JAMES GOLL
Сновидения играли огромную роль в христианской церкви с самого ее начала. В прошлом месяце я объяснил, как понимание сновидений уходит корнями в еврейскую историю, и сегодня я собираюсь подробно изложить это, чтобы показать богатое наследие языка сновидений и откровения, завещанного христианской церкви на протяжении всей ее истории.
Вкратце разберем, чтобы подготовить почву, то, что Бог делал давным-давно и на протяжении всей истории, он делает сегодня и будет продолжать делать всегда. Язык сновидений - это язык веков. Это один из таинственных путей, которыми Бог пересекает нашу жизнь. Он вторгается в наши зоны комфорта. Он приходит к нам ночью и просто говорит с нами.
Сны, видения и интерпретации являются частью практически каждой культуры и религии на земле и были на протяжении веков. Это даже более справедливо для иудаизма и христианства, чем для любой другой религии, поскольку евреи и христиане поклоняются Единому Истинному Богу, который является автором откровения. Таким образом, принять сновидение как законное средство духовного откровения и общения -значит следовать потоку истории, в том числе и истории Церкви. Так что же это за история?
Сны - наследие ранней церкви
Как и в случае с евреями в Ветхом Завете, божественные сны продолжали играть важную роль в Новом Завете и в жизни ранней церкви. Матфей, например, описывает четыре сновидения, которые получил Иосиф, касающиеся рождения и ранней жизни Иисуса, а также сновидение мудрецов, предупреждающих их не возвращаться к Ироду. Лука в Деяниях рассказывает о видении Саула (Павла) об Иисусе на пути в Дамаск и о последующем сне Анании, которого Господь послал, чтобы возложить руки на Саула и восстановить его зрение. Он также упоминает сон Саула, в котором ему сказано ожидать Ананию. Годы спустя у Павла был сон, который впервые привел Евангелие на европейский континент. Симон Петр и Корнилий, римский сотник, оба получают видения, которые приводят к визиту Петра в дом Корнилия, где он проповедует Евангелие Корнилию, его друзьям и семье.
После смерти апостолов и окончания периода Нового Завета церковные лидеры в течение первых нескольких столетий церкви оставались вполне открытыми для снов и видений как действительного пути общения Бога с человеком. Многие из них писали о снах и видениях в положительной ключе, а некоторые даже записывали свои личные сновидения. Поликарп, епископ Смирнский, Современник апостолов и рукоположенный ими, был замучен за веру в 155 году нашей эры. Незадолго до смерти Поликарпа посетило видение, в котором загорелась подушка под его головой. Он понял, что этот образ был предчувствием от Бога его собственной неминуемой смерти.
Примеры из истории церкви
Юстин мученик, первый христианский философ, считал, что сны посылаются духами. Он использовал эту идею, чтобы поддержать свою веру в то, что человеческая душа продолжает жить после смерти тела. Сновидения дают нам "прямую духовную связь с нефизическими реальностями."
Ириней, епископ Лионский во второй половине II века, верил, как и Юстин мученик, что сны открывают духовный мир. В своей главной книге "против ересей" Ириней дает критический и позитивный анализ сновидений Иосифа, Петра и Павла в Новом Завете. Он также использовал свое понимание сновидений, чтобы опровергнуть идею реинкарнации. Поскольку сновидения связывают нашу душу с духовным миром, мы должны помнить сновидения из прошлой жизни, если таковые существовали.
Климент Александрийский, один из самых блестящих умов ранней Церкви, верил, что истинные сны возникают из "глубины души" и что они "открывают духовную реальность, общение души с Богом". Для Климента сон был временем, когда человек становится особенно открытым Божественному Откровению. Сны могут дать понимание Божественной судьбы человека:
«Истинные сновидения у того кто размышляет правильно, трезво, не отвлекаясь на похоти плоти, а вникает в себя наилучшим образом. Поэтому, постоянно созерцая Бога и постоянно беседуя с ним, прививая телу бодрствование, она возвышает человека до равенства с ангельской благодатью и из практики бодрствования постигает вечность жизни."
Тертуллиан, великий писатель и защитник веры в III веке, рассматривал сны как один из харизматов, или духовных даров Бога. Он также считал, что они так же актуальны для людей его времени, как и в дни Нового Завета. С его точки зрения, сны исходили из любого из четырех источников: демонов, Бога, души или "экстатического состояния и его специфических условий."
Августин, один из самых блестящих умов и величайших теологов в истории Церкви, твердо верил в истинность и ценность духовных снов. Он писал, что люди воспринимают реальность четыре я различными способами . Во-первых, существует внешняя область физических объектов, на которые мы реагируем своими физическими телами. Во-вторых, ментальные впечатления, которые мы имеем от этих физических переживаний. Третье-это внутреннее восприятие этих переживаний и, наконец, ментальный образ в его запоминающейся форме. Августин считал, что помимо физических реальностей, воспринимаемых через внешнее и внутреннее восприятие, люди могут также воспринимать "автономные духовные реальности", такие как ангелы и демоны, которые представляются внутреннему глазу. В сочинениях Августина содержатся многочисленные примеры и рассуждения о снах, как его собственных, так и чужих. Особый интерес представляет сон, который его мать Моника получила много лет назад, в котором Господь утешил ее в уверенности, что он (Августин) однажды обратится ко Христу.
