Почему быть созданным из праха одновременно ужасно и вдохновляющее
Пыль по большей части остается незамеченной. Она окружает нас, но если мы не работаем на стройке, то почти никогда её не видим. Когда же мы замечаем её, это обычно происходит потому, что мы собираемся пылесосить или подметать. Хотя мы постоянно касаемся и вдыхаем коктейль из волос, пыльцы, волокон, клещей и клеток кожи, мы стараемся не думать об этом.
Пыль говорит о разложении. Она возникает в результате разложения других вещей, будь то животные, растительные или минеральные. Пыль в доме означает, что наши клетки недавно умерли. На строительной площадке это означает, что что-то было сбито или разрушено. Города-призраки и постапокалиптические фильмы рассказывающие о них, подчеркивая потерю не только существ или структур, но и самой цивилизации.
А Бог говорит: Ты создан из этого.
Это звучит не очень обнадеживающе. Быть людьми-прахом означает, что однажды мы станем мёртвыми людьми. Когда человечество пало в Саду, последовавшее за этим проклятие - "ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт 3:19) — явно относилось к смерти. В мире, где люди охотятся за эликсиром жизни с таким же энтузиазмом, как и прежде, Библия безошибочно разъясняет неизбежность смерти: "человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27). Мы вышли из земли и однажды снова станем её частью.
Люди иногда говорят так, как будто христиане верят в бессмертие, а светские материалисты - нет. Уверенность в смерти (что-то неизбежное в наших умах на фоне нынешних страхов перед коронавирусом) является неотъемлемой частью христианства. Наше будущее зависит не от бессмертия, а от воскресения, в то время как у тех, кто больше всего стремится отсрочить или даже избежать смерти, обычно нет никакой надежды на воскресение. Ранняя церковь встречалась в катакомбах, окруженных трупами. По сей день многие церкви имеют кладбища и заполнены памятниками и склепами для верующих умерших. Наши таинства визуально болезненны: мы хороним людей в воде, едим сокрушенное тело и пьём кровь. Поскольку мир богачей тратит хорошие деньги, пытаясь избежать смерти (или не думать о ней), часть миссии церкви заключается в том, чтобы утверждать очевидное: Прах к праху, пыль к пыли.
Язык праха также подчеркивает наше сверхъестественное, богодухновенное происхождение. В некоторых египетских и аккадских историях о сотворении мира люди описываются как сделанные из глины, что вы можете себе представить. Большинство из нас, немного попрактиковавшись, могли бы превратить глину в нечто, напоминающее человека. Но с пылью этого никогда не сделаешь. Самая сложная форма, которую я мог бы сделать из пыли, была бы кучей, и даже тогда порыв ветра мгновенно развеял бы её. То, что заставляет кучу частиц собираться вместе как человеческое существо, не является каким-либо свойством, присущим частицам; это не что иное, как дыхание Бога, которое оживляет прах и превращает его в живую душу. Без Него мы - не более чем куча на полу. Вместе с Ним мы несём божественный образ.
Наряду с этим (жизненно важным) акцентом на достоинстве существует соответствующее смирение, которое приходит из воспоминания о том, что я “прах и пепел” (Быт 18:27). Знание того, что мы пришли из земли, удерживает нас на земле; латинское слово humus, означающее “почва” или “земля”, даёт нам слова гуманность и гуманоид. Есть великая уверенность в том, что Бог в Своём сострадании и отеческой доброте видит в нас не только князей, которые должны править миром, но также прах и пепел, которые иногда терпят неудачу и взывают о спасении. Как прекрасно пела Анна в 1-й книге Царств, одно из любимых занятий Бога - это поднимать маргинальных, сломленных людей из праха и пепла, "посаждая с вельможами" (2:8).
Мы можем найти это освобождающим, тревожащим или пугающим, но однажды наши клетки будут кружиться в осенних листьях, зажатые между диванными подушками и спрятанные за радиаторами. То же самое можно сказать и о самых могущественных и влиятельных людях в мире. Подобно Озимандиасу в знаменитом стихотворении Перси Биш Шелли, даже наши, казалось бы, непобедимые империи, в конце концов, обратятся в прах. Так же как и мы.
Но только на некоторое время. Однажды, говорит Павел, мы будем уже не подобны человеку из праха, вышедшему из земли, но подобны человеку небесному, вышедшему из гроба (1 Кор. 15:49).
Эндрю Уилсон преподает пасторство в King’s Church London и является автором книги "Spirit and Sacrament". Следуйте за ним в Twitter @AJWTheology.
Категория: Статьи |
Просмотров: 766 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 3.7/3 |
| ИСТОЧНИК |
1 Коринфянам - 15:51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие