Мария, мать нашего Господа, занимает сложное положение в современном мире. В некоторых христианских традициях, особенно в римско-католической, она возвышается над тем, что утверждается в Писании.
Протестанты, реагируя на такое излишество, часто заходят слишком далеко, утверждая её роль, но редко останавливаясь на той замечательной вере и мужестве, которые она продемонстрировала. Светская и поп-культура ещё больше унижают её, превращая в сезонное украшение, сентиментальный символ или стилизованную икону, лишенную богословского значения.
Но Писание даёт нам гораздо более богатую картину. Мария не была хрупкой статуэткой на рождественской картине; она была девушкой, осознавшей ошеломляющий свет и ответственность божественного откровения.
Мария не заслуживает ни преувеличенного почитания, ни случайного пренебрежения. Она заслуживает тщательного осмысления, ибо в её жизни мы видим, как Бог формирует Своих слуг через тайну, неожиданного посещения и смиренной веры.
На её примере проявляются семь непреходящих истин, которые продолжают ясно и убедительно звучать в Церкви и сегодня.
1. Божьи замыслы могут прерывать обычный ход вещей, но подчинение - это правильный отклик
Мария вступила в жизнь, ожидая, что её ждёт обычный путь любой молодой еврейской женщины: помолвка, замужество, дом в Назарете и спокойный ритм деревенской жизни. Но ничто в её призвании не предполагало нормальности. С того момента, как появился ангел Гавриил, её будущее было направлено в божественное русло, которое перевернуло все её ожидания. Она забеременеет до брака от Святого Духа, будучи девственницей, и ей также придётся жить в тени того, что будет воспринято как скандал. Жизнь, которую она себе представляла, полностью исчезла, но покорность Богу была правильной реакцией.
Однако на этом проблемы, с которыми она столкнулась, не закончились. Вместо того, чтобы рожать в окружении семьи, она отправилась в Вифлеем и родила Сына в грязном, вонючем хлеву. Вместо того, чтобы начать мирную семейную жизнь, она бежала в Египет в качестве беженки. Вместо обычной и относительно спокойной жизни она несла на себе глубокий груз пророческой тайны. Марии пришлось отказаться от своих материнских надежд ради высших целей Бога. На Голгофе она столкнулась с материнским горем, которое не поддается описанию и которое невозможно выразить слезами. И всё же, сама того не ведая, Мария страдала от того, что её страдания лежат в основе спасения мира.
Нетрудно представить, как временами она, должно быть, тосковала по простоте повседневной жизни. Однако служение Богу часто требует больших жертв, и Мария несла их со спокойной, непоколебимой верой.
2. Бог часто избирает молодёжь для совершения того, что взрослые считают невозможным
Мария, скорее всего, была подростком, юной, неопытной и ещё формировала своё представление о мире. Однако Бог возложил на её плечи призвание, столь же древнее, как само творение, и великое обещание, данное после грехопадения человечества. Она должна была родить Мессию, Сына Всевышнего. По мировым меркам, у неё определённо не было ожидаемых достижений: ни возраста, ни влияния, ни образования, ни статуса. Но у неё было нечто гораздо более редкое: сердце, готовое верить Богу просто потому, что Он говорил.
Её история напоминает нам о том, что духовная зрелость измеряется не обязательно годами, но отзывчивостью перед Богом. Писание полно подобных примеров. Бог призвал Самуила, когда тот был ещё мальчиком и спал рядом с ковчегом; Илий, пожилой и опытный, едва мог узнать голос, который так отчётливо слышал маленький Самуил. Давид был незаметным молодым пастухом, когда Бог помазал его на царство, в то время как его старшие братья были обойдены вниманием. Иосии было всего 8 лет, когда он начал править в Иудее, но его сердце было более полно обращено к Богу, чем у многих царей до него — царей, имевших за плечами многолетний опыт.
Годы сами по себе не дают духовной мудрости, и молодость не всегда её лишает.
Мария восприняла весть ангела не с ожесточенным скептицизмом, как это часто бывает у закалённых жизнью людей. Напротив, Мария ответила с доверчивой открытостью человека, чьё сердце ещё не научилось сомневаться в силе и возможностях Бога.
