Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Встревоженная церковь
Почему церкви сложно бороться с психическими заболеваниями и как мы можем лучше заботиться о людях
Почти пять лет назад известный пастор, который смело и публично рассказывал о своей борьбе с депрессией, покончил с собой. Через несколько дней после его смерти в социальных сетях широко распространился призыв к духовенству, имеющему проблемы с психическим здоровьем, быть отстранёнными от занимаемых должностей.

Я понимаю мотивацию. Аргумент был выдвинут из стремления предотвратить подобные трагедии. Но как пастор, который имел хронические душевные муки, этот упрощенный призыв поразил меня как пример широко распространённой в церкви неуклюжести, когда дело доходит до борьбы с психическими заболеваниями. Известные христианские учителя, в том числе калифорнийский писатель и пастор Джон Макартур, отрицают существование таких диагностируемых состояний, как ОКР и СДВГ.

В моём собственном служении моя борьба с тревожностью и ОКР оказалась неожиданно благодатной почвой для общения с людьми. Осознание того, что я сломлен, привело к более глубоким отношениям, поскольку Бог взял на Себя тот недуг, который поначалу казался мне просто дефицитом, и применил его на практике. Его сила, как Он говорит нам, проявляется в нашей слабости (2 Кор. 12:9).

Поэтому я нахожу отрадным видеть повышенное внимание к психическому здоровью и состраданию к психическим заболеваниям в нашей культуре. Христианские ресурсы, посвященные взаимосвязи веры и психических заболеваний, также расширяются, предоставляя теологически обоснованные пути улучшения медицинской помощи. И есть бесчисленное множество примеров, когда общины убедительно демонстрируют любовь Христа тем, кто испытывает душевные страдания.

Тем не менее, стигматизация, сопровождающая психические заболевания, сохраняется, и в церковной среде проблема часто усугубляется невежеством или неверной теологией. Духовенство, как правило, оказывает первую помощь христианам, испытывающим психологический стресс, однако многие пасторы плохо подготовлены к распознаванию или лечению психических заболеваний.

Менее 10 процентов людей, обращающихся за советом к пасторам, в конечном итоге направляются к специалистам в области психического здоровья, даже если этого требуют их симптомы. И потребность в этом острая, поскольку, по данным Национального института психического здоровья, примерно каждый пятый взрослый сталкивается с поддающимся диагностике психическим заболеванием (различной степени тяжести) — эта цифра среди подростков достигает шокирующей цифры в два раза больше.

В первые годы моего пасторства я не был готов к тому, чтобы справиться с потоком человеческих нужд, с которыми мне предстояло столкнуться. Ограниченная подготовка по вопросам психического здоровья, которую я получил в семинарии, дала мне лишь немного знаний, которые позволили мне почувствовать себя более подготовленным, чем я был на самом деле.

Столкновение с собственной ментальной стеной радикально изменило моё понимание и придало мне больше сострадания. Оказывается, те же стихи, которые вы цитируете тревожным прихожанам, звучат совсем по-другому, когда вы сами парализованы тревогой.

В Том, кто взял на Себя все наши печали и немощи, в том числе умственные и душевные, можно найти ни с чем не сравнимое утешение и силу. Но верующему человеку, переживающему душевный кризис, часто приходится сталкиваться с обществом, которое испытывает сильное беспокойство из-за продолжающейся, неразрешимой боли.

Недавно я слышал по радио выступление известного христианского оратора, который убедительно заявлял, что люди, охваченные депрессией и тревогой, не ощущают Божьего помазания. Смысл был ясен: если вы испытываете неправильные чувства, вы не получите Божьего благословения. Такое мышление может звучать по-библейски, но на самом деле оно пропагандирует безблагодатное Евангелие.

Итак, как церковь должна реагировать на психические заболевания? Как мы можем лучше заботиться друг о друге? Я попросил несколько известных христианских авторов, экспертов и товарищей по несчастью высказать своё мнение.

Что такое хорошее психическое здоровье?

Стив Касс, автор и ведущий подкаста "Быть человеком": Какой потрясающий вопрос. Психическое здоровье - это когда то, как вы видите себя, других людей, мир и Бога, соответствует реальности. Вы способны ясно мыслить и имеете доступ к широкому спектру эмоций, не будучи поглощёнными ими.

Аундреа Пакстон, ведущая подкаста “Rise and Form”, клинический психолог и основательница “Take Heart Counseling”: Библия даёт нам представление о том, как выглядят идеальное самочувствие и здоровье. В Бытие 2 мы видим, что люди процветают, когда у них прочные отношения с Богом и другими людьми, когда они заботятся о своём физическом теле, когда они ценят Божье творение и наслаждаются им, когда у них есть целеустремленность и когда они не чувствуют стыда.

О. Алан Ноубл, доцент английского языка в Баптистском университете Оклахомы и автор книги "Как встать с постели": "Помимо всего прочего, хорошее психическое здоровье включает в себя способность сидеть в одиночестве, ни на что не отвлекаясь, и не впадать в беспокойство, депрессию или отчаяние. Это значит испытывать весь спектр человеческих эмоций, но не позволять им возобладать над вашей способностью рассуждать здраво или желанием стремиться к добру.

Почему отсутствие хорошего психического здоровья вызывает у нас беспокойство? Я подозреваю, что большинство из нас чувствуют себя неподготовленными к общению с людьми с проблемами психического здоровья. Является ли это уникальным явлением для христиан?

Ханна Бренчер, онлайн-педагог, спикер TED и автор книги "Come Matter Here and Fighting Forward": поддержать человека, страдающего психическим заболеванием, непросто. Это реальность, которую мы не можем приукрасить или преуменьшить.

Буду честна — до того, как я сама прошла через депрессию, я не думаю, что знала, как в полной мере проявить себя перед кем-то, кто находится в такой же ситуации. Пройдя через депрессию и пережив её, я поняла, что нуждаюсь в заботе, а затем выразила это другим людям.

Пакстон: Несмотря на то, что церковь стала сильнее, всё ещё существуют ложные представления о том, как различные эмоции и болезни связаны с верой и спасением человека.

Какого рода представления?

Пакстон: Представления о грехе и стыде могут заставить людей скрывать, отрицать и подавлять свои потребности в области психического здоровья, что затрудняет терпимость к этим потребностям других.

Бренчер: Я потрясена тем, как много христиан всё ещё считают, что психические заболевания связаны с недостаточной верой в Бога. Это было высказано мне несколько раз на протяжении всей моей тяжелой депрессии.

Как это повлияло на вас?

Бренчер: Эта мысль была очень разрушительной, особенно с учётом того, что я тратила всю свою энергию на поиски Бога во время этой борьбы. Сейчас я понимаю, но, к сожалению, не знала этого тогда, что Бог не требует от меня определённого уровня веры и не просит меня достичь этого уровня, прежде чем наступит облегчение.

Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что Бог - это спутник на пути к душевному здоровью, а не враг.

Нобл: Евангелики по определению занимаются благовестием, а в секулярном мире, в котором мы живём, благовестие очень легко превращается в рекламный ход: “Христианство сделает вашу жизнь лучше, чем она есть сейчас”. Христианство становится просто ещё одним вариантом образа жизни в море вариантов.

Когда это происходит, мы начинаем очень беспокоиться о том, чтобы не выдать каких-либо признаков того, что наша жизнь может быть не совсем хорошей. Поэтому мы скрываем свои страдания даже от других христиан, потому что не хотим, чтобы у них сложилось впечатление, что наша вера слаба или является плохим свидетельством.

Как вы реагируете, когда благонамеренные христиане указывают людям с тревожными расстройствами на такие стихи, как “Ни о чём не беспокойтесь” (Фил. 4:6)?

Пакстон: Во-первых, я бы посоветовала им прочитать послание к Филиппийцам целиком. Слишком часто мы вырываем места Писания из контекста. Во-вторых, я хотела бы напомнить им о роли Святого Духа, который даёт нам силы делать то, что полезно для нас самих. Мы не можем сделать ничего хорошего своими силами.

