Последние тенденции свидетельствуют о том, что христиане отказываются от более традиционных представлений о церкви. Может ли Бог сделать что-то новое? |
Когда мы с мужем переехали в Корнуолл 20 лет назад, мы нашли себе церковь ещё до того, как нашли работу или жилье. С тех пор мы принадлежим к одной общине. Несмотря на многочисленные недостатки, я увлечена местной церковью и чувствую глубокую преданность ей. Но всё чаще кажется, что мы в меньшинстве.
COVID-19 ускорил снижение посещаемости традиционных церквей (данные CoFe показали, что во время пандемии в стране умер каждый пятый из тех, кто молился по воскресеньям); перепись населения 2021 года показала, что христианство в настоящее время является религией меньшинства в Англии и Уэльсе. Лично у меня растёт число друзей и знакомых, которые любят Иисуса, но больше не ходят в церковь. Это люди из разных конфессий, многие из которых были руководителями или преданно служили в церкви в течение многих лет. Они не изменили своей вере и не отошли от неё; Божье присутствие ясно, сверхъестественно и прекрасно проявляется в их повседневной жизни.
Для меня есть неизмеримая ценность в том, чтобы еженедельно проводить время с группой людей, с которыми вы не обязательно стали бы общаться, вместе поклоняясь и возрастая в вере. Но для других поместная церковь больше не кажется подходящей для этой цели. Христиане перестают посещать традиционные собрания в церкви (и я включаю в эту категорию свою собственную пятидесятническую, евангельскую деноминацию) по многим причинам. Эмоциональное выгорание и занятость, разногласия в богословии, скандалы со злоупотреблениями и другие вещи, которые никогда не должны происходить в здании, где все говорят, что любят Иисуса. Для некоторых из-за COVID-19 поход в церковь впервые прекратился на достаточное время, чтобы они снова смогли пойти. Многие предпочли не возвращаться.
Что происходит?
Я захотела глубже разобраться в причинах, по которым люди перестают ходить, а также пересмотреть некоторые из моих собственных предположений. Что на самом деле говорит Библия о Церкви и о том, как мы должны принадлежать к ней (или быть ею)? Чему я могла бы научиться у христиан, которые не являются частью организованной, регулярной общины? Как мы можем способствовать таким вещам, как раздача продуктов, молодёжные клубы, утренний кофе и пастырская забота, если все собираются маленькими группами в домах людей?
И, возможно, самое важное - совершает ли Бог что-то новое? И происходит ли это "что-то новое" за пределами существующих церковных структур? В конце концов, во время карантина количество поисковых запросов по запросу "молитва" в Интернете зашкаливало, и не проходит и месяца, чтобы не появлялись новости о выдающемся новообращённом, будь то бывшая атеистка Айан Хирси Али или, что более спорно, Рассел Брэнд. Прав ли бывший редактор этого журнала Джастин Брайерли, объявивший об “удивительном возрождении веры в Бога”, как он это сделал на этих страницах несколько месяцев назад?
Растём вместе
В книге Джона Марка Комера “Практикуя путь”, получившей признание критиков, пастор из США не скрывает своих чувств: "Вы не можете следовать за Иисусом в одиночку", - заявляет он.
Не “не должны”, а “не можете".
Библия много говорит о христианской общине. Из часто цитируемой модели церкви в Деяниях Апостолов (см. Деяния 1 и 2) и почти 60 заповедей Нового Завета “будьте друг другом” становится ясно, что христианская жизнь не предназначена для самостоятельной деятельности. Как отмечает Стив Эйнсторп в книге “Невидимая церковь”, когда Иисус учит нас молиться, Он начинает словами: "Отче наш..." Описывая жизнь ученика Христа, Библия использует аналогию с телом, взаимозависимыми частями единого целого, призванными ценить различия друг друга и заботиться о тех частях, которые нуждаются в большей защите.
Но что это означает на практике?
“Вы не можете быть учеником Иисуса без какой-либо христианской общины”, - говорит Фил Нокс, специалист по евангелизации и миссиологии из Евангельского альянса.
Нокс регулярно посещает поместную церковь и искренне верит, что “ученичество равно общине, чего бы это ни стоило”. Он рассматривает своё еженедельное служение прихожанам как позитивное противопоставление идеалу комфорта и эхо-камере по собственному выбору, но в то же время признает, что это может быть “чертовски тяжёлой работой”.