Фома Аквинский, средневековый богослов, соперничавший с Августином, соглашался с точкой зрения Аристотеля, что единственными источниками человеческого знания являются чувственный опыт и рациональное мышление. Его подход к теологии состоял в том, чтобы соединить христианскую мысль с аристотелевской и тем самым основательно модернизировать христианство.
И все же, даже, когда Аквинат писал эту огромную работу "Сумма богословия", он сам испытал как сон, так и откровение. Сон был поучительным сном, в котором Петр и Павел учили его, как справиться с конкретным теологическим вопросом, с которым у него были большие трудности. Ближе к концу своей жизни, когда его великая работа была почти завершена, Аквинат получил видение, прямой божественный опыт, который, по-видимому, превосходил все, что могла произвести его рациональная мысль. В результате он прекратил работу над "Сумма богословия ", сказав: "Я больше ничего не могу сделать. Мне открылись такие вещи, что все, что я написал, казалось мне соломой, и теперь я жду конца моей жизни. И это говорит человек, чей совершенно рациональный подход к богословию помог повернуть церковь в целом от чувствительности к языку снов на века!
Язык сновидений в современной Церкви
Под "современным" я имею в виду церковь со времен Реформации. Начиная примерно с IV века и продолжаясь более тысячи лет, церковь официально отвернулась от языка сновидений в пользу более «рационального» подхода к богословию и доктрине. Однако в то же время многие отдельные верующие продолжали переживать сны и видения божественной природы, и большое количество записей об этих встречах сохранилось до наших дней. Другими словами, несмотря на «официальную» позицию церкви против снов, Бог продолжал говорить со Своим народом через сны и видения, как Он это делал в древние времена. Позвольте мне привести один пример из христианской истории.
Откровение об удивительной благодати
Джон Ньютон был одним из самых уважаемых и любимых церковников в Англии в 18 веке. Но его жизнь началась не в этом направлении. Ньютон рос чтобы стать моряком, а позже стал работорговцем. Много лет спустя, когда он собирался вступить в служение, он написал о сне, который приснился ему в начале его работорговли, который одновременно предупреждал его об опасности его образа жизни и давал ему ощущение Божьего Провидения. Во сне Ньютон находился на борту корабля в гавани Венеции и нес ночную вахту. Кто-то подошел к нему с кольцом, дал его и предупредил, чтобы он бережно хранил его, потому что, пока кольцо у него, он будет счастлив и в безопасности.
Пока он думал об этом, к нему подошел другой человек и убедил его в глупости полагаться на кольцо для его безопасности. Ньютон бросил кольцо в воду и тут же увидел, как из-за гор позади Венеции вспыхнул огонь. Слишком поздно он узнал во втором человеке искусителя,который обманом заставил его отказаться от Божьей милости. Теперь его ждало лишь адское пламя горящих гор. По словам самого Ньютона:
И когда я подумал, что нахожусь на грани вынужденного отступления, и стоял, осужденный сам собой, без мольбы и надежды, внезапно ко мне пришло третье лицо или тот же, кто сначала принес правление(кольцо) ... и потребовал рассказать причину моей печали. Я рассказал ему о простом деле, признавшись, что принял решение добровольно и не заслуживаю жалости. Он обвинил меня в опрометчивости и спросил, не мудрее ли будет, если я снова надену кольцо.
Я затруднялся ответить на этот вопрос, так как думал, что уже ничего не вспомню. Кажется, я не успел ответить, как увидел, что этот неожиданный друг ушел под воду, как раз там, где бросил кольцо , и вскоре вернулся, держа с собой кольцо. Как только он поднялся на борт, пламя в горах погасло, и мой соблазнитель покинул меня. Затем добыча была взята из рук могущественного, а законный пленник доставлен. Мои страхи рассеялись, и я с радостью и благодарностью подошел к своему избавителю, чтобы снова получить кольцо,но он отказался вернуть его и сказал следующее:
"Если вам снова доверить это кольцо, вы очень скоро окажетесь в таком же затруднительном положении: вы не в состоянии сохранить его, но я сохраню его для вас и, когда это будет необходимо, доставлю его вам."
Через некоторое время Ньютон забыл об этом сне. Однако несколько лет спустя он оказался в обстоятельствах, удивительно похожих на те, что были в его сне, когда он "стоял беспомощный и безнадежный на краю ужасной вечности. Там Джон Ньютон обрел милость Господа.Он обнаружил, что тот, кто восстановил кольцо, также сохранил его для него. Это переживание заставило его воскликнуть: "О, какое невыразимое утешение, что я не в своей власти!"
Как служитель Евангелия, Джон Ньютон написал слова ко многим гимнам, включая один из самых известных и наиболее исполняемых гимнов церкви: "Удивительная благодать." Это была милость, которую Джон Ньютон знал по опыту.
Давайте получим наше наследство!
Сны-могущественные вещи. Они могут достичь нас, коснуться нас и изменить нашу жизнь так, как не может никакая другая форма общения. Не презирай сны. Не поворачивайтесь к ним спиной, как это делали многие в церкви в течение многих веков. Откройте себя миру языка сновидений и, согласно иудейской традиции, ожидайте, что Бог будет говорить с вами через сновидения, помините, что Он говорит, и ожидайте, что ваша жизнь изменится, когда вы ответите на то, что Бог говорит вам.
Подобно нашим еврейским предшественникам и ранним отцам церкви, давайте создадим культуру, в которой дух откровения не только существует, но и процветает. Пришло время вернуть наше духовное первородство и быть сыновьями и дочерьми, идущими просветленным путем того, Кто является автором снов.
|