главы 1, 2, 3, 4
Возращение в Кнаан и отделение Лота.
5. И также у Лота. который ходил
с Аврамом, был мелкий и крупный скот и шатры. 6. И нести не могла их земля,
чтобы жить (им) вместе; ибо было их имущество велико, и не могли они обитать
вместе. 7. И был спор между пастухами
стада Аврама и пастухами стада Лота, а кенаани и перизи тогда населяли
землю. 8. И сказал Аврам Лоту: Пусть же
не будет раздора между мною и между тобой и между пастухами моими и пастухами
твоими; ибо мужи-братья мы. 9. Ведь вся
земля пред тобою, отделись же ты от меня: если налево, то я буду справа, а если
направо, то я буду слева. 10. И поднял Лот свои глаза и увидел всю равнину
Йардена, что вся она обводнена, - прежде чем истребил Господь Сдом и Амору, -
как сад Господень, как земля Мицраима, до Цоара. 11. И избрал себе Лот всю равнину Йардена,
и отправился Лот с востока; и отделились они друг от друга. 12. Аврам обитал на земле Кенаана, а Лот
обитал в городах равнины, и раскинул он шатры до Сдома. 13. А люди Сдома злы и грешны пред Господом
очень.
Бог благословил Аврама всяким достатком. Писание использует
интересное выражение во 2 стихе 13 главы:
«וְאַבְרָם כָּבֵד מְאֹד בַּמִּקְנֶה
בַּכֶּסֶף וּבַזָּהָב» Аврам тяжел очень стадом, серебром и золотом.
Это был не просто достаток. Это действительно было настоящее
богатство. Господь сдержал Свое Слово. Ведь Он не человек, Он не станет
обманывать. И если что-то обещает, Он выполнит.
Но и у его племянника было так же множество имущества, настолько, что
начал возникать недостаток для их стад.
«И был спор между пастухами
стада Аврама и пастухами стада Лота, а кенаани и перизи тогда населяли землю»
13,7
В Берешит раба 41 мы читаем, что «Потому что пастухи Лота
были нечестивы и пасли свой скот на полях чужих, а пастухи Аврама порицали их
за грабеж. (На что) те отвечали: "Земля дана Авраму, а у него нет
(другого) наследника, и Лот наследует ему, и (значит) это не грабеж". А стих
гласит: "кенаани и перизи тогда населяли землю", и Аврам еще не
вступил во владение ею»
Несмотря на то, что Бог обещал Авраму эту землю, она еще не
принадлежала ему. И ей по праву владели другие народы.
И пользуясь еще тем, что не было их, пастухи Лота
использовали пастбища других народов, чтоб накормить своих животных. Это было
воровство. И слуги Аврама, которые любили своего господина и желали подражать
праведности своего хозяина, просили не делать этого. И на этом основании возник
кризис в отношениях между двумя этими общинами.
Послание к Евреям написано: «Верою Авраам
повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел,
не зная, куда идет. 9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил
в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10 ибо он
ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.»
(Евр.11:8-10)
Несмотря на то, что это было ему обетованно, он жил на ней
как на чужой. Он не пользовался правами хозяина. Он ожидал настоящего,
пришедшего от Бога.
Мы так часто спешим получить обетованное от Бога, что часто
забываем , что всегда есть Его времена.
Именно ожидания Его в Его время часто играет с нами злую
шутку.
Иногда это приводит к роковым последствиям. Давайте вспомним
первого царя Израиля – Шауля (Саула). Когда Шмуэль (Самуил) по повелению Бога,
приказал ожидать его прихода и не приносить жертв. И под давление Саул сдался и
принес жертву. За что и был наказан, потерей своего царства. Эта история
описана в 1-я Царств 13 главе.
Аврам не воспользовался своим преимуществом как господина и
старшего в доме. Он предложил Лоту воспользоваться этим правом и уйти туда,
куда он желает. Он предложил выбрать лучшее из земли. Авраму было чуждо спорить
из-за материальных благ. Как мы увидим это впоследствии. Его источником
обеспечения был Всевышний, а не земля или что то другое.
