“Община превратила вечернюю песенную службу 18 августа 1732 года в прощание с этими первопроходцами (Добером и Ничманом). Возможно, на этой эпохальной службе было исполнено до ста гимнов”.
Такое простое заявление биографа Цинцендорфа Джона Вайнлика многое говорит о моравах и их музыке, которая стала для них такой же частью поклонения Агнцу, как и проповедь, причастие или послушание Великому поручению Христа.
Кто знает, возможно, дар пения был единственным, что поддерживало братьев в течение долгой ночи их страданий. Подобно Павлу и Силе, они освящали свои страдания песней. Их можно простить, если, вырвавшись из тюрьмы 100-летнего угнетения в Богемии и Моравии, они немного увлеклись песней. Не без оснований было сказано: “Моравская церковь придавала пению гимнов особое значение в богослужении, которого нет в традициях других общин”.
К этим братьям можно отнести первый протестантский сборник гимнов. Это было в 1501 году, ещё до лютеранской реформации. В том году гуситы, которые в 1457 году образовали братство Унитас, опубликовали сборник из 89 гимнов.
“Некоторые были богемскими версиями древних латинских гимнов”, - говорит Аллен Шаттшнайдер. “В католической церкви пели только священники, обычно на латыни. В Братской церкви людей поощряли петь о своей вере на их родном языке”.
Когда два столетия спустя Бог счёл нужным возродить Моравскую церковь, человек, которого он выбрал в качестве катализатора, был человеком, одаренным в поэзии, любителем песен. Граф Цинцендорф писал гимны всю свою жизнь, ночью и на рассвете, на море или даже в разгар богослужения. Действительно, во время своего пребывания в Нью-Йорке он был настолько поглощён сочинением стихов, что оскорбил местного мирового судью своим трудолюбием и был оштрафован на 18 шиллингов за нарушение субботы!
В Херрнхуте он “активно культивировал... понимание духовной силы песнопений”, - говорится в "Истории Моравской церкви". Цинцендорфу приписывают происхождение уникальной службы “Зингштунде", которая со временем стала его любимой формой общественного богослужения. В нём ответственный брат тщательно отбирал отдельные строфы из различных гимнов таким образом, чтобы по мере пения они раскрывали некую христианскую истину. Прихожане, которые обладали необычным знанием гимна, присоединялись к лидеру ещё до того, как он доходил до конца первой строки каждой строфы, распевая её наизусть. В таких случаях не произносилось никакого обращения; в нём не было необходимости”.
Комментируя центральную часть пения в Херрнхуте, Вайнлик отмечает, что, хотя моравцы выпустили несколько сборников гимнов, они обычно не использовались на богослужениях — “граф был убеждён, что гимн необходимо заучивать наизусть, чтобы адекватно выразить христианский опыт человека”.
Из многочисленных песен Цинцендорфа гимн “Jesus, Still Lead On” получил самое широкое распространение. Его поют на 90 языках; на английский было сделано восемь переводов. Талантливый моравский музыкант и епископ Кристиан Грегор переделал два гимна Цинцендорфа из 1-й строфы, чтобы сформировать гимн в том виде, в каком он звучит сегодня. Цинцендорф написал оригинальные строфы, когда ему был 21 год, и кажется вероятным, что они были вдохновлены мелодией, опубликованной в 1697 году лютеранским пиетистом Адамом Дрезе.
Хотя он и не пользовался таким широким распространением, как “Jesus, Still Lead On”, его “Кровь и праведность Спасителя”, пожалуй, “единственный гимн, наиболее полно отражающий его теологию”. Граф написал 33 строфы этого гимна в 1739 году во время своего путешествия домой после посещения моравской миссии в Вест-Индии. Первая строфа гласит:
Кровь Спасителя и праведность
Моя красота, моё великолепное платье;
Так хорошо одетому, мне не нужно бояться,
Когда я появляюсь в Его присутствии.
Цинцендорф жил не для того, чтобы прославить моравов, а для того, чтобы приумножить любовь всей церкви к Агнцу Божьему. Хотя не многие из его гимнов попали в сборники гимнов других церквей, достаточно взглянуть на влияние Цинцендорфа и моравийцев на Уэсли, чтобы увидеть, какой огромный вклад моравийцы внесли в церковную музыку.
“Вклад Моравской церкви начался с нового акцента на церковном пении благодаря Яну Гусу”, - говорится в предисловии к Сборнику гимнов Моравской церкви. “Обновленная Моравская церковь добавила акцент на живом отношении христианина к своему распятому и воскресшему Господу, радости спасения и христианского братства. Когда мы поём великие гимны нашего наследия христианской веры, мы приближаемся к исполнению молитвы нашего Господа о единстве”.