Мы не можем контролировать наших людей, и попытка сделать это принесет только вред |
Сейчас 2 часа ночи, и я совершенно не сплю.
Обычно в подобных вещах виноваты мои дети: им приснился дурной сон, они хотят чего-нибудь поесть, они забыли рассказать мне забавную шутку, которую услышали в школе, какие-то срочные дела. Но не сегодня. Сегодня ещё хуже. Что разбудило меня, так это не мои дети, а моё беспокойство по поводу конфликта в церкви, пастором которой я являюсь вместе со своим мужем Айком. Кому-то, кого мы любим и с кем близки, кому-то, кто знает нашу семью и наших детей, и кто был с нами на миссии по распространению Евангелия, не нравится принятое нами решение. Они так расстроены, что угрожают уйти.
Как только мои глаза открываются в темноте, мысли, которые крутились в голове в течение нескольких дней, возобновляются:
Может быть, если бы я объяснила им этот отрывок из Библии…
Может быть, если бы я подошла к этому с богословской точки зрения…
Может быть, если бы я поделилась мудрым советом, который мы получили от экспертов в нашей общине…
Может быть, если бы они услышали истории о том, как в нашей церкви причиняли боль людям…
И это продолжается, и продолжается.
За всё время моего служения у меня время от времени случались бессонные ночи, вызванные конфликтами, но, как и у многих пасторов, за последние два года произошел заметный всплеск. В 2020 году, когда церковные лидеры столкнулись с тройным ударом пандемии, общенациональной расовой напряженностью и поляризующими президентскими выборами, климат внутри наших церквей изменился вместе с этим. Воздух в наших святилищах был загрязнен глубокой партийностью, что означало, что каждое решение, каждое заявление, каждая проповедь и каждый пост в социальных сетях, исходящий от пасторов, интерпретировались через политический фильтр.
Поскольку риск недопонимания был очень высок, мы с мужем уделили много времени и внимания тому, чтобы объясниться. Мы учили на основе Библии, которая руководила нашими решениями, и мы открыто говорили о мудрых и знающих голосах, к которым прислушивались. Мы знали, что это необходимо для того, чтобы внушить доверие нашим сотрудникам — и обычно так оно и было, — но такой подход также преподал нам тяжелый урок.
Чему мы научились за последние два года, так это тому, что независимо от толкования Библии, которое вы используете, независимо от теологической поддержки, к которой вы обращаетесь, независимо от данных, экспертов или вашей собственной репутации честного человека, вы не сможете убедить людей в том, во что они не хотят верить.
Почему? Потому что информация далеко не так могущественна, как мы думаем.
В книге “Нервный срыв: лидерство в эпоху быстрых решений” автор и семейный терапевт Эдвин Фридман так описал наше ограниченное влияние: "Колоссальное непонимание нашего времени заключается в предположении, что проницательный совет сработает с людьми, у которых нет мотивации к переменам".
Как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе, информация оказывает гораздо меньшее влияние, чем мы предполагаем. Загрузка “фактов” в мозги других людей волшебным образом не изменит их мнение, но я буду первой, кто признает, что это не помешало мне попытаться. Всякий раз, когда люди в моей церкви или личной жизни “нуждаются в исправлении” (по моему мнению), я отправляюсь на скачки со всеми аргументами, которые я могла бы использовать, чтобы убедить их. За считанные секунды я могу привести сотню различных аргументов, чтобы убедить их в истине, если бы я только могла сесть с ними и объяснить это.
Но Бог показывает мне, что я не просто пытаюсь направлять их — я на самом деле пытаюсь контролировать их. Я полагаюсь на знания, информацию и истину Божьего Слова, чтобы действовать подобно поводьям на лошади, мгновенно направляя других в нужном мне направлении.
Но время и опыт учат меня, что я сильно переоцениваю свою способность убеждать. Сам Иисус намекнул на ограниченную силу наших аргументов, завершив некоторые из Своих самых трудных учений утверждением “Кто имеет уши, да слышит” (Мф. 11:15). Подразумевается, что некоторые не услышат. Они не поймут — не потому, что не могут, а потому, что не захотят. Никакие доводы, какими бы убедительными ни были доказательства или незыблемая логика, не заставят их сдвинуться с места. Нет, если они не хотят, чтобы их перемещали.
Исследования показали, что это правда. Когда мы используем информацию для изменения чьего-либо мнения, в некоторых случаях это может привести к обратному результату. Эффект обратного удара - это термин, используемый в психологии для описания удвоения, которое происходит, когда людям предоставляется информация, противоречащая их собственным убеждениям.
Вместо того чтобы объективно рассматривать доказательства и соответствующим образом корректировать свои убеждения, некоторые люди ещё больше укрепляют своё неверие. Дальнейшие исследования показали, что это явление особенно вероятно, когда убеждения связаны с идентичностью. Когда новая информация воспринимается как угроза чьей-то идентичности или образу жизни, у человека гораздо больше мотивации отвергнуть её.
Благодаря последним нескольким годам служения мы с Айком научились отличать тех, кто восприимчив, от тех, кто нет. Недобросовестные предположения о наших мотивах или отсутствие искреннего любопытства к нашим решениям - оба они являются верными признаками того, что наши объяснения будут напрасными.
Однако даже осознание отсутствия истинной восприимчивости не всегда обуздывает мои иллюзии о влиянии. Вопреки всему опыту, свидетельствующему об обратном, у меня всё ещё есть глубоко укоренившаяся вера в свою собственную способность убеждать. Я могу целыми днями размышлять об идеальном аргументе со всеми фактами и перспективами, которые, по моему убеждению, невозможно опровергнуть. Но если бы я сделала это в реальной жизни — набросилась на людей как адвокат, а не как пастор, — это имело бы ужасные последствия. И так оно и есть. Как и все формы контроля, это не работает. Это только подпитывает во мне тревогу и напрягает мои отношения с ними.
Выявление этой борьбы с контролем очень помогло мне двумя конкретными способами. Первое хорошо передано фразой “Когда ты даёшь этому название, ты укрощаешь это”. Напряжение в моей шее, спине и челюсти; закручивание моих тревожных мыслей по спирали; и последовавшая за этим бессонница - явные признаки того, что я пытаюсь контролировать то, что Бог не дал мне контролировать. Название этого искушения помогает мне переосмыслить то, что происходит на самом деле: я не просто пытаюсь пасти свой народ; я пытаюсь контролировать его.
Во-вторых, это осознание необходимости контроля подчеркнуло приоритет слушания как ключа к пастырскому служению. Наша культура становится всё более поляризованной отчасти потому, что мы испытываем обратный эффект в масштабах общества. Когда мы пытаемся контролировать друг друга с помощью аргументов или попыток убеждения, мы часто отталкиваем наших несогласных ещё дальше. В такой шумной обстановке, как эта, практика “скор на слышание, медлен на слова” не только соответствует Библии (Иакова 1:19), но и является миссионерским императивом.