Но интересно посмотреть на Лота. И хотя Новый Завет называет
его праведником. И он, в сравнении с другими народами, резко отличался от них,
это, несомненно. Но Лот смотрел на мир более прагматично. Он выбрал лучшие
земли. Писание говорит, что земля, которую он выбрал, была как «сад Господень»
(10)Берейшит Рабба 42 пишется, что там были ручьи, из
которых орошались окрестные поля, там росли фруктовые деревья — финиковые
пальмы, гранатовые деревья, яблони, персики, рос миндаль, другие орехи.
И это несмотря на то, что на той земле жили люди, которые
были весьма грешны пред Господом.
Но этот факт не смутил его.
Если вы попадете в Израиль сегодня, вы будете очень удивлены тому, насколько сегодня эта земля мертва. Пустыня и неимоверная жара - вот что осталось от этого места, которая во времена Аврама – была «садом Господнем».
Так в чем состоял грех Сдома?
Многие думают, что это грех гомосексуализма.
Но давайте посмотрим в тот же Берешит Раба 49.
Там рассказывается одна история из жизни этого города.
«Встретились у колодца две девушки. Одна из них имела вид
крайне изможденный и с трудом держалась на ногах. На вопрос подруги — что с
нею, она рассказала, что в доме у них все припасы истощились, и семью ждет
голодная смерть. Другая, желая помочь несчастным, сходила домой и, наполнив
свой кувшин мукою, тайком поменялась с подругою кувшинами. Но это открылось — и
"преступницу" предали сожжению.
И Господь сказал:
"Теперь, если бы Я и хотел промолчать, голос этой мученицы властно
требует от меня ответа». (Берешит Раба 49:6)
Иезекииль 16, 49
написано: «Вот в чем было беззаконие сестры твоей
Содом: гордость, пресыщение хлебом, праздность была (свойственна) ей и дочерям
ее, и руки бедного и нищего она не поддерживала»
Интересное мнение высказывается в Поучениях Отцов(11):
Четыре точки зрения существуют у людей. Тот, кто говорит:
«Мое – твое, а твое – мое», – простак. Тот, кто говорит: «Мое – мое, а твое –
твое», – обыватель, а некоторые считают, что это подход Сдома. Тот, кто
говорит: «Мое – твое, и твое – твое», – благочестив. Тот, кто говорит: «Твое –
мое, и мое – мое», – злодей.
По этому мнению основным свойством Сдома был крайний индивидуализм, возведенный
в закон, полное неприятие какого бы то ни было сострадания или милосердия. Когда это подход становится ведущим в
обществе, то оно приводит к полному извращению самого закона.
В этом и состояло основное зло Сдома и всех его
окрестностей.
А все остальное – это было лишь следствием основного.
Несмотря на все это зло, Лот решает поселиться в этих
пределах.
Бытие 13, 12 написано: «Аврам
обитал на земле Кенаана, а Лот обитал в городах равнины, и раскинул он шатры до
Сдома»
Лот первоначально не селится в Сдоме. Он просто раскидывает
свои шатры до города Сдома.
Но тут то и состоит его ошибка. Любовь к материальным вещам
приводит его в общение с греховным окружением. Апостол Шауль однажды сказал: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
(1Кор.15:33)
Если сначала этой
истории мы видим, что Лот жил возле этого города, то чуть дальше по тексту, мы
видим, что Лот уже жил внутри этого города.
Аврам получает подтверждения обетования
14. И Господь сказал Авраму после того, как отделился
Лот от него: Подними же глаза твои и посмотри с места, на котором ты, на север
и на юг, на восток и на запад. 15. Ибо
всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки. 16. И сделаю потомство твое (несметным) как
прах земной. Так, если сможет кто-либо счесть прах земной, также твое потомство
сочтено будет. 17. Встань, исходи эту
землю в длину ее и в ширину, ибо тебе дам ее.
Лот был для Аврама как сын. И потому пастухи Лота не без основания
считали, что наследство, обещанное Авраму, будет принадлежать их хозяину. Но мы
видим, что Лоту не было суждено быть его наследником. Наследник должен был
появиться от самого Аврама. И Бог снова подтверждает это. И хотя мы не видим
этот вопрос от Аврама к Господу. Но наверняка он был в его сердце. Ведь
наследника у Аврама все еще не было. И потому ему было обещано, что его
потомство будет подобно праху.
Раши говорит: «Как прах сочтен быть не может, так и твое потомство не
дано будет счесть»
Мудрецы Израиля задают вопрос: Почему Бог говорит, что его потомство
будет как «прах». И приводят интересное объяснение.
