Нина Матэф (независимый журнал для ищущих христиан "Пробуждение", Израиль)
РАЗБИРАЯСЬ С ОДНИМ ХРИСТИАНСКИМ МИФОМ
Начавшееся пробуждение, которое мы наблюдаем нынче в Лейкленде и других местах, так или иначе мобилизует и другие, до сих пор спавшие, церкви. А то слишком уж невыгодно они будут выглядеть на фоне Божьей славы других.
Кое-где, где прежде было крайне редким, скажем, служение больным, теперь в срочном порядке достают из загашников давно забытые бутылочки с елеем и, порой даже жертвуя проповедью (а это святое!), призывают людей с хворями выходить вперёд для молитвы. Делается ли это из любви и сострадания к ним, или из «показушных» соображений, в заботе о собственной репутации – судить не будем.
Невольно возникает вопрос: может ли любовь к людям нагрянуть в одночасье? Почему у служителей прежде годами не возникало желания облегчить участь своих братьев и сестёр, томящихся под гнётом болезней? Придёт ли пробуждение туда, где все эти годы Бога не сильно-то и ждали, не жаждали, не любили? А если б любили, то, наверное, любили бы и сострадали и Его людям. Характерно, что в подобных общинах, гласно или не гласно, исповедуется доктрина о том, что просить Бога излить Свой Святой Дух – якобы, нескромно. «Потому что Он, - объясняют,- лучше нас знает, куда и когда Его изливать. И не нам, мол, диктовать Господу, что Ему делать».
Но поддерживает ли Библия подобный подход, на первый взгляд кажущийся во многом благочестивым? Задавшись этим вопросом и помолившись, я почувствовала сильное побуждение обратиться к книге Есфирь. «В то время, как царь Артаксеркс сел на царский престол … он сделал пир для всех князей своих и для служащих при нем, для главных начальников войска Персидского и Мидийского и для правителей областей своих, показывая великое богатство царства своего и отличный блеск величия своего в течение … ста восьмидесяти дней. По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского» (Есф.1:2-5).
Почитав это место побольше, вы сами можете убедиться в величественности картины, где показано прекрасное украшение пира красивыми тканями, серебряными кольцами, мраморными столбами, драгоценными камнями и т.д. Так вот, Святой Дух высветил образ царя Артаксеркса как иносказание, в данном случае - о Господе. А пир и показ великого богатства царя - как демонстрацию Божьей любви, силы и даров, кото-рые Он имеет для людей. И, заметьте, имеет для жаждущих. «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее», - говорится у пророка Исайи (44:3). Исследуем и далее духовный смысл образов Книги Есфирь. «И вина царского было множество, по богатству царя. Питье шло чинно, никто не принуждал, потому что царь дал такое приказание всем управляющим в доме его, чтобы делали по воле каждого». Вино, как известно, символизирует в Библии Святой Дух.
Важная деталь: вино не давали никому насильно; а только тем, кто сам хотел этого, по воле каждого. Также и Дух Святой будет даваться сообразно жажде. Как вы жаждете – так и получаете. Посмотрите, как Царь уважает волю Своих подданных! И их воля для Него – совсем даже не «диктовка», как это пренебрежительно именуют порой в иных христианских кругах. Жажда по Божьему Духу вложена в возрождённых людей Господом. И если мы не угашаем эту жажду чем-то иным, идольским, или ложными доктринами, если любим Господа и выражаем Ему эту любовь в молитвах и образе жизни – может ли Он просьбы о Святом Духе посчитать за наше своеволие? Может ли, в конце концов, на них не ответить?!
«В седьмой день, когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал …семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива. Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя» (Есф.1:10).
Если царь символизирует здесь Господа, то царица Астинь, очевидно – Церковь, Его Невесту. «И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс.44: 12). Господь, разумеется, и Сам может являть Свою славу, без помощи людей (церкви), без их участия. Каждый из нас без труда вспомнит Божьи чудеса, описанные в Слове: например, как Он пребывал с еврейским народом в виде облачного столба или огня, или явился Моисею в пламени горящего куста. Но почему-то Ему угодно являть Свою славу на земле через людей, что мы видели и в Ветхом, и в Новом Завете.