3. Подчинение Богу может привести к пожизненному непониманию и вопросам
1. Божьи замыслы могут прерывать обычный ход вещей, но подчинение - это правильный отклик
2. Бог часто избирает молодёжь для совершения того, что взрослые считают невозможным
3. Подчинение Богу может привести к пожизненному непониманию и вопросам
4. Бог доверяет Свои величайшие тайны тем, кто готов жить с ними
5. Бог почитает тех, кто прославляет, прежде чем получит ответы на все вопросы
6. Бог часто позволяет верным слугам стать свидетелями осуществления Его искупительного плана
7. Бог открывает Своё спасение только тем, кто ходит со Христом
|
С того момента, как явился ангел Гавриил, Мария поняла, чего может стоить ей послушание. Обручённая, но ещё не состоявшая в браке девственница обнаружила, что беременна: такая новость, несомненно, вызвала бы перешептывания, поднятые брови и тихие разговоры за закрытыми дверями. Она знала это.
Ангел не обещал ей лёгкого пути; он просто провозгласил волю Божью. Тем не менее Мария, чистая сердцем и примерная в преданности, приняла божественное призвание, по сути, сказав: “да будет мне по слову твоему” (Луки 1:38). Она прекрасно понимала, что её репутация в глазах соседей может никогда не восстановиться.
Но Небеса знали правду, и она добровольно несла это бремя. Конечно, Сам Бог оправдал Марию через заявление ангела, сон Иосифа, исполненное Духа благословение Елизаветы, пророчество Симеона и само раскрытие искупления. Тем не менее, несмотря на все эти превратности, Мария должна была твёрдо придерживаться того, что, как она знала, было правдой и что её ценность определялась не теми, кто спекулировал на этом. Её ценность, её значимость были определены Богом, который избрал её, призвал, укрепил и почтил.
Жизнь Марии учит нас отрезвляющей истине: послушание может стоить нам репутации, но никогда не будет стоить того, чего стоим мы.
4. Бог доверяет Свои величайшие тайны тем, кто готов жить с ними
Мария хранила тайны, которых не знал больше никто на земле, — воплощение, растущее в её чреве, пророческие слова, сказанные о её Сыне, парадоксы, свидетелем которых она была в Его детстве. Дважды Лука говорит нам, что она “сохраняла все слова сии, слагая в сердце своём” (Луки 2:19), удерживая истины, которые она ещё не могла объяснить, обещания, которые она ещё не могла проследить, и откровения, которые она ещё не могла постичь. Бог не просил Марию понимать всё; Он просил её относиться ко всему с верой, пока Он не откроет больше. Уильям Каупер прекрасно написал:
Бог действует таинственным образом
Его чудеса совершаются;
Он ступает по морю Своими стопами,
И преодолевает бурю.
В Писаниях часто встречается этот пример. Авраам десятилетиями жил с Божьим обетованием о сыне, прежде чем Божий план воплотился в Исааке. Иосиф нёс смысл своих снов по тёмным коридорам рабства и тюрьмы, пока Бог не возвёл его на египетский трон. Даниилу были даны видения, настолько таинственные, что ему было велено сохранить их в тайне на будущее время. Даже апостолы пребывали в неуверенности, пока воскресение не осветило то, чему Христос учил их всё это время.
Это прекрасно иллюстрирует реальная история. Корри тен Бум, заключённая в концентрационный лагерь Равенсбрюк во время Холокоста, столкнулась с ужасами, которые человеческому разуму трудно совместить с верой. И всё же она запомнила тихую фразу, которую отец однажды сказал ей в детстве: “Корри, когда ты отправляешься путешествовать на поезде, я даю тебе билет только перед посадкой. Бог поступает так же. Он даёт нам то, что нам нужно, когда мы в этом нуждаемся”.
Мария жила с таким же доверием. Она не требовала ответов. Она не протестовала против неизвестности путей Божьих. Она хранила тайну до тех пор, пока на неё не пролился свет. Её жизнь напоминает нам о том, что глубочайшие деяния Божьи часто становятся понятны только задним числом, а иногда и только после того, как мы вступаем в вечность.
5. Бог почитает тех, кто прославляет, прежде чем получит ответы на все вопросы
Бог даёт нам то, что нам нужно, когда мы в этом нуждаемся
|
"Магнификат Марии" (Лука 1:46-55) - одно из самых изысканных выражений хвалы Богу в Писании, но одна из причин, по которой оно примечательно, заключается в том, что она выбрала время для его исполнения. Она возвеличивала Господа ещё до того, как родился Христос, до того, как сбылись пророчества, до того, как была восстановлена её репутация, и до того, как она осознала, какой путь страданий лежит перед ней. Её поклонение проистекало не из обстоятельств, а из её уверенности в благости Божьей. Она восхваляла Его, пока будущее было ещё туманно, веря, что Бог, который говорил, также исполнит Свое Слово.
