Это прозвучало как гром среди ясного неба во время прослушивания проповеди Тима Келлера и ужалило меня, как выстрел из ружья для пейнтбола (эй, это больно, если вы не знали). Я остановил тренировку, включил паузу в наушниках и застыл, немного ошеломленный, как будто меня ударили по лицу любимой чугунной сковородой моей жены, на которой она готовит очень вкусные стейки.
Возможно, у вас был подобный момент — вам что-то сказали или в голову пришла мысль, и это заставило вас бросить всё, чем вы занимались, и всё остановилось. В моём случае Келлер процитировал англиканского священника Уильяма Темпла, который сказал:
“Ваша религия - это то, что вы предпочитаете делать на едине с собой”.
Остановитесь и подумайте об этом минутку. Я подожду.
Всё готово? Итак, теперь признайтесь: заявление Темпла заставило вас задуматься, вызвало ли у вас хоть какую-то реакцию?
В моём случае, у меня была нормальная реакция. Я сделал то, что делает любой добрый христианин, когда его осуждают за то, что он что-то сказал.
Я разозлился.
Я сразу же завёл разговор с воображаемым другом, который звучал примерно так: “Итак, этот парень говорит, что когда я, наконец, освобожусь от работы или других обязательств и у меня будет немного свободного времени, чтобы заняться тем, чем я хотел бы заниматься, если это не будет какой-то христианской деятельностью или усилиями для Бога, я что, плохой верующий? Если я решаю посвятить часть своего свободного времени обработке дерева, садоводству, занятиям спортом или просмотру фильмов, это означает, что я заявляю о своей истинной религии?!?”
После этого я сделал следующее, что мы делаем, когда думаем, что мы не правы и в чем-то не дотягиваем. Мы составляем мысленный список того, что мы делаем, что якобы доказывает, насколько мы хороши.
“Кроме того, разве мои колени не касаются пола в первую очередь? А когда я в спортзале, я слушаю, как учат Слову Божьему. А когда я обедаю, я изучаю Библию. А когда я за рулём, играет христианская музыка. Кроме того, я занимаюсь различными областями христианского служения. Разве этого недостаточно?”
Довольно грустно, да?
Сейчас вы, возможно, думаете, что у меня есть небольшая проблема с поспешностью и иногда я реагирую на происходящее импульсивно и иррационально. Вы правы. Но что особенно странно для меня, так это то, что у меня на самом деле нет никаких занятий в стиле времяпрепровождения, которые вы всегда находите на “религиозном” уровне, когда я не работаю или иным образом не участвую в стандартных повседневных делах.
Но цитата Темпла запомнилась мне. А потом, что ещё хуже, я вспомнил кое-что из того, что написалА.В. Тозер, что переводит слова Темпла на уровень Нагорной проповеди Иисуса:
“То, о чём мы думаем, когда мы свободны думать о том, что мы будем делать, — это то, чем мы являемся или скоро станем”.
Это переводит нас с уровня “действия” на уровень “размышлений” когда мы наедине с собой. А как сейчас? Чувствуете обличение?
Если вы начинаете немного сомневаться, то добро пожаловать в "что я чувствовал". И в таких ситуациях, как эта, иногда средством избавления от боли становится не столько поиск ответа на вопрос, почему вы так себя чувствуете, сколько осознание ответа.
То, что привлекает ваше внимание, привлекает вас
Когда дело доходит до того, что мы думаем или делаем, греческий философ Еврипид говорил, что никто по-настоящему не свободен. Он утверждал, что мы либо служим богатству, какому-то закону, либо людям, которым стремимся угодить, включая самих себя.
Звучит примерно так. Как христиане, мы стремимся угодить Богу, но на нашем пути может возникнуть множество других вещей.
Размышляя над тем, что сказали Темпл и Тозер, я понял, что они просили нас провести личную инвентаризацию и посмотреть, кто и что на самом деле стоит на первом месте в нашей жизни, поскольку наше времяпровождение и личные мысли являются хорошими показателями того, что занимает наше сердце.
И, как однажды сказал миссионер Э. Стэнли Джонс, “То, что привлекает ваше внимание, привлекает и вас”.
Неудивительно, что в Библии много говорится о том, что должно привлекать наше внимание и мысли. В ней говорится, что наш приоритет - “о горнем помышляйте, а не о земном” (Кол. 3:2) и “и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего” (Рим. 12:2), что предполагает “пленение всякого помышления в послушание Христу” (см. 2 Кор. 10:5).
Нам говорят, что христианин “в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь” (Пс. 1:2); что мы должны “о сём заботится, в сём пребывать, дабы успех твой для всех был очевиден” (см. 1 Тим. 4:15), потому что у человека “каковы мысли в душе его, таков и он” (Притч. 23:7). И когда дело доходит до того, что мы делаем, нам говорят: “Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2:10).
Хорошо, но значит ли это, что каждую свободную минуту мы должны посвящать только изучению Библии, молитве и какому-нибудь христианскому служению? Не присылайте мне письма с оскорблениями за эти слова, но я думаю, что нет.
Вот почему я это говорю: в Писании говорится про Бога, “дающего нам всё обильно для наслаждения” (1 Тим. 6:17). Это включает в себя наши интересы, времяпрепровождение, имущество и многое другое. Так что нам не нужно чувствовать себя виноватыми (вот почему я так ошибочно отреагировал, когда впервые услышал слова Темпл) за то, что мы разумно наслаждаемся этими вещами.
В то же время нам нужно помнить, что грех - это, по сути, расстройство сердца, из-за которого оно отдаляется от Бога. В своей работе “Исповедь” Августин утверждал, что это проявляется в том, что он назвал самой большой проблемой человечества, а именно в "неупорядоченных влечениях".
Он сказал, что иногда дело не столько в том, что нам нравятся неправильные вещи, сколько в том, что мы расставляем их в неправильной последовательности. Это происходит, когда мы путаем наши приоритеты и начинаем, как сказал Тим Келлер, терять абсолютное, когда начинаем абсолютизировать что-либо ещё.
После долгих размышлений о том, почему цитата Темпла так сильно меня задела, я вынужден был признаться, что некоторые из моих христианских обрядов стали рутиной, лишенной правильной мотивации, и что у меня также были “неупорядоченные влечения”, которые нуждались в корректировке. Легко признать, но иногда трудно исправить.
Почему? Потому что, когда дело доходит до наших желаний и приоритетов, как писал философ Артур Шопенгауэр: “Человек может делать то, что он хочет, но не хотеть того, чего он хочет”.
Как христиане, мы боремся с желаниями как нашей старой, так и новой природы, подобно тому, как сказал Павел: “ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы” (Гал. 5:17).
Поскольку это истина, я всё ещё работаю над тем, чтобы мои “влечения” были должным образом упорядочены, и держу слова Темпла и Тозера перед глазами, чтобы оценить свой прогресс. На данный момент я нахожусь там, где оказался Павел, когда сказал: “Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус” (Флп. 3:12).
Однако однажды я достигну этого, как и вы. Бог обещал это: “начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа” (Флп. 1:6).