«Есть одно свойство у земли:
зарой в нее железо, медь — они истлеют, но земля, какой была, такой и будет.
Могущественные правители, вознамерившиеся уничтожить евреев, никогда добром не
кончают, и последующие поколения предают их имя позору. Сильнейшие
идеологические движения, не признающие единого Бога, терпят крах и развеиваются
без следа, а вера в Бога и в Божественное происхождение Торы остается навек».
Захват Содома и Лота.
8. И вышел царь Сдома, и царь Аморы, и царь Адмы, и царь
Цевоима, и царь Белы, он же Цоар, и вступили с ними в бой в долине Сидим; 9. С
Кедорлаомером, царем Эламае и Тндалом, царем Гоим) и Амрафелом, царем Шинара, и
Арйохом, царем Эласара, - четыре царя с пятью. 10. А (в) долине Сидим множество
ям смоляных. И обратились в бегство царь Сдома и (царь) Аморы и упали в них; а
остальные в горы бежали. 11. И взяли
все имущество Сдома и Аморы и все съестное и ушли. 12. И взяли Лота и его
имущество, сына брата Аврама, и ушли, - а он обитал в Сдоме.
Иосиф Флавий в своей Книге «Иудейские Древности» пишет об этом так:
В
то время, когда ассирийцы властвовали над Азиею, дела у содомитян были в
цветущем положении, так как, с одной стороны, богатства их умножились, а с
другой - у них было много юных воинов. Страна их находилась во власти пяти
царей: Валласы, Варсы, Сенавара, Симовора и правителя валенцев. Каждый из них
имел свой собственный удел. На них пошли ассирийцы войною и, разделив свое
войско на четыре части, над которыми было поставлено по одному военачальнику,
осадили их города. Когда же в происшедшей затем битве ассирийцы остались
победителями, то они наложили дань на содомитских царей. И таким образом
последние были им подвластны и платили наложенную на них дань в продолжение
двенадцати лет; на тринадцатый же год они восстали, а ассирийцы снова пошли на
них походом, причем командование над ними было в руках Амарапсида, Ариуха,
Ходолламора и Фадала.Последние разграбили всю Сирию и уничтожили потомков
гигантов. Затем они направились против Содома и расположились лагерем в долине,
носившей название "Асфальтовые ключи". В то время тут находились
колодцы, теперь же, после уничтожения города содомитян, вся эта долина
обратилась в озеро, носящее название "Асфальтового". Об этом озере
мы, впрочем, расскажем подробности несколько ниже. Когда дело дошло у содомитян
до столкновения с ассирийцами и произошло сильное сражение, многие из первых
пали, а прочие были взяты в плен; в числе последних находился и Лот, явившийся
к содомитянам в качестве союзника. (Book_Flaviy Heb1.9:1)
Не будь Лота в том городе, возможно Писание умолчало об этом эпизоде
из жизни этих городов. Но проблема в том, что среди пленников, был племянник
Аврама.
«И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего
тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были
союзники Аврамовы». (Синодальный Перевод. Быт.14:13)
Прежде чем мы пойдем дальше и посмотрим, как отреагировал Аврам, я
хотел посмотреть на слово «еврей». Так как мы
впервые встречаем его на страницах Священного Писания.
«עִבְרי»
- Что же оно значит? (Иври)
Берешит раба 42 говорит, что это слово означает: «пришедший с другого
берега ("эвер") реки»
Слово "иври" в применении к евреям встречается в Писании
30 раз.
Именно от "иври" происходит и русское "еврей".
Начиная с правления Екатерины Великой в России,
в применении к евреям стало нормой слово "еврей" вместо
международных "жид",
"ид", "джу", происходящих от имени Иуда (русское «иудей»), бытовавших до того.
Статистическое "30 употреблений" слова "иври" в
Танахе(12) является некоторой ловушкой.
