Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Библейской метафоре о браке не место в спальне
Мы можем справедливо смотреть на Бога как на мужа и Бога как на отца, не делая мужскую сексуальность божественной
На прошлой неделе мы с моими учениками рассматривали способы интерпретации сложных текстов Павла на занятиях, когда в Интернете разразилась буря вокруг теологии метафоры брака.

В твиттер-темах и постах под заголовком "Голоса христиан" высказывали своё проницательное мнение о метафорическом прочтении пастором Джошуа Райаном Батлером 5-й главы Ефесянам, опубликованном на веб-сайте Коалиции Евангелия. Статья Батлера, отрывок из готовящейся к выходу книги о сексе, вызвала достаточно критических отзывов, чтобы статья была удалена.

Однако недавняя дискуссия подчеркивает вечный вопрос для нас, христиан: как мы можем верно понимать Библию и христианскую традицию? Что должно быть нашим ключом?

Как христиане, мы указываем на триединого Бога как на источник всякой любви, и один из способов, которым Библия призывает нас задуматься о Боге и любви, - это метафорический язык брака. В Ефесянам 5 Павел описывает брак, союз как социальный, так и физический, как великую тайну (ст. 32), и он извлекает практические уроки самопожертвования для жен (ст. 21-24, 33) и мужей (стихи 21, 25, 28-29, 33). Во все эти учения о браке вплетены прекрасные высказывания о Христе и церкви.

Наша интерпретация этих утверждений должна основываться на самом библейском тексте. Прежде чем описать Его как мужа, Павел использует образы из Ефесянам 5, чтобы раскрыть верховенство Господа. Иисус Христос - Мессия, тот, кто правит Царством Божьим, и Господь, владыка Вселенной. Он также Спаситель тела (ст. 23).

Христос проявляет Своё суверенное господство через акты самоотверженного служения и любви, как в Иоанна 13 и Филиппийцам 2. Христос-Суверен возлюбил церковь и отдал Себя за неё, чтобы освятить церковь. Христос решил проблему греха омовением, которое было работой слуги (Еф. 5:26-27). Все члены тела, индивидуально и коллективно, как церковь (ст. 30), нуждались в спасении, которое мог принести только Христос Господь.

В этом отрывке Павел сравнивает мужей со Христом, но это не означает, что мужья подобны Христу во всех отношениях. Мужчинам полезно знать, как они не должны (потому что они не могут) “быть господами” по отношению к своим женам. Они не могут ни спасти, ни освятить своих жен, ибо они тоже нуждаются в Спасителе и осквернены грехом.

Не такой, как другие мужчины

Павел действительно приводит отношения жен к своим мужьям в качестве примера того, как все христиане подчиняются друг другу и все члены церкви подчиняются Христу, но он никогда не говорит мужьям руководить своими женами, только любить — указание, которое он повторяет в Ефесянам 5:25, дважды в стихе 28, и снова в стихе 33.

Мы видим, что мужья - это не Иисус, и Иисус не во всех отношениях похож на мужа. В то время как Павел учит мужей самоотверженной любви, следуя примеру самоотверженной смерти Иисуса ради церкви, он выходит за рамки метафоры брака, когда говорит о любви Христа к церкви. Павел ясно даёт понять, что самопожертвенная любовь Христа - это не только одноразовое искупительное событие. Христос проявляет долгосрочную, непрерывную заботу о церкви.

В Ефесянам 5:29 Он питает церковь - термин, используемый для обозначения отцовской заботы о детях (Еф. 6:4) и связанный с термином, обозначающим материнское вскармливание (Луки 23:29). Христос также заботится о церкви, этот термин используется для обозначения поддержания тепла (Втор. 22:6) или ухода за больными (1 Фес. 2:7). Павел не ограничивает метафору мужем и женой, но вводит в метафору брака родительские образы Христа — даже родительские образы, связанные с женскими телами.

Церковь феминизирована в метафоре Павла, но церковь состоит из членов мужского и женского пола, которые все призваны любить Христа как невеста. Христос в этой метафоре в первую очередь изображен как муж — и Он, безусловно, воплощен как мужчина — но Христос не похож на других мужчин не только потому, что Он Бог, но и потому, что Его мужское тело произошло из плоти женского тела (Марии), а не мужского тела (Иосифа).

Эта реальность является простым изложением доктрины непорочного зачатия Иисуса. Короче говоря, описание Павлом исключительной суверенности Христа и Его спасительной работы, в дополнение к смешанным метафорам о родителях и браке, сохраняет границу, поддерживаемую всем христианским учением: границу между Творцом и творением.

