главы 1, 2, 3 Спуск вниз.
7. И явил Себя Господь Авраму и сказал: Твоему потомству дам эту землю. И построил он там жертвенник Господу, Который явил Себя ему.
8. И переместил ( свой шатер ) оттуда к горе, к востоку от Бет-Эля, и раскинул шатер свой, - Бет-Эль на западе, а Ай на востоке. И построил там жертвенник Господу и возгласил Имя Господа.
9. И отправился в путь Аврам, продвигаясь на юг.
10. И был голод на той земле, и спустился Аврам в Мицраим, пожить там, ибо тяжек голод на земле.
11. И было: когда подходил к Мицраиму, сказал он Сарай, жене своей: Вот я знаю, что жена прекрасная видом ты.
12. И будет: когда увидят тебя мицрим, то скажут: Жена его это! - и убьют меня, а тебя оставят в живых
13. Скажи, прошу (тебя), что моя сестра ты, чтобы благо мне было ради тебя, и жива будет душа моя благодаря тебе.
14. И было: когда пришел Аврам в Мицраим, увидели мицрим жену, что прекрасна она очень.
15. И увидели ее вельможи Паро, и восхваляли ее: Для Паро! И взята была женщина в дом Паро.
16. И Авраму благотворил ради нее: и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и ослицы и верблюды
17. И поразил Господь Паро поражениями великими, и (также) его дом, из-за Сарай, жены Аврама
18. И призвал Паро Аврама и сказал: Что это сделал ты мне? Почему не поведал ты мне, что жена твоя она?
19. Почему ты сказал: Моя сестра она, - и я взял ее мне в жены! А теперь: вот жена твоя, бери и уходи!
20. И наказ о нем дал Паро людям, и сопроводили его и его жену, и все, что ему (принадлежало).
Берешит 12 глава
Аврам спустился в Мицраим (Египет), потому что наступил голод.
Размышляя над этим, я вижу, что Аврам поступил как любой "нормальный" человек, который во время кризиса, ищет «безопасного выхода»
Но это только на первый взгляд.
Ведь только недавно, Б-г Всевышний лично проговорил к нему, дав повеление двигаться в это место. Разве Творец, давая это повеление, не знал, что произойдет в ближайшем будущем, когда Аврам придет туда? А если знал, почему Он направил его туда именно в тот момент?
Тора совершенна и нет в ней ошибок, но она говорит об обыкновенных людях с их изъянами и ошибками. Тора говорит о нас с вами. Мы люди и мы не совершенны.
Какова наша реакция на внезапно пришедший кризис в нашу жизнь?
Мог ли Б-г не знать, что голод придет в Кнаан? Конечно же, Он знал!
Хотел ли Б-г, чтобы Аврам ушел в Мицраим?
Я не могу видеть всего плана Всевышнего, но осмелюсь предположить, что эта была лишь реакция самого Аврама, а не желание Творца.
Как мы знаем, что одна ошибка ведет к другой…
И Аврам в Египте из-за страха, чуть не теряет свою жену Сарай. И если бы Всевышний не вступился за него произошло бы непоправимое…
Так что же хотел Творец от него? В момент кризиса, в момент внезапно пришедшего голода? Чтобы лучше понять это, надо рассмотреть похожую ситуацию из Нового Завета, которая произошла с учениками Иешуа.
«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». (Матф.8:23-26)
Был ли Иешуа рядом с учениками в тот момент? Если Он был рядом, почему они испугались?
Потому что Он спал. И казалось, что Он не владеет ситуацией. Вот причина наших ошибочных действий. Мы делаем так или иначе, потому что нам кажется, что Б-г бездействует. Это причина, почему эмоции захлестывают нашу жизнь в моменты испытаний. В такие моменты мы ощущаем всем нашим существом, что Б-г не принимает участия в нашей жизни. Что как будто Он просто ушел с «арены» нашей жизни, именно в тот момент, когда мы больше всего нуждаемся в Нем.