Мария могла так поклоняться, потому что знала Писания. Хотя у неё не было личных свитков, как у нас сегодня с Библиями, она хранила Слово Божье в своём сердце.
Мария показывает нам, что истинное поклонение исходит из сердца, погруженного в Писания — Слово Божье. Она доверяла Богу настолько, что восхваляла Его, даже несмотря на то, что Его цели во многих отношениях были ей не до конца поняты.
Более того, если бы Мария жила в наше время, мы, без сомнения, регулярно находили бы её с раскрытой Библией на коленях в доме Господнем каждый день.
6. Бог часто позволяет верным слугам стать свидетелями осуществления Его искупительного плана
В жизни Марии произошли два величайших события в истории. Она присутствовала при рождении Иисуса — в тот момент, когда вечный Сын Божий пришёл в мир в человеческом облике. Она баюкала Спасителя, чей приход был предсказан на протяжении веков. И все же её история продолжалась.
Писание говорит нам, что Мария также присутствовала в горнице после вознесения Христа (Деяния 1:14), молясь вместе с учениками в ожидании обещанного Святого Духа. Она присутствовала при праздновании Пятидесятницы, став свидетельницей рождения Церкви, начала спасительной работы Христа, распространяющейся на народы.
Как замечательно! Как славно!
Немногие жизни отмечены такими грандиозными деяниями Божьими. От яслей в Вифлееме до излияния Божьего Духа в Иерусалиме Мария наблюдала за тем, как совершалось искупление как в личном, так и в глобальном измерениях. Она видела, как Иисус пришёл в мир как Спаситель, и она видела, как Его Дух пришёл в мир, чтобы собрать людей во имя Его имени — людей из всех народов, племён и языков.
Мария напоминает нам, что хождение с Богом - это не только послушание в данный момент, но и сохранение верности достаточно долго, чтобы увидеть, как Его работа растёт и полностью расцветает, иногда гораздо масштабнее, чем мы когда-либо могли себе представить.
Марии посчастливилось своими глазами увидеть рождение Спасителя и зарождение Церкви. Удивительно, к чему может привести последовательный путь веры.
7. Бог открывает Своё спасение только тем, кто ходит со Христом
Мария жила с истиной, которую никогда не знала ни одна другая мать: Сын, которого она нянчила, учила и любила, был также её Спасителем и Искупителем её души. Заявление Гавриила ясно дало понять это с самого начала: её Ребенок будет назван “Сыном Всевышнего”, тем, Царству которого не будет конца (Луки 1:32-33). Мария с самого начала понимала, что младенец внутри неё - не обычный ребёнок. Он был обещанным Царём царей и Господом господствующих. Мария проживала каждое мгновение материнства с двойственным осознанием: Иисус был её Сыном и в то же время бесконечно большим. Она прикоснулась к рукам, создавшим звёзды; она баюкала Того, кто однажды возьмёт на Себя грехи всего мира.
Жизнь Марии напоминает нам о том, что личное познание Христа — познание Его как Спасителя и Господа — приносит мир, радость и благоговение. Познать Его по-настоящему - значит осознать, что Он является не только ответом на нужды мира, но и личным Спасителем для каждого, кто доверяет Ему в прощении грехов. Мария хранила эту истину от рождения Христа до Его воскресения, и её пример призывает нас относиться ко Христу с такой же благоговейной преданностью, с сердцем, склоняющимся перед Ним и говорящим: “Господь мой и Бог мой” (Иоанна 20:28).
Несмотря на то, что прошли столетия, непреходящие истины, почерпнутые из жизни Марии, остаются неизменными в своей актуальности. Они призывают нас доверять Богу, когда наши планы рушатся, верить Богу с детской непосредственностью, с благодатью переносить недоразумения, терпеливо открывать Божьи тайны, поклоняться Ему до того, как придут ответы, оставаться верными в меняющиеся времена года и идти рядом со Христом как с нашим Спасителем и Господом.
Мария указывает нам не на себя, а на Бога, который творит чудеса через смиренные и исполненные желания сердца.
Пусть её пример побудит нас с искренностью и мужеством произнести те самые слова, которые она произнесла в начале своего путешествия:
“Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Луки 1:38).
Mark H. Creech - исполнительный директор «Лиги христианских действий Северной Каролины», Inc. Прежде чем занять эту должность, он в течение двадцати лет был пастором, служил в пяти различных церквях Южных баптистов в Северной Каролине и в одной независимой баптистской церкви в северной части штата Нью-Йорк.
|