Происхождение термина "иври" не очевидно. С одной стороны,
классический комментарий толкует его, как связанное с глаголом
"лаавор" - "переходить" - "пришедший с другой стороны
реки [Ефрата]", добавляя при этом "весь мир по одну сторону, а евреи
- по другую" - но это, конечно, явное "дополнительное
толкование" ("драш"), а не этимология. В некоторых источниках
его было принято увязывать с Эвером, сыном Шема, от которого происходит Авраам,
а в дальнейшем - евреи. Есть, однако, вполне серьезный аргумент против такого
понимания. Слово "иври" никогда не применяется не только к другим
потомкам Эвера, но и к другим потомкам Авраама-иври (то есть, к Ишмаэлю, Эсаву и их потомкам), но только к потомкам Яакова. И,
наверное, если бы слово "иври" образовывалось от имени Эвера, то
Ишмаэлиты (например, арабы, числящие себя его потомками) и Эдумеи (так
называются потомки Эсава) должны были бы также зачисляться в "евреи",
что никому не приходит в голову.
Современные исследователи считают, что слово "иври" -
"еврей" связано с общим для стран древнего Востока термином
"хапиру", "апиру". Слово это означает человека, не имеющего
привязки к земле, подданства, странника.
По отношению к Аврааму,
князю-кочевнику со огромным
двором, такой термин абсолютно корректен, что доказывается большим количеством
древних документов (этот термин, например, мог быть применен к наследному
принцу в период его скитаний). Равным образом этот термин корректен по
отношению к израильтянам в Египте. При этом он некорректен в случае противопоставления
израильтян филистимлянам – к тому моменту израильтяне уже имели собственное
государство, и зачислить их в "странники" уже никак было нельзя. В
этом случае, по-видимому, смысл слова
«иври» был сдвинут, и филистимляне
закрепили его как название израильтян, что является вполне реальным предположением. Впрочем, никакой вывод в этой
области не является однозначным и завершенным, а вышеизложенное остается в
рамках "вероятных предположений".
«14. И услышал Аврам, что взят в плен его брат, и
снарядил он питомцев своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и
преследовал до Дана»
Когда услышал Аврам об этом, он проявляет новые для него качества:
решительность и смелость.
Он выстроил своих воспитанников-домочадцев
Букв. "опустошил".
Имеется в виду, что Аврам призвал всех, кто был в его доме, чтобы
попытаться спасти Лота. И гнался с ними до Дана.
Раннее это место называлось -
Лешем или Лаиш. Находится на
крайнем севере земли Кнаан.
Мидраш рассказывает, что "Указанным Амрафелем был не кто иной как
Нимрод, который, вместе с тремя другими царями, победил войско пяти восставших
вассальных царей, пытавшихся избавиться от его власти» И цель его была не
просто восставшие города, но и Аврам, которого он так давно хотел убить.
Прежде мы говорили, что предание говорит, что Лот был очень похож на
своего дядю Аврама. Поэтому Нимрод было
подумал, что наконец схватил его. Они посадили Лота в деревянную клетку и стали
всем показывать и насмехаться:
«Вот мы и поймали Аврама, который вздумал учить людей, будто Единый
управляет всем миром и все может. Вот пусть этот Бог его теперь и спасает, а мы
посмотрим!»
Иосиф Флавий описывает эту ситуацию так: «Когда Аврам узнал об их
поражении, то на него напал страх за его родственника Лота и он почувствовал
также сострадание к содомитянам, друзьям своим и соседям. Решив поспешить к ним
на помощь, он тотчас исполнил это, выступил и напал около пятого часа ночи на
ассирийцев у Дана (так называется один из истоков Иордана) и, предупредив
возможность им (ассирийцам) вооружиться, одних убил в то время, как они, не
предвидя нападения, спали, а других, которые хотя и не спали, но не были
вследствие опьянения в силах сражаться, обратил в бегство. Аврам же преследовал
их, пока наконец на другой день не согнал их в город Ову в области Дамаска, чем
он доказал, что победа зависит не от численности или скученности войска, а что
мужество и храбрость сражающихся может справиться со всяким количеством
противников: он одержал победу над столь большим войском врагов, имея при себе
лишь триста восемнадцать слуг и трех друзей. Те из противников, которым удалось
спастись бегством, должны были уйти с позором. (Book_Flaviy Heb1.10:1)»
Небольшая группа людей с верой
в Бога и мужеством в сердце, может сделать очень многое.
Интересно, что если мы читаем на
иврите, то когда видим слово: «питомцев своих».
Написание חניכו (без "юд" перед "вав")
можно прочитать как "своего
питомца". В единственном числе.
