Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Самое важное слово Екклесиаста: не “суета”, а “абсурд”
Книга Екклесиаста заключает самое шокирующее и в то же время освобождающее понимание в одном слове — слове, которое говорит вам о том, что жизнь не даст вам того, чего вы хотите или заслуживаете. И всё же получение этих ужасных новостей открывает дверь для помощи и надежды.

Это самое важное слово в Екклесиасте также является одним из самых трудных для перевода. Еврейское слово “хевель” впервые встречается в основной части книги в 1:2, с которой вы, возможно, знакомы по Синодальному переводу: "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!". Можно также перевести “хевель” как “бессмысленный”, “тщетный” или "мимолетный". На протяжении всей книги автор и главный герой, который называет себя Кохелет, исследует всю жизнь, исследует все возможные стремления и удовольствия и снова и снова произносит "хевель".

Буквальное значение слова “хевель” - “дыхание” или “пар”; в Псалме 61:10 говорится, что люди низкого и высокого сословий “вместе легче пустоты”. Основываясь на этом буквальном значении, многие люди понимают, что “хевель” в книге Екклесиаста означает "преходящий" или "мимолетный". Конечно, Экклезиаст часто называет хевелем что-то мимолетное или преходящее. И, по крайней мере, в одном месте Кохелет явно использует слово “хевель” в значении “мимолетный”: "И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность — хевель" (11:10).

Тот факт, что все жизненные блага мимолетны, безусловно, является частью проблемы. Но сказать, что “хевель” означает "мимолетный", значит зайти слишком далеко. Это не в полной мере отражает основные взгляды Кохелета на жизнь под солнцем.

Что тогда? “Абсурд”.

Этим словом обозначается разрыв между тем, чего мы хотим, и тем, что даёт мир, между тем, чего мы заслуживаем, и тем, что мир возвращает, между тем, к чему мы взываем, и равнодушным молчанием мира.

Вы могли бы обобщить учение Кохелета об абсурдности мира тремя простыми утверждениями. (С этого момента я перевожу слово “хевель” как "абсурд", чтобы показать, насколько это соответствует действительности).

Мы (всегда) не получаем то, что хотим

Кохелет искал удовлетворения во всех мыслимых источниках наслаждения, но так и не нашёл его: “Я сказал в своём сердце: "Приди сейчас, я испытаю тебя удовольствием; наслаждайся сам". Но вот, это тоже было абсурдно” (2:1).

В следующих стихах говорится, что он искал удовольствия в работе, вине, женщинах, богатстве, музыке и многом другом. Он удовлетворял все мыслимые желания в максимально возможной степени. Но в конце концов, говорит он нам, “тогда я подумал обо всём, что сделали мои руки, и о том, сколько труда я потратил, делая это, и вот, всё это было нелепостью и погоней за ветром, и не было ничего, что можно было бы приобрести под солнцем” (ст. 11).

Почему Кохелет называет свой поиск удовольствий "хевель"? Потому что это не принесло результатов. Получение всего, чего он хотел, не дало ему того, чего он хотел. Кохелет считает, что в каждом удовольствии и во всём его проекте по максимизации удовольствия чего-то явно не хватает. Удовольствие не наполнит вас, его всегда нужно восполнять.

Что делает стремление к удовольствиям абсурдным. Мы не получаем того, чего хотим, иногда потому, что мир не даёт нам этого, но чаще потому, что, даже когда это происходит, мы хотим чего-то другого или чего-то большего.

Мы (иногда) получаем то, что хотим

Это один из ключевых уроков поиска удовольствий в Кохелете, который мы только что рассмотрели. Но к этой теме он часто возвращается, особенно в отношении денег, как в 5:10: “Тот, кто любит деньги, не будет удовлетворён деньгами, а тот, кто любит богатство, - своим доходом; это также абсурдно”.

Во многих ваннах есть небольшое отверстие на две трети высоты. Если вы наполните ванну слишком сильно, вода будет вытекать автоматически. Ванна не позволит вам переполнить её и затопить дом. Деньги - это не то же самое, что ванна. В них нет автоматического выключателя, нет заданной точки остановки. Вы всегда можете получить больше, а значит, всегда можете захотеть большего. Любовь к деньгам - это беговая дорожка и ловушка. Если ваша цель - больше денег, то она будет лежать за постоянно удаляющимся горизонтом.

Ни сами по себе деньги, ни то, что вы можете получить за них, не продлятся так долго, как вы хотите. Как утверждает Кохелет в одной из самых известных строк книги, “Выйдя из чрева матери своей, он снова уйдёт таким же нагим, каким пришёл, и не возьмёт за свой труд ничего, что мог бы унести в руке” (5:15).

Как вы называете цель, на достижение которой многие люди тратят всю свою жизнь, которая всегда ускользает от них и которая исчезнет прежде, чем они успеют это осознать? Абсурд.

Мы не получаем того, чего заслуживаем

Вот здесь “мимолётный” - особенно неудачный перевод слова "хевель". Кохелет замечает: “На земле происходит абсурд: есть праведные люди, с которыми это происходит в соответствии с деяниями нечестивых, и есть нечестивые люди, с которыми это происходит в соответствии с деяниями праведных. Я сказал, что это тоже абсурд” (8:14). Абсурд - это удар под дых, когда видишь, как кто-то получает противоположное тому, чего заслуживает персонаж.

Как будто кто-то поменял местами бухгалтерские книги, как будто произошла какая-то странная космическая подмена счетов: праведники получают то, что заслужили нечестивые, и наоборот. Такое происходит постоянно. От залов судебных заседаний до заседаний совета директоров этот мир переполнен людьми, которые получают то, чего они не заслуживают, и часто получают прямо противоположное тому, чего они заслуживают.

Нам нужен луч надежды

Однако Кохелет может многое рассказать о жизни. Он также говорит, что жизнь - это дар (например, 2:24-26; 5:18-20) и что Бог призовёт нас к ответу за всё, что мы делаем с тем, что Он нам даёт (11:9).

Но суждение Кохелета о том, что мир абсурден, является отправной точкой его программы разрушения. Это краеугольный камень в его проекте по уничтожению всех идолов, которым мы добровольно порабощаем себя.

Каким бы мрачным ни казался диагноз Кохелета об абсурдности мира, он таит в себе семена надежды. Одним из ключевых аспектов абсурда является несоответствие между заслуживанием и получением. С этой точки зрения, кто во всей истории прожил более абсурдную жизнь, чем Иисус из Назарета? Но Он пережил абсолютный абсурд не как его жертва, а как тот, кто его уничтожил. Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус испытал, истощил и уничтожил абсурд. Он один является ответом Бога на абсурдность вашей жизни.

Bobby Jamieson - старший пастор баптистской церкви Тринити в Чапел-Хилле, Северная Каролина. Он автор нескольких книг.
Категория: Библия | Просмотров: 67 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | TGC |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: удовольствие, надежда, абсурд, смысл жизни, богатство, суета
         
     
Книги [2428]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2863]
Разное [714]
Библия [362]
Израиль [301]
Новости [599]
История [791]
Картинки [398]
MorningStar [1329]
Популярное [216]
Пророчества [1165]
Пробуждение [400]
Прославление [1190]
Миссионерство [333]
It's Supernatural! [812]
Какой информации больше на сайте?
Всего ответов: 14
500

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025