Аврам решил эту ситуацию просто. Он ушел в Мицраим.
Обратите внимание, что говорит Тора: «И был голод на той земле, и спустился Аврам в Мицраим, пожить там» Берешит 12, 10
Употребляется глагол «לָרֶדֶת» (ларедет). Который означает спуститься. Он имеет еще одно значение – «ухудшаться».
Пшат (буквальное толкование смысла) конечно, дает нам понять, что Мицраим находился географически, ниже земли Кнаан.
Но духовное понимание этого в том, что Аврам не просто ушел, он спустился со своего места предназначения. О котором мы говорили в главе «Лех леха».
Что Он хотел от него и что Он хочет от нас в такие моменты нашей жизни?
Полное доверие Ему и наше послушание Его Слову!
Это не руководство к бездействию, это призыв к активному послушанию Его голосу.
Эта ситуация пришла в нашу жизнь, лишь с одной целью – чтобы мы проявили это драгоценное послушание Творцу.
"Пиркей деРабби Элиэзер" говорит, что голод пришел «чтобы испытать его: не усомнится ли он в словах Святого, благословен Он, Который велел ему идти на землю Кнаана, а теперь вынуждает его покинуть (эту землю)».
«И увидели ее вельможи Паро, и восхваляли ее: Для Паро! И взята была женщина в дом Паро»
Пока Сарай находилась в опасности, Аврам преуспел благодаря ей. Фараон дал ему овец, волов и т. д. Всё это было дано ради его жены. На гребне всего этого Аврам приобрёл египетское подданство, большое богатство и влияние при дворе. Удивительно, как Б-г умеет обращать зло в добро.
И хотя Аврам поступил неправильно, Творец, следуя Своему обещанию хранить его, посылает болезнь на дом паро. Берешит раба 41 говорит нам, что дом фараонов был поражен какой - то болезнью, которая препятствовала интимным отношениям.
Интересен еще один факт. В 17 стихе буквальное прочтение говорит, что Б-г поразил паро по слову Сарай…
Не просто из-за того, что она была женой Аврама и должна была принадлежать только ему. Но так же по слову самой Сарай. Что она сказала? Кому сказала? Может она молилась Всевышнему и Он услышал и вмешался?!
Интересно еще одно видение этой картины. Есть люди, которые видят эту историю и таким образом: «Сарай забирают в "дом фараона" - по-видимому, его "женский дом". Это учреждение знакомо нам по исследованиям археологов. "Женский дом" - не гарем турецкого султана, где покорные красавицы ждут, когда всесильный владыка обратит на одну из них внимание.
Для начала: в "женском доме фараона" проживали не только жёны или наложницы монарха! Это было место, где жили все женщины, имеющие отношение к дворцовой службе; многие из них были незамужними. Более того, есть основания полагать, что именно на женщинах держалась дипломатическая жизнь Египта; что фараон - в те времена (XVIII в. до н.э.) ещё не почитавшийся живым богом! - сам находился у власти только в той мере, в которой его поддерживали "дворцовые женщины".
Если так, то "крупные бедствия" (12,17), которые наслал Единый на фараона, могли быть совсем не сверхъестественного происхождения: скорее напрашивается аналогия со скандалами, окружающими власть имущих в наши дни. Тора говорит, что бедствия постигли фараона "по слову Сарай": возможно, фараон захотел её близости, считая, что она - незамужняя "сотрудница" женского дома; Сарай же, сообщив о своем замужестве другим "дворцовым женщинам", лишила тем самым фараона столь необходимой ему поддержки.»
Но как бы то ни было, Б-г не оставил Аврама даже в тот момент, когда он ушел с места своего предназначения.
Он верен и любящ. Как бы то ни было, Творец использует любой наш выбор, чтобы учить нас и продолжать вести за Собой. Продолжение следует
|