Наконец, я хотела бы обратить их внимание на стих 7 из 4-й главы Послания к Филиппийцам, где говорится: “И мир Божий, который превосходит всякое разумение, сохранит ваши сердца и умы во Христе Иисусе”. Действия, перечисленные в стихе 6, направлены лишь на то, чтобы переориентировать нас на наш источник этого мира.

Итак, что, по вашему мнению, церковь делает правильно в ответ на нынешний кризис психического здоровья?

Пакстон: Церковь добилась значительных успехов в продвижении дискуссий о психическом здоровье и снижении враждебности по отношению к психологии. В настоящее время появилось больше проповедей и ресурсов, посвящённых психическому здоровью.

Касс: Многие церкви, с которыми я работаю, либо сотрудничают с профессионалами в области психического здоровья, либо имеют собственные клиники с терапевтами, имеющими государственную лицензию. Я вижу всё больше проповедников, которые открыто рассказывают о психическом здоровье, и мы постепенно становимся более осведомлёнными о травмах, понимая сложную природу здоровья всего тела и факторов, провоцирующих травму.

И где ещё есть возможности для улучшения?

Касс: Я всё ещё вижу многих христиан и церковных лидеров, которые испытывают острую потребность подбадривать людей. Они не осознают, что их слова и советы на самом деле предназначены не для человека, который испытывает трудности, а для того, чтобы успокоить их собственное беспокойство, когда они находятся в присутствии кого-то, кто борется со сложной проблемой психического здоровья.

Другая проблема заключается в том, что серьёзные проблемы с психическим здоровьем должны решаться квалифицированным специалистом, а большинство из нас - любители. Я не думаю, что мы предоставили достаточно ресурсов, чтобы помочь любителям быть полезными в общении со сверстниками или прихожанами, которые борются с психическим здоровьем.

Нобл: Церкви необходимо научиться находить баланс между реальной ценностью духовной мудрости и реальной ценностью профессиональных услуг в области психического здоровья. Существует опасность передачи всех случаев душевных страданий на аутсорсинг специалистам в области психического здоровья. Даже христианам легко превратить в профессию такие вещи, как наставничество, мудрый совет старших и дружба. Аналогичная опасность таится в попытках лечить все случаи душевных страданий только молитвой и пастырскими наставлениями.

Существуют ли способы, с помощью которых церковь могла бы стать уникальным источником помощи?

Пакстон: Церковь - это место, где мы можем найти самое ценное, что может удовлетворить любую нашу потребность: надежду на дела Христа и мир в вечном спасении наших душ. Хотя эти истины не мешают нам переживать жизненные испытания и горести, наши истории не закончатся болью; наши добродетели и ценности могут поддержать нас во время хаоса; и наш Бог - любящий, всемогущий и всезнающий.

Касс: Ослабление психического здоровья приводит к глубокой изоляции. Церковь может предложить мощное сообщество целителей. Большинству людей не нужны наши советы, им нужно наше присутствие. Они хотят чувствовать, что их видят; им нужно безопасное пространство, где они могли бы оставаться самими собой.

В "Жить вместе" Дитрих Бонхёффер сказал, что первое, что мы должны сделать друг для друга, - это выслушать. Он верил, что, уделяя такое внимание, мы выполняем работу самого Бога, и это глубокая мысль.

Нобл: Возможно, это самый важный элемент вашего выздоровления. Церковь, особенно в том виде, в каком она проявляется в местном контексте, - это прекрасное сообщество, где царит взаимная забота. Современный мир ужасно изолирован, и у многих людей нет друзей, не говоря уже о тех, на кого они могли бы положиться, кто прошёл бы с ними через страдания. У каждого христианина должны быть друзья в поместной общине, которые могли бы послужить им.

Касс: Я был свидетелем того, как это происходило в церковной среде, и это впечатляет. Я знаю многих людей, у которых серьёзные проблемы с психическим здоровьем, которые говорят: “Я был бы потерян без своей церковной общины”.