Исходя из этого некоторые
исследователи Библии, говорят, что это был Элиэзер, которого Аврам приучал к (исполнению)
заповедей. А триста восемнадцать - мол, это
цифровое значение его имени [Недарим 32 а]. (Раши)
В Талмуде(13) приведены два
мнения. Первое из них состоит в том, что Аврам призвал на войну 318 человек
(причем некоторые мудрецы критикуют его за то, что ради войны он оторвал их от
изучения Торы). Согласно второй точке зрения, лишь Элиэзер сопровождал его на
войну.
Лично мне такое толкование
кажется немного сомнительным. Я нисколько не сомневаюсь в мужестве и отваге
этих героев. Но лишь вдвоём, против целой армии???
Аврам – победитель.
16.
И возвратил он все имущество, и также Лота, брата своего, и его имущество
возвратил, также и жен и народ. 17. И
вышел царь Сдома навстречу ему, когда он, разбив Кедорлаомера и царей, которые
с ним, возвратился в долину Шаве, она же долина Царская.
21.
И сказал царь Сдома Авраму: Дай мне людей, а имущество бери себе. 22. И сказал Аврам царю Сдома: Воздеваю
руку мою к Господу, Б-гу Всевышнему, обретшему небо и землю: 23. Если от нитки и до ремня обувного! И если возьму из всего, что тебе
(принадлежит)! И тебе не сказать: я
обогатил Аврама. 24. я не (в счет), лишь
то, что съели отроки, и доля мужей (и) ходивших со мною, Анера, Эшкола и Мамре,
- они пусть возьмут свою долю.
Навстречу Аврама вышли два
царя. Интересное сочетание. Грешный царь Сдома и праведный царь Шалема. Нас
часто окружает противоречия и нам приходиться выбирать каждый день жизни, к
чему склоняться и как жить.
Аврам имел на всех правах
победителя все имущество, всех рабов. Но только лишь потому что это имущество
принадлежало ранее царю Сдома. Аврам не взял ничего из его богатства. Понимая
извращенность мышления и разных слухов, он не пожелал, чтобы говорили, что
благодаря имуществу Сдома, Аврам стал богатым. Он не захотел пятнать Имя
Творца, Который Сам пообещал обогатить его. И не смотря на уговоры этого
нечестивого царя забрать все имущество кроме рабов, Аврам с презрением отверг
это предложение.
Иосиф Флавий пишет:
«В
это время царь содомитян стал уговаривать Аврама оставить за собою добычу и
выдать ему только тех его людей, которых он отбил у ассирийцев. Аврам, однако,
отказался от этого, говоря, что не желает себе из той добычи никакой выгоды,
кроме того, что уже послужило его людям в пищу, и небольшую долю каждому из
участвовавших с ним в походе союзников своих. Они назывались Эсхол, Эннир и
Мамвр».
Интересно также предание, что
именно после этой победы все цари земли Кнаан признали Аврама Князем Божьим.
Помните, что сказали сыны Хета Авраму – «Ты Князь Божий среди нас». Бытие 23,6
Это действительно было Кидуш
Ашем (освящение имени Бога) для Аврама. Когда все признали, что Бог был с
Аврамом.
18.
И Малки-Цедек, царь Шалема, вынес хлеб и вино; а он служитель Б-гу
Всевышнему. 19. И благословил он его и
сказал: Благословен Аврам от Б-га Всевышнего, обретшего небо и землю; 20. И благословен Б-г Всевышний, Который
отдал твоих притеснителей в руки тебе. - И дал ему десятину от всего.
Мелхиседек (по-русски), на
иврите звучит как: Малки Цедек.
«Малки (мой Царь) и Цедек (правда,
праведность). Малки-Цедек - Царь праведности.
Поистине это легендарная
личность. Агада (гласит:) что это был Шем,
сын Ноаха.
Но также интересно, что в
апокрифической «Книга Еноха» рассказывается о рождении Мелхиседека в могиле
умершей жены Нира, брата Ноаха. Младенцем Мелхиседека архангел Гавриил отнес на
небеса на 40 дней, пока на земле происходит потоп.
Эта книга была очень популярна
среди евреев времен Иешуа. И на неё даже ссылается апостол Иуда в своём
послании в Новом Завете. (Иуда 14-16).
Одно мы знаем наверняка – это
был праведный царь и священник Бога Всевышнего!
Он благословил Аврама и тут
происходит необычное явление. Аврам отдает десятину. Но об этом мы поговорим позже... 6 часть
|