В недавнем опросе, проведённом изданием Premier Christianity, почти треть тех, кто регулярно посещал церковь, заявили, что одной из их самых больших проблем является то, что они не всегда соглашаются с тем, что говорится со сцены. Но что, если эта проблема также является благословением?
“Элизабет Олдфилд, ведущая “подкаста "Священное" и автор книги "“Полностью живая", живёт в христианской общине, но предпочитает молиться в своей местной приходской церкви. Почему, спрашиваю я её, если у них есть своя часовня и они уже живут в соответствии с установленными ритмами молитвы, богослужения и ученичества? “Честно говоря, мне нужно быть с людьми, которые со мной не согласны”, - отвечает она. “Если бы мы просто собрали людей за нашим столом, они, вероятно, были бы очень похожи на нас”. Она сравнивает это с церковью, где она молится вместе с людьми, от которых она “радикально отличается”. В своей книге она описывает это как “еженедельную дозу лекарства от гордости”.
Я понимаю, что она имеет в виду. Как и в случае с настоящей, сплочённой семьёй, приверженность группе людей, которых я не выбирала, сопряжена с определёнными издержками. Но я всё больше убеждаюсь, что это имеет огромную ценность. “Как железо точит железо, так один человек точит другого”, - говорится в Притчах 27:17. Другими словами, нам нужны люди, которые иногда наставляют нас на путь истинный, чтобы стать лучшими версиями самих себя; чтобы выявить наши слабые места и познакомить нас с новыми идеями и способами мышления.
Мы делаем это ради детей
Ещё одна причина, по которой зрелые христиане отходят от традиционных форм Церкви, заключается в том, что они могут легко получить доступ к огромному количеству онлайн-материалов. Зачем приходить в здание в 10 утра в воскресенье, когда вы можете посмотреть гораздо более одарённого проповедника на YouTube, не выходя из дома? Стивен (имя изменено), который посещает то, что он называет “большой, привлекательной церковью” в Лондоне, борется с этим с момента карантина.
С одной стороны, он признаёт, что “заниматься церковью дома” - это “очень замкнуто” и “не включает в себя общину”. Но у него также есть серьёзные вопросы к хорошо обеспеченным ресурсами церквям, чьи богослужения могут показаться “шаблонными” и которые, похоже, ценят профессионализм и безупречную работу, а не беспорядочную свободу действий прихожан. Он рассказывает мне, что в церкви, в которой он вырос, всё было по-другому: “Если вы хотели начать песню, вы просто начинали её петь. На каждом служении люди делились библейскими стихами или пророческими словами. Если бы Церковь была такой, я бы верил в неё гораздо больше”.
Так зачем оставаться там, где он есть? Для Стивена всё сводится к коллективному принятию семейных решений. Какое-то время он не ходил в церковь, в то время как его жена водила детей на еженедельные собрания. В конце концов, они пришли к выводу, что “правильно ходить в церковь всей семьёй”. Стивен признаёт, что его собственный опыт участия в “фантастической молодёжной группе” укрепил его веру, и, хотя он не хочет поручать духовное развитие своих детей оплачиваемым работникам по работе с молодёжью, они с женой пришли к выводу, что для них всех будет лучше “быть частью [церковной] общины”.
“Вот почему, на самом деле, я до сих пор хожу в церковь по воскресеньям. Если бы не дети, я бы ни за что этого не делал”.
Другие, с кем я беседовала, разделяли эти чувства. Тива и Сара Дака основали церковь и руководили ею в течение семи лет, прежде чем передать руководство и перейти в другую христианскую общину. Поначалу, не принадлежность к обычной поместной церкви была крайне необходимой для переосмысления. По словам Тивы, требования руководства часто шло “в ущерб семье”, что заставляло супругов задавать вопросы о том, чего требовала церковь. Какой смысл, спрашивает он, “воспитывать других людей, если ваши собственные дети на самом деле не ходят путями Господними?”. Когда они ушли в отставку, Сара призналась, что чувствовала себя так, словно к ней вернулся муж.