И это означает, что этот текст также сохраняет границу между Христом и мужчинами, освобождая мужей от стандарта, которого они никогда не смогли бы достичь. Единственный способ, которым они призваны быть подобными Иисусу, - это самоотверженно любить своих жен, точный призыв Павла ко всем верующим (Еф. 5:1-2). Сам библейский текст закрывает дверь привилегии близости между мужчинами и Иисусом/Богом, концепции, которая использовалась для оправдания жестокого обращения с женщинами со стороны мужчин, облачённых в духовные одежды.

Глубоко всеобъемлющая тайна

Как видно из Ефесянам 5, брак - не единственная метафора отношения Бога к церкви в Библии. Другой важной областью библейского языка является семья. Иногда Бог является мужем, но чаще Бог упоминается как Отец. Даже Ефесянам 5, известное своей метафорой брака, начинается так: “Итак, будьте подражателями Богу, как возлюбленные дети” (ESV, курсив мой).

Одна из опасностей чрезмерного подчеркивания метафоры брака заключается в том, что это может способствовать обожествлению брака и привилегированию опыта тех, кто может праведно вступать в половые сношения. С другой стороны, метафора семьи более универсальна. Независимо от того, хороший это опыт или нет, каждый знает, что значит быть сыном или дочерью, но не все знают, что значит быть женатыми. Распространенность семейного языка для Бога снимает метафору брака с любого неподходящего пьедестала.

Более того, семейная терминология не допускает неподходящих сравнений между сексом и отношениями с Богом, как это делает метафора брака. Конечно, мужчина становится биологическим отцом только через секс, но то же самое не относится к Богу-Отцу. Бог есть Творец. Бог есть Дух. Бог - это вечно три личности, находящиеся в динамичных любовных отношениях как нерожденный, зачатый и продолжающийся.

Когда триединый Бог был явлен преимущественно в воплощении божественного Сына, это откровение произошло посредством несексуального акта. Святой Дух Божий осенил Марию, но не имел с ней полового акта (Луки 1:35).

При правильном понимании обе метафоры в Библии — Бог как наш муж и Бог как наш Отец — работают против фундаментальной проблемы, которой следует избегать: грубой мужской сексуализации Бога и её следствия, обожествления мужской сексуальности. Это ошибка, которую Батлер допустил в своей интерпретации, которая проводит параллель между тем, как “Христос проникает в Свою церковь порождающим семенем Своего Слова”, и сексуальной близостью невесты, ожидающей в номере для новобрачных.

В Воплощении вечный Бог решил раскрыть Самого Себя как Отца, который не является воплощенным мужчиной, и вечного Сына, который стал единым целым. И, согласно вечной мудрости Бога, это откровение произошло через активную деятельность и тело женщины. В теле нашего Господа есть глубокая и всеобъемлющая тайна, мужчина, девственно зачатый силой Святого Духа, когда Мария сказала "да". Его тело отражает образ Божий (Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4), как провозглашено в Бытии 1:26-27, образ Божий в мужчине и женщине.

Именно это откровение Бога в Иисусе Христе должно определять нашу интерпретацию метафоры брака в Ефесянам 5. Иисус - ключ к нашему различению. Если Отец Иисуса Христа раскрывается преимущественно в Воплощении, что происходит не через секс; и Сын, который является мужчиной из тела женщины, также никогда не занимался сексом; и если этот Бог метафорически является мужем церкви, тогда тварная категория мужской сексуальной активности не может быть спроецированный на нашего Бога.

Если понимать это через Воплощение, наши метафорические отношения с триединым Богом как мужем предлагают нечто прекрасное и благое для всех людей, состоящих в браке и одиноких, мужчин и женщин, без привилегий для одних и недостатка для других.

Во всяком случае, это противоречие показывает, что различные школы интерпретации должны взаимодействовать друг с другом, а не замыкаться в себе. Именно единство, даже и особенно, единство вопреки различиям, по словам Иисуса, передаст Божью любовь миру, так отчаянно нуждающемуся в ней (Иоанна 13:35).

Мы не все состоим в браке друг с другом, но все мы являемся частью одной семьи.

Amy Peeler
- доцент кафедры Нового Завета в колледже Уитон и заместитель ректора епископальной церкви Святого Марка в Женеве, штат Иллинойс. Она является автором книг.
Категория: Статьи | Просмотров: 93 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 1.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: невеста, мужчина, секс, Иисус, бог, церковь
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2676]
Разное [682]
Библия [327]
Израиль [301]
Новости [588]
История [745]
Картинки [385]
MorningStar [1271]
Популярное [205]
Пророчества [1158]
Пробуждение [398]
Прославление [978]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [775]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 26
500

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024