По мере распространения цифровых технологий, Микеланджело и апостол Павел учат нас искать более скромные и правдивые формы искусства
Зачем молиться в одиночестве или с семьёй, если в приложении Hallow вы можете помолиться со знаменитостями с большими бицепсами? Зачем ограничивать себя чтением или прослушиванием Евангелий, если вы можете увидеть Иисуса со всеми волнениями и притягательностью, присущими популярному сериалу? Зачем развивать навык активного воображения в игнатианской молитве, когда вы можете пассивно насладиться захватывающей выставкой, которая оживляет шторм на Галилейском море?
Зачем довольствоваться обычной церковью, если вы можете совершить онлайн экскурсию по величайшим соборам Европы или послушать знаменитых проповедников, не выходя из дома? Или зачем довольствоваться традиционными изображениями Иисуса или героев из Библии и истории церкви, когда изображения того, кого The Atlantic окрестила “Крутым ИИ-Иисусом” и "Крутыми ИИ-святыми", теперь распространяются в Интернете?
Это лишь некоторые из вопросов, которые ставит перед нами головокружительное ускорение нашей цифровой эры, и христиане лучше всех знают на них ответ. Здесь я сосредоточусь на изображениях Иисуса, созданных искусственным интеллектом, и расскажу, как пример величайшего христианского художника в истории, Микеланджело, может помочь нам противостоять соблазнам искусственной набожности.
Самый простой ответ на "ИИ-Иисуса" — это сказать, что иконоборцы - христиане, разрушавшие иконы, которые предостерегали против религиозных изображений в Византии восьмого века и Европе шестнадцатого века или просто уничтожали их, - наконец-то были оправданы. Созданного искусственным интеллектом изображения, подобного Иисусу из креветок, несомненно, достаточно, чтобы заставить некоторых надеяться, что вскоре снова появится современный аналог солдат Оливера Кромвеля, разбивающих витражи.
Современные иконоборцы утверждают, что церкви должны быть чистыми и безликими, что делает всё более необходимым еженедельное очищение нашей визуальной палитры, истощённой цифровыми технологиями. Вот уважаемый и древний совет: “Когда молитесь, - писал живший в четвёртом веке в пустыне отец Евагрий Понтийский, - не представляйте себе Бога как некий образ, созданный внутри вас. Не позволяйте также своему духу запечатлеваться печатью какой-либо определённой формы, но, скорее, освободитесь от всякой материи, приблизьтесь к нематериальному Бытию, и вы достигнете понимания”. Другими словами, удалите программное приложение.
CT создала "Hot AI Jesus" (слева), вдохновившись трендом социальных сетей Facebook (справа)
Другой вариант ответа — от иконофила или любителя изображений - полностью воспринял бы эти новые разработки, направив их на достижение положительного эффекта. Возможно, именно таким был подход Микеланджело. Когда начиналась его карьера, из-под земли выкапывали потрясающие классические скульптуры, что вызвало у многих кризис веры: неужели христианство привело к преждевременному исчезновению такого великолепия?
На ранние скульптуры Микеланджело был получен категорический отрицательный ответ, свидетельствующий о том, что христианское искусство могло быть таким же прекрасным, как искусство классического мира, или даже более того. Возможно, нам следует применить аналогичный подход к новому средству искусственного интеллекта, охватывающему и превосходящему то, что мир предлагает нам сегодня.
Я сам испробовал эту стратегию, потратив месяцы на то, чтобы с помощью искусственного интеллекта воскресить забытого африканского святого в созданных ИИ иконах. Меня это не впечатлило. По правде говоря, стратегия тотального принятия тоже не понравилась Микеланджело. “Итак, нежная фантазия, которая сделала искусство для меня кумиром и властелином, - писал он в позднем сонете в 1550-х годах, - как я теперь ясно вижу, была полна заблуждений, как и всё, чего хотят люди, несмотря на их интересы”.
Классическая статуя Лаокоона, обнаруженная при раскопках в 1506 году, и один из примеров привлекательных христианских работ Микеланджело - Кристо делла Минерва (1519-1521)
Но это разочарование в культурном производстве не обязательно означает, что иконоборцы выиграют спор. Микеланджело не отказался от искусства полностью. Вместо этого он с новой силой вернулся к своему давнему интересу к более простой и чистой эстетике древних христианских икон, которую он несколько раз пытался воспроизвести. Один искусствовед убедительно доказывает, что Микеланджело стремился “сохранить традиции религиозной образности в то время, когда развитие искусства угрожало их целостности и доминированию”, и я считаю, что это также должно стать нашей стратегией сегодня.
Микеланджело также активно подрывал освоенные им изобразительные приемы. Под влиянием реформаторских доктрин благодати последние работы Микеланджело намеренно обеднены. Вы можете увидеть это изменение в контрасте между его первой и более знаменитой "Пьетой", созданной, когда ему было чуть за 20, и "Пьетой Ронданини", созданной, когда ему было за 80. На первом изображении, большем, чем в жизни, невероятно юная Мария держит Иисуса; на втором, намеренно грубом и незаконченном, Иисус — даже после Своей смерти —, кажется, поддерживает соответственно повзрослевшую Марию.
Ранняя "Пьета" Микеланджело (1498-1999) и поздняя "Пьета Ронданини" (1564)
Вера Микеланджело в древние, более скромные формы искусства и его осознанное стремление к визуальной бедности помогли ему ориентироваться в бурном XVI веке, и это может помочь нам ориентироваться и в наше время. Изобилуя искусственными и сексуально наводняющими изображениями Иисуса, созданными искусственным интеллектом, мы можем воспользоваться мудростью правоверных иконоборцев, не отказываясь полностью от религиозных образов.
Подобно Микеланджело, мы можем создавать и созерцать христианские образы, которые будут скромными, возможно, не впечатляющими, но осознанными и верными. Мы можем стремиться к искусству, которое не ослепляет наши земные чувства, а отражает небесные реалии. Из-за того факта, что текущие “наборы данных, на которых обучаются эти инструменты [искусственного интеллекта], являются устаревшими”, новые инструменты вряд ли помогут. Нам лучше придерживаться образов, которые говорят об их бедности, образов, которые, подобно Иоанну Крестителю, говорят: “Ему должно расти, а мне умаляться” (Иоанна 3:30).
Пример Микеланджело учит нас с подозрением относиться к искусственному визуальному величию. Даже если машины теперь могут ваять так же хорошо, как и он, урок последних лет жизни Микеланджело остается неизменным: христианские изображения, если они заслуживают названия христианских, должны быть намеренно сдержанными, поскольку их цель - не привлекать внимание или славу, а обратить наш взор ко Христу. Традиционный канон
икон, сегодня более доступный, чем когда-либо, по-прежнему прекрасно справляется с этой задачей.
"Гробница Микеланджело" (1500-1501) и скромная древняя икона (1405), которая послужила источником вдохновения для ее создания
Столкнувшись со своим собственным ошеломляющим множеством красноречивых проповедников и захватывающих языческих святилищ, древняя церковь задалась вопросами, подобными тем, с которых я начал. Ответ апостола Павла был откровенным, даже прямолинейным: “И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости”, - писал он коринфской церкви. “Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете” (1 Кор. 2:1-3).
В этом и в свидетельстве Микеланджело я вижу простое правило, позволяющее разобраться в этом новом витке визуального очарования: никогда не доверяйте образу — или спасителю — без ран.
Matthew J. Milliner - профессор истории искусств в колледже Уитон. Совсем недавно он стал автором книги "Мать Агнца: история мировой иконы".