После некоторого времени, проведённого вдали от церкви, семья снова с головой ушла в еженедельные богослужения. Как и Стивен, их главная цель - дети. “Мы действительно хотели, чтобы наши дети были частью церковного сообщества, где они могли бы завязать дружеские отношения”, - объяснили они.
Углубляясь
Тива и Сара по-прежнему обеспокоены тем, в каком направлении движется традиционная церковь. Супруги искренне любят межконфессиональные молитвы и богослужения и оборудовали в своей старой церкви молитвенную комнату с круглосуточной работой без выходных. Но они чувствовали, что “натыкаются на невидимый потолок”, пытаясь стать первопроходцами чего-то нового и при этом лидировать в своей конфессии. По словам Тивы, было трудно заручиться поддержкой других церквей, которые подозревали, что их паства может “сбежать”, и в то же время они “начали разочаровываться тем, как много нашей энергии уходит на подготовку к воскресенью”, несмотря на то, что они активно пытались внедрить более целостный подход к организации христианской жизни.
По мере того как их церковь росла, им становилось всё труднее поддерживать глубокие взаимоотношения. Совместная жизнь, включающая в себя все трудные моменты, – это то, чего они хотели от христианской общины, но на что не могли найти времени, проводя традиционные воскресные собрания. Это было одной из причин, по которой они какое-то время жили в общине. “Когда вы читаете о ранней Церкви в Книге Деяний, вы видите, что они каждый день ходили друг к другу в гости, преломляя хлеб, – им приходилось иметь дело с разносторонностью. Особенность известных нам церковных моделей в том, что в них очень легко просто войти и выйти. Даже в домашней группе вы можете делиться тем, чем хотите поделиться. Но живя вместе? Этого не избежать”, - говорит Тива. Вам не обязательно жить вместе, чтобы получить такой опыт, но в больших церковных собраниях эту близость может быть трудно поддерживать, говорит он мне.
Часто считается, что те, кто уходит из церкви, позволили себе плыть по течению или несправедливо обиделись на какую-то незначительную проблему и ушли. Однако никто из тех, с кем я разговаривал, не подпадал под эти категории. Исследование Эйнсторпа, а также других авторов, таких как проект прикладных исследований "Уход из церкви", показывает, что большинство из тех, кто перестаёт посещать конгрегационалистскую церковь, делают это вдумчиво, с молитвой и, зачастую, с тяжёлым сердцем. Это происходит редко, потому что они не ценят христианскую общину. “Покидая традиционную общину, многие первым делом ищут возможности встретиться с другими верующими. По иронии судьбы, некоторые из наиболее распространённых причин, по которым они неохотно уходят из жизни общины, связаны с разочарованием от того, что они не находят в ней тех самых качеств, которые превозносятся в Новом Завете”, - объясняет Эйнсторп.
Для Стивена, который переехал в жилой комплекс со своей семьёй, чтобы стать миссионером-христианином, присутствующим в местном сообществе, модель церкви, ориентированной на собрание по воскресеньям, просто не соответствует тому, что он понимает под христианской верой на всю жизнь. Он настаивает, что он не “антицерковен”, но он “категорически против воскресного утра”. Вместо этого он проводит большую часть жизни в своей небольшой группе: “Восемь человек из нас собираются каждый вторник. Мы молимся, путешествуем вместе, учимся вместе. Для меня это и есть церковь”.
Радикальные перемены
Джон Макгинли, англиканский священник более 27 лет, возглавляет Myriad - движение, созданное Центром Грегори для умножения церквей, целью которого является создание 10 000 новых религиозных общин в течение следующих десяти лет. Чтобы достичь этого, утверждает Макгинли, нам нужно “действовать радикально по-другому”. В то время как традиционные конгрегации, возглавляемые оплачиваемым персоналом, имеют ротацию, программы и инфраструктуру, которые требуют финансирования, небольшие собрания христиан, проводимые по домам, отличаются простотой, гибкостью и отзывчивостью. На Глобальном Юге, объясняет он, именно так устроено большинство церквей, и они переживают стремительный рост.