Наверное, здесь будет уместным сравнение с супружеской парой, когда красота мужа подчёркивается красотой жены; и вместе они представляют собой особую гармонию, красоту и полноту – и не только внешнюю, физическую; но и внутреннюю, духовную, касающуюся их взаимоотношений. Ведь написано: «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс.44:14). И как царь Артаксеркс, Господь призовёт Свою Церковь явить Её красоту и силу. А в чём она заключается, как не в способности являть любовь, жажду служить Богу, спасать души, нести Благую Весть, истинность которой Господь подтвердит чудесами и знамениями?! Но как Астинь отказалась придти на зов царя, так и церковь часто отказывается выполнять то, что поручает ей Бог. Из-за чего так повела себя Астинь? Может быть, она излишне расслабилась после пира, проведённого ею в царском доме для женщин (ст.9)? Это происходило отдельно от царя. Не так ли и церковь зачастую проводит какие-то свои мероприятия, но без Бога? Это ослабляет бдительность, притупляет понимание своей основной миссии на земле.
Судя по всему, Астинь на женском пиру наш-ла для себя удовольствие в самостоятельном, независимом от царя пребывании. Может быть, она ув-лечённо общалась с подругами, с которыми давно не виделась. Может даже, горделиво рассказывала им о своём прекрасном супруге! И в этот момент го-рдость до того переполнила её, что затмила собой и любовь к мужу, и стремление быть послушной ему, и готовность прийти к нему по первому зову.
А церковь, устраивая свои мероприятия и «пиры», не увлекается ли подчас чисто человеческим общением, «христианскими» развлечениями, отвлекающими от Бога – по принципу «хорошее - враг лучшего»? В том-то и суть, что наше, пусть и на время, расставание с Господом может приводить к утрате вкуса к общению с Ним, к потере любви и благоговения. «И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем… Астинь не будет входить пред лице царя, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее» (Ес.1:13-19).
Церковь, не стремящаяся к максимуму, не ревнующая о Господе, о слышании Его голоса, о послушаии Ему, может и не дождаться пробуждения – оно пройдёт стороной, направляясь к другой, «которая лучше её». «И понравилась эта девица (Есфирь) глазам его и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и все, назначенное на часть ее, и приставить к ней семь девиц, достойных быть при ней, из дома царского, и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома» (2:9). Не напоминают ли нам семь девиц из дома царского «семь духов, находящихся пред престолом Его» (Откр.1:4)?
Но и «лучшую» не сразу допустят к царю. Лишь «после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определен-ное женщинам, - ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими» (2:12).
В духовном смысле притирания мирровым маслом означают, очевидно, наполнение церкви Святым Духом. Ароматы символизируют молитвы верующих. Кстати, подтверждение тому мы находим в Откровении (5:8): «золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых».
Казалось бы, Есфирь могла попросить себе что угодно перед тем, как войти к царю – написано, что это позволялось: «Чего бы она ни потребовала, ей давали всё для выхода из женского дома в дом царя» (2:13). Тем не менее, лично для себя Есфирь ничего сверх меры просить не стала. «Когда настало время Есфири… идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее». На этом этапе скромность и чувство меры Есфири была обоснованны и вполне уместны. Точно также и верующим просить духовных даров для "украшения" себя, для собственной славы - просто бессмысленно! Другое дело - просить их для назидания церкви и ради спасения многих. «И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицею на место Астинь» (2:17).
Но, как все вы хорошо знаете, вскоре пришла беда: «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день… и имение их разграбить» (3:13). Вот тут-то и наступил момент, когда Есфирь встала перед необходимостью предпринять дерзновенную «нескромность» и нарушить все заведённые во дворце порядки и приличия, рискуя своей жизнью: «Все служащие при царе и народы в обла-стях царских знают, что всякому, и мужчине и женщине, кто войдет к царю во внутренний двор, не быв позван, один суд - смерть; только тот, к кому прострет царь свой золотой скипетр, останется жив. А я не звана к царю вот уже тридцать дней» (4:11). Конечно же, непросто Есфири решиться на рискованный шаг.
Рискует и церковь, беря на себя ответственность за спасение людей, на которых уже положил свою лапу сатана. Рискует получить за своё подвижничество усиленные атаки «духов злобы поднебесных». Рискует спокойным, комфортным существованием. Рискует также нажить себе врагов среди братьев, которые не столь пылки к Господу – а таких, как правило, большинство. Рискует, наконец, оказаться под бременем дополнительных финансовых проблем - а вдруг с притоком новых душ понадобятся средства для помощи им, для открытия новых видов служений и т.д. В общем, как ни крути, без пробуждения – оно как-то спокойнее.
Но: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (Есф.4:14). Серьёзный довод прозвучал из уст Мардохея, не правда ли? «И сказала Есфирь в ответ Мардохею: пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками … буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» (4:15-16). Не перечисляя всех сюжетных перипетий (вы их знаете), скажем только, что благодаря мужественному поступку Есфири судьба иудейского наро-да была спасена, а враг Аман поплатился за свои злодеяния смертью. А мы с вами, имеющие сегодня доступ к Царю – разве не обязаны ходатайствовать перед Божьим Престолом за неспасённых? «И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского? (4:14)» - этот вопрос, заданный Мардохеем Есфири, стопроцентно адресован и нам с вами, нынешним «царям и священникам».
Вот для чего Бог пробуждает Свою Церковь, изливает на неё Свой Святой Дух: чтобы собирать урожай душ! А конечно уж не за тем, чтобы пощекотать наши нервы – смехом ли на служениях, необычными ли проявлениями и т.п. (хотя если Он это делает – Его воля)! И не для того, разумеется, чтобы у нас появилась возможность приписать себе Его славу. Но не впадём и в другую крайность - «скромно» не потупим глаза в порыве ложного смирения, даже и не помыслив о том, чтобы масштабнее, чем обычно, послужить Господу – пусть, мол, люди гибнут, а я себе постою в стороне!
И если кому-то сегодня кажется, что в Лейклендском, например, пробуждении «как-то многоватенько странных вещей» (ну там наколки Тодда Бентли, его грубоватые манеры и непривычные иные языки), то почему-то многие в упор не видят тысячи покаявшихся, избежавших ада, спасённых душ! Не говоря уже об исцелённых и воскрешённых, благодаря сверхъестественным чудесам с которыми многие впервые преклонили свои колени перед Всемогущим Богом!
Может быть, эти не жаждущие, «скромные» донельзя общины, считающие, что «если Богу надо, Он Сам пробудит» их - может, они просто не знают, что имеющие сегодня духовный прорыв церкви долгие годы молили об этом Господа? Может, не догадываются, что те упорно стояли в проломе за погибающих, за свои города и страны?!
Наверное, не ведом им и такой факт: в ответ на многие молитвы о будущем пробуждении одна верующая женщина из Лейклендской церкви 12 лет назад получила интересное пророчество. Оно говорило о том, что через эту церковь в своё время начнётся пробуждение; и что человек, которого Бог активно задействует, будет иметь… татуировки! Не это ли обещание Господа о прорыве (пусть для кого-то и странноватое), сло-женное в сердцах верных, поддерживало все эти годы огонь внутри них и не давало забыть о своём долге перед Богом, спасшим когда-то и их: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?» (Пр.24:11).
Да, жёстко ставится у Бога вопрос о заступничестве! (А думаю, здесь вполне уместно отождествить боль за народ Мардохея с отношением Господа). Сделаем вывод, что «скромное» желание молчать, не высовываться, не «диктовать Богу», лжесмиренно не просить у Него пробуждение для своей церкви, города, страны – это выглядит, по меньшей мере, как равнодушие. А по большому счёту – как (пассивное) соучастие в гибели обречённых душ. «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17). А закончить мне бы хотелось словами Чарльза Финнея. Они попались мне совершенно неожиданно, когда статья была завершена: «Пробуждение - это не случайность, ты должен тщательно трудиться, чтобы оно возросло». С этим невозможно не согласиться.
|