И наоборот, хотя мы знаем об исключительной силе Евангелия в решении проблем психического здоровья, те самые общины, которым доверено это Евангелие, часто наносят религиозные травмы, которые усугубляют проблемы психического здоровья. Как нам примирить эти две истины?

Нобл: В этом нет ничего особенно удивительного. Это явление присутствует во всех аспектах жизни церкви.

Как же так?

Нобл: Церковь учит верности в браке, и всё же пасторов регулярно уличают в супружеской неверности. Церковь учит нас щедро одаривать нуждающихся, и всё же многие христиане практикуют то, что Фрэнсис Шеффер однажды назвал “[безжалостным использованием] накопленного богатства”. Христиане не соответствуют стандартам, установленным Словом Божьим. И они будут продолжать поступать так, индивидуально и коллективно, до возвращения Христа. Это трудное учение.

Касс: На каждую позитивную историю о том, что церковь помогает, я слышу две, которые причиняют значительный вред. Я думаю, что религиозная травма усугубляется несколькими факторами:
1. Мы не осознаём духовной силы, которой обладаем как церковные лидеры, поэтому наши слова обладают значительной силой. Но также и с Писанием, поэтому, когда мы “предписываем” Библию, мы можем непреднамеренно нанести вред.

2. Некоторые религиозные лидеры просто не понимают природу психического здоровья и рассматривают его через упрощенную дихотомию ангелов и бесов или предписывают какую-то христианскую версию “Взгляда со светлой стороны”. Многие христианские лидеры не знают, что делать или говорить перед лицом чьей-то всепоглощающей или сложной боли.

3. Делиться своим внутренним миром и событиями жизни - это уязвимо, и когда кто-то предлагает упрощенное и неправильное христианское решение, это наносит реальный ущерб и ещё больше изолирует вас.
Пакстон: Я верю, что две вещи могут быть истинными одновременно, особенно когда речь идёт о Боге. Во-первых, как люди, мы сломлены и ущербны, и поэтому причиняем боль другим. Во-вторых, Бог может действовать через несовершенных людей могущественным образом. Ни один человек никогда не сможет в совершенстве отразить всю полноту Божьего характера, но Бог этим не ограничен.

Давайте перейдём от церкви к вашему собственному опыту борьбы с психическими заболеваниями. Победа в христианстве часто приравнивается к полному освобождению от страданий. И всё же я продолжаю возвращаться к неизлечимой “занозе” апостола Павла и к тому, что Божья сила проявилась скорее в этой продолжающейся слабости, чем в чудесном исцелении для него.

Нобл: До сих пор Бог просил меня терпеть страдания, связанные с психическими заболеваниями. Я надеюсь, молюсь и работаю над выздоровлением, но я остаюсь при знании того, что, в конечном счёте, я буду исцелён, даже если это произойдёт не в этой жизни. Это позиция, которую я поощряю для всех страдающих. Надейтесь, молитесь и трудитесь ради своего выздоровления — защищайте себя сами! Но уповайте на Христа и примите тот факт, что вас могут попросить терпеть и прославлять Христа в вашей слабости.

Бренчер: Я верю, что Божья сила проявляется во мне в повседневной жизни и в том, что я веду образ жизни, который поддерживает моё психическое здоровье. Я принимаю лекарства от депрессии уже почти десять лет. Я не знаю, буду ли я заниматься этим всю оставшуюся жизнь, но я точно знаю, что это позволяет мне преуспевать ежедневно, что для меня важнее всего.

Итак, вы чувствуете, что ваши молитвы были услышаны, несмотря на продолжающуюся борьбу?

Бренчер: Я не думаю, что моя история стала менее значимой только потому, что я не получила чудесного исцеления. Я думаю, что исцеление - это то, чем я занимаюсь каждый день, и в этом заключается огромная сила.

Пакстон: Распад брака моих родителей стал важным событием, которое побудило меня изучать психологию. Хотя это было тяжелое время, оставившее много ран, я видела, как Бог использовал это во благо. Когда я сижу напротив своих клиентов, мне иногда выпадает честь работать с ними достаточно долго, чтобы увидеть, как Бог присутствовал рядом с ними в их боли и позже использовал эту боль как опору в их жизни.