Но разве небольшие домашние собрания не часто проходят без надзора и подотчётности? Насколько они заметны для местного сообщества? Есть ли у них ресурсы для реализации таких проектов социальной направленности, как кормление голодных и групп для малышей? Макгинли сразу же отмечает, что такие сети, как Myriad, могут помочь заполнить эти пробелы, предлагая механизмы поддержки и безопасности и в то же время способствуя быстрому установлению доверия, которое позволяет расти небольшим группам. Если они работают хорошо, добавляет он, члены организации осведомлены о местных потребностях и могут легко реагировать на них.
Макгинли организовал небольшое вечернее собрание в своей местной англиканской церкви. Собрания проходят у него дома, “в основном они посвящены обмену едой” и, по его словам, гораздо более органичны и укоренены в обществе. “В поле зрения нет расписания”, - добавляет он с улыбкой. Речь идёт не о “создании высококачественных ресурсов и презентаций, а о том, чтобы делиться сердцами и жизнями в присутствии Иисуса и верить, что если мы пригласим Его к этому, Он действительно появится и изменит ситуацию к лучшему”.
Люди-первопроходцы
Когда разразился COVID, в церкви, которую посещали Энди и Кейт, произошла смена руководства. Неожиданно то, что они оказались дома воскресным утром, дало им драгоценное дополнительное время для общения со своими четырьмя подростками, а также пространство для размышлений. Энди сравнивает это с кризисом, который испытывают некоторые люди, выходя на пенсию. Как пишет Эйнсторп в своей книге: “Когда личность больше не поддерживается рамками организационных ролей, происходит переориентация”.
Для Энди это означало “быть честным” в своих вопросах и испытывать дискомфорт от того, что он наблюдал в Церкви. Энди беспокоится, что Церковь стала “слишком зависимой от людей, занимающих руководящие посты”, что может иметь катастрофические последствия, когда лидеры подводят людей, причиняют им боль или злоупотребляют ими. Церковные структуры, которые мы имеем сейчас, по его словам, “находятся в реальной опасности стать тем, чем они никогда не должны были быть…это не небиблейская модель, а модель, которая не способствует достижению целей сообщества”.
У этой пары и раньше был тяжёлый опыт распада церкви, и они видели, к какому ущербу это может привести. “Церковь - это, по сути, отношения с Богом и друг с другом, - говорит Кейт, - безопасное место, куда приходят сломленные, чтобы исцелиться”, но так было не всегда. Из-за этого: “Был период, когда мне просто нужно было отойти от церкви, чтобы обрести немного ясности в своём сердце”. Но и она, и Энди также беспокоятся о том, как это отразится на их детях.
Энди говорит, что он привык чувствовать себя немного в стороне от традиционной Церкви – и во многих отношениях он счастлив там. Кейт, обладающая глубокими пророческими способностями, также чувствовала себя непонятой и не всегда способной использовать свои дары в полной мере. Несмотря на десятилетия работы в молитвенных группах и в служении – “всегда приходишь первым и уходишь последним”, – в церкви не всегда было легко найти общий язык.
По-видимому, это обычное явление для тех, кто обладает апостольскими, пророческими или евангелизаторскими дарами. “В основе большинства существующих Церквей лежит модель пастора-учителя”, - говорит Мэтт, который был рукоположенным служителем в течение 13 лет. Но часто, по его словам, другие аспекты пяти даров служения, перечисленных в Ефесянам 4:11 - евангелист, пророк и апостол – не так легко сочетаются.
Получив Божье водительство, Мэтт и его жена Салли в начале этого года отошли от руководства церковью, чтобы основать монастырскую ферму, основанную на молитвах и богослужении, совместном использовании ресурсов и обработке земли. “Мэтт, естественно, не пастор”, - говорит Салли, “он апостол”. Они описывают себя как “полностью приверженных концепции Церкви”, но обнаружили, что их принуждают выполнять роли, которые не являются их основным призванием, что приводит к “столкновению культур”. Эйнсторп пишет об этих церковных моделях как о “модальных” (“нацеленных на пасторство, обучение, заботу и укрепление веры”) и “содальных” (“которые делают упор на отправление и новаторство”). Он утверждает, что для того, чтобы быть по-настоящему эффективной, Церкви нужно и то, и другое, но многие современные структуры, похоже, делают упор на первое, в результате чего те, кто больше ориентирован на апостольство или миссию, часто разочаровываются.
