Три столетия протестантской веры стали основой для необычного явления в Соединённых Штатах: свободного рынка религиозных общин, наполненного яркими личностями и движениями, которые сложным образом взаимосвязывались и расходились. Движения за более глубокую жизнь и святость нашли общие корни с анабаптистскими и пиетистскими группами, стремящимися к истинному благочестию и этическим изменениям. Энергичные методисты продолжали призывать к личной и общественной святости. Течения реставрационистов и пробужденцев выросли из своих корней в Первом и Втором Великих пробуждениях. Эту надежду усиливала актуальная диспенсационная эсхатология Джона Нельсона Дарби (1800-1882), кэмпбеллитов, ирвингитов и других.
Многие из этих течений объединились во время исцеляющих пробуждений конца девятнадцатого века, особенно среди тех, кто с большим упованием ожидал действия Святого Духа. Эти христиане верили, что освобождающая, исцеляющая и наделяющая силой работа Святого Духа, описанная в Евангелиях и Книге Деяний, всё ещё продолжается столетия спустя. Отсутствие исцелений и чудес, которые они наблюдали, было, по их мнению, не нежеланием Бога, а признаком слабости веры церкви и молчаливого убеждения, что такие знамения и чудеса происходили только в первом веке или в редкие моменты миссионерской экспансии. И по мере того, как росли переживания духовного пробуждения, призывы к святости и возросшие ожидания чудес, в реку пятидесятников вливались потоки пробуждения.