На днях, когда я перечитывал книгу Откровение, я наткнулся на "лежачего полицейского", который останавливал меня больше раз, чем я могу сосчитать. Мне нравятся эти моменты с минутной паузой, потому что они заставляют меня перевести дыхание и по-настоящему задуматься о том, что говорится в тексте.
Вот оно — снятие шести печатей в главе 6, в частности, пятой печати, которая раскрывает мучеников, отдавших свои жизни за Бога: “И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число” (Откр. 6:9-11).
Вы это видите?
Это последнее предложение сбивает меня с толку. В дополнение к уже умершим мученикам, будет убито ещё больше верующих, и есть определённое количество смертей, которые должны “дополнить число”, что было предопределено Богом задолго до этого.
В Откровении есть ещё много всего, что определяет Бог. Например, судная пятая труба выпускает нечто, описываемое как саранча, которая причиняет вред множеству людей, но “дано ей не убивать их” (9:5), а шестая труба выпускает “четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей” (9:15).
Конечно, это всего лишь пазлы более масштабной модели, которую можно увидеть во всей Библии, где Бог определяет, что, как и почему происходит, и всё это было сделано до того, как что-либо существовало. Но это приводит к вопросу и предмету ожесточенных дебатов — что именно определяет Бог?
Всё сущее? Какие-то вещи? Ничего?
Любому изучающему Библию трудно избежать того факта, что Бог обладает полным знанием и всё предопределяет, хотя приверженцы открытого теизма (который гласит, что для того, чтобы мы были по-настоящему свободны, будущий выбор индивидов по свободной воле не может быть заранее известен или определён Богом) пытаются это сделать. Несмотря на это учение, в то время как подавляющее большинство христиан кивают в знак согласия с тем, что Бог предопределяет будущие результаты, некоторые возмущаются идеей о том, что Он определяет такие вещи, как смерть верующих, как указано в Откровении 6.
Если Он определяет это, разве Он не является причиной того, что это произойдёт, спрашивают они.
Некоторые пытаются ответить на этот щекотливый вопрос, обращаясь к провидческому взгляду на знание Бога и определяющую силу, который гласит, что действия Бога основаны на том, что Он просматривает историю, которая ещё не произошла, и реагирует на то, что Он видит.
Хотя эта позиция очень популярна среди некоторых верующих, она втягивает в комнату большого, противного слона: Бог чему-то учится. И это ошибка, потому что Бог всеведущ и никогда ничему не учится.
Мы не должны впадать в ошибку, думая, что Божье предвидение означает, что Он действительно хорошо угадывает или узнает о событиях, а затем реагирует на них, но вместо этого вы найдёте слова Петра в книге Деяний, когда он ссылается на Божий план креста: “Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили” (Деяния 2:22-23, курсив мой).
Узнал ли Бог о кресте, посмотрев на будущие акты свободной воли заранее, или вместо этого Он предопределил, что это произойдёт? Я уверен, вы знаете ответ на этот вопрос.
В своей замечательной книге о предопределении Лорейн Беттнер пишет: “Предвидение не следует путать с предопределением. Предвидение предполагает предопределение, но само по себе не является предопределением. Действия свободных агентов происходят не потому, что их предвидят, но они предвидятся потому, что они обязательно произойдут … Бог предвидит только потому, что Он предопределил. Его предвидение - это всего лишь расшифровка Его воли относительно того, что произойдёт в будущем, и курс, который мир избирает под Его провиденциальным контролем, является всего лишь исполнением Его всеобъемлющего плана”.
Итак, возвращаясь к Откровению 6 и смерти предопределённого числа верующих, что мы должны думать? Ответ: точно то же самое, что мы должны думать о смерти Христа и о том, как Пётр описывает это в Деяниях.
Бог предопределил это, но, как пишет Беттнер, “Его указ не производит событие, а только делает его наступление определённым, и тот же самый указ, который определяет определённость действия, в то же время определяет свободу агента в действии”.
Доктор Роберт Льюис Дэбни соглашается, говоря: “Единственный способ, которым какой-либо объект может каким-либо образом перейти из Божьего видения возможного в Его предвидение действительного, - это Его намерение осуществить это Самому или намеренно разрешить его осуществление каким-либо другим агентом, которого Он явно предназначенный для того, чтобы вызвать к существованию”.
Да, я знаю, это тяжелая работа.
И чтобы внести ясность, я не собираюсь притворяться, что у меня есть все ответы на такую глубокую теологическую тему, как эта. Лучшее, что я могу сделать, это согласиться с Беттнером: “Мы не обязаны "объяснять" эти истины; мы обязаны только излагать то, что Бог открыл в Своём слове, и защищать эти утверждения, насколько это возможно, от неправильного понимания и возражений”.
Что я могу сказать, так это то, что даже в том ограниченном понимании Божьего предопределения, которое у нас есть, есть утешение.
В письме к скорбящему другу Блез Паскаль решил направить своего друга к учению о предопределении как к основному источнику утешения для человека: “Если мы рассматриваем это событие не как результат случайности, не как фатальную необходимость природы, а как результат неизбежный, справедливый, святой, в постановлении Его Провидения, задуманном от вечности, которое должно быть исполнено в такой-то год, день, час, в таком-то месте и таким-то образом, мы будем преклоняться в смиренном молчании перед непроницаемой возвышенностью Его тайн; мы будем почитать святость Его постановлений; мы будем благословлять деяния Его провидения; и, объединив нашу волю с волей Самого Бога, мы будем желать с Ним, в Нём и для Него того, чего Он пожелал в нас и для нас на веки вечные”.
Это хороший совет, и Беттнер повторяет его в качестве одного из своих выводов: “Следовательно, если мы проглотим верблюда, веря, что самое греховное событие во всей истории [крест] было в предопределённом плане Божьем и что оно было совершено ради искупления мира, должны ли мы напрягаться на комара, отказываясь верить, что мелкие события нашей повседневной жизни тоже входят в этот план и что они предназначены для благих целей?”
|