Есть ли у вас в вашей собственной истории страданий примеры того, как вы испытывали благодать и исцеление в христианской общине?

Нобл: Слишком много раз, чтобы сосчитать. Почти вся благодать и исцеление, которые я испытал, пришли ко мне через сообщество, через друзей, которые были готовы позвонить мне, когда я отправил им тревожное сообщение, через друзей, которые поделились мудрыми советами, через друзей, которые дали мне твёрдое, но необходимое предостережение.

Касс: У меня есть так много реальных примеров того, как я испытывал любовь и заботу, когда мне было плохо. Самым трогательным было воскресное утро, когда я узнал, что мой друг покончил с собой. Я узнал об этом примерно за час до своей проповеди и был в шоке, но не воспринял это как шок. А потом я вышел на проповедь и совершенно растерялся на глазах у всех. Моя паства проявила большое участие ко мне, что те, кто был мне близок, подошли ближе и заботились обо мне. Те, кто не был близок, оставили меня в покое. Иногда забота означает дать кому-то пространство, а не душить его заботой.

Бренчер: В моей борьбе с депрессией я никогда не забуду тех, кто оказывал мне физическую поддержку – приносил еду, отвозил меня на встречи, держал меня на руках, готовил чай и сидел рядом со мной во время грозы. Их присутствие вернуло меня к жизни.

Похоже, мы согласны в силе христианской общины и взаимоотношений. Но что бы вы сказали тому, кто желает этого, но ещё не нашел такую церковную семью?

Нобл: Мне жаль, если у кого-то не было такого опыта. Такие сообщества существуют, но вам нужно быть целеустремленными. Если вы не будете активно участвовать в развитии дружбы, этого не произойдёт.

Бренчер: Мне постоянно приходится напоминать себе, что церковь состоит из людей, а мы, люди, всё время понимаем что-то неправильно. Продолжайте искать места, где царит благодать и сила. Продолжайте искать людей, которые пойдут с вами под дождём. Если вы сталкиваетесь с людьми, которые могут помочь вам только в ваших лучших проявлениях, но не в трудную минуту, это не ваши люди.

Аундреа, заключительное слово остается за вами. Зная, что пасторы не могут заставить кого-либо обратиться за профессиональной помощью, каковы могут быть некоторые признаки того, что пришло время направить члена общины не только за духовной помощью?

Пакстон: Поддержка при психических заболеваниях всегда должна осуществляться сообществом людей. Однако, если что-либо из перечисленного очевидно, специалист по психическому здоровью обязательно должен быть одним из этих людей:
• Любой риск для безопасности, связанный с членовредительством, употреблением психоактивных веществ или суицидальными мыслями или действиями.

• Когда страдание, которое испытывает человек, влияет на его/её повседневную жизнедеятельность или вызывает постоянное и/или усиливающееся беспокойство.

• Значительные изменения в аппетите, сне, уровне энергии и социальной активности.

• Длительный период без изменений приводит к плохому психическому состоянию или сопротивлению переменам.
Я призываю пасторов подумать о том, чтобы сотрудничать со специалистом по психическому здоровью, которому они доверяют, который мог бы быть постоянным консультантом и поддерживать их лично.

J. D. Peabody - пастор церкви "Новый день" в Федерал-Уэй, штат Вашингтон, и автор книги "Идеально одетый: доспехи Бога для беспокойного ума".
Категория: Разное | Просмотров: 9 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: суицид, церковь, вопросы, психика, болезнь, психология, Интервью, терапия, Ответы, консультирование, пастор
         
     
Книги [2431]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2934]
Разное [719]
Библия [374]
Израиль [301]
Новости [601]
История [807]
Картинки [398]
MorningStar [1351]
Популярное [220]
Пророчества [1167]
Пробуждение [400]
Прославление [1284]
Миссионерство [334]
It's Supernatural! [829]
Как часто заходите на сайт?
Всего ответов: 20
500

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025