Как и Тива, Мэтт также считает, что борьба из-за теологических разногласий внутри конфессий и между ними является проблематичной и не отражает того, какой должна быть Церковь. Он также обеспокоен вмешательством государства. “Настанет момент, когда мы не сможем собираться в воскресной церкви”, - говорит он. “COVID показал, что правительство может в одночасье закрыть её”. Вместо этого Мэтт считает, что Бог делает что-то новое, поднимая первопроходцев, “чтобы создать подпольную структуру”, которая может продолжаться, подобно преследуемой Церкви, несмотря на любые трудности, которые могут возникнуть.
Собираемся вместе
Дети Мэтта и Салли по-прежнему посещают молодёжную группу, а старший из них по-прежнему служит по воскресеньям. Как и все, с кем я беседовала, несмотря на трудности и непонимание, с которыми они сталкивались, они по-прежнему глубоко привержены идее жить в тесном контакте с Иисусом.
“Для нас это никогда не означало: "Давайте просто выплеснем ребёнка вместе с водой из ванны и покончим с большим воскресным сборищем", - говорит Мэтт. “Это было так: "Давайте рассмотрим, как могла бы выглядеть церковь в малом помещении, в домашних условиях, какие ценности были действительно важны для нас, когда мы впервые внедрили идею Церкви в 2012 году”.
Кейт согласна. Сейчас они с Энди посещают небольшую домашнюю церковь, в рамках которой еженедельно проводятся футбольные матчи и встречи с открытым микрофоном в местном пабе, а также воскресные утренние собрания “для тех, кто жаждет немного поговорить и поклониться”.
“Чем больше я общаюсь с "церковью", тем больше вижу красоту каждого выражения", - говорит она. Нам нужен большой церковный опыт, но нам также нужны встроенные модели взаимоотношений, воплощения.
Другие менее двусмысленны: “Если бы в это воскресенье каждый человек, который сказал: "Я практикующий христианин", пошёл в церковь и обязался еженедельно посещать её, не только по воскресеньям, но и во всех смыслах этого слова, страна за одну ночь стала бы другим местом", – говорит Нокс, изложив свою задачу в самом начале нашего интервью.
Стивен, напротив, возражает: “Если бы каждый христианин жил так, как жила ранняя Церковь, – как призывал нас Иисус, – действительно ли была бы необходимость в том, чтобы сотни людей собирались воскресным утром и произносили слова на большом экране, с подсветкой и электрогитарами? Нет, потому что мы бы вместе ходили в церковь у себя дома, чтобы все окружающие нас люди могли приобщиться к этому удивительному дару, данному нам Иисусом”.
Оба они являются убедительными призывами к действию. Итак, какой путь правильный?
Это исследование всё больше и больше убеждало меня в том, что однозначного ответа нет. Кажется бесспорным, что в наших более традиционных церковных структурах происходит расплата, но есть и такие области, где Бог явно совершает что-то новое.
Есть также проблемы для тех из нас, кто всё ещё вовлечён в поместную, объединённую церковь. Насколько глубоки наши взаимоотношения? Делаем ли мы все возможное, чтобы быть здоровым, безопасным местом, отвечающим водительству Святого Духа, которое позволяет всему телу Христову служить и расти? И насколько хорошо остальная часть нашей жизни отражает этот призыв сознательно жить со Христом и в тесном общении с теми, кто нас окружает?
“Мы никогда не сможем увидеть это в совершенстве по эту сторону вечности”, - говорит Энди. “Мы видим только сквозь тусклое стекло. Это как еврейский мидраш о многогранном бриллианте. Мы оба смотрим на это и говорим: "Это так прекрасно!", но вы смотрите на один элемент, а я - на другой".
“Церковь - это то, что происходит, когда люди соприкасаются с живым Христом и разделяют путь веры с другими”, - заключает Эйнсторп. “Неважно, происходит ли это в историческом здании, онлайн или... где бы то ни было ещё”.
Emma Fowle
заместитель редактора Premier Christianity. До прихода в Premier Эмма работала внештатным писателем и была ведущим СМИ на христианском фестивале Creation Fest, где она до сих пор работает волонтером каждое лето. Эмма живет в Корнуолле со своим мужем и двумя дочерями-подростками. Она любит читать, плавать заниматься тяжелой атлетикой со своим отцом.
|