости. Земля может быть домом для миллионов видов, но доминирует только один. Человеческая сообразительность, изобретательность и активность, безусловно, приносят великое благо, но они также движут почти всеми глобальными проблемами, с которыми мы сталкиваемся.
Дэвид Брукс утверждает, что компетентное правительство - это решение, “больше C-SPAN, чем Instagram”, как он так умно выразился. Но "моральная, духовная и эмоциональная катастрофа" требует большего, чем просто хорошее правительство. Мы знаем, но забываем, что правительства - это не Бог. Правительства лгут, и им нельзя доверять. Решение Священного Писания - это работа Духа, проявляющаяся в добрых делах Божьего народа, в "искуплении наших тел", которое несёт космические последствия далеко за пределами индивидуального улучшения. Послание к Римлянам фактически используют существительное в единственном числе «тело», а не «тела», в повествовании об искуплении, что заставляет некоторых ученых задаться вопросом, не имеет ли Павел в виду целый улей, то, что он называет телом Христа, нашу совместную жизнь как общины. С самого рождения мы запрограммированы на то, чтобы превзойти свои личные интересы, отдать себя во власть великих целей. Только потеряв своё "я", вы сможете полностью реализовать себя (Мф. 10:39). Психологи проводят аналогию с пчёлами и называют это “переключатель улья”.
Улей выживает, потому что его целое намного больше, чем любой отдельный член. То же самое верно и для христиан как церкви, и для народов как цивилизаций, и для людей как человечества. Только тогда, когда мы признаем и отдадимся нашему большему единству со Христом как пчелиной маткой — поднимаясь над личными интересами в интересах общей благости — только тогда мы испытаем истинный мёд нового творения, обещанного Иисусом. Христианская вера рассматривает кризисы как крест — будь то вирусные, расовые, политические, культурные, экономические, экологические или все сразу — которые нужно переносить с самопожертвованием, должным покаянием и благодатью. И так как крест всегда подлежит воскресению, мы верим, что Бог обратит всё это для блага всех нас.
Дэниел Харрелл — главный редактор журнала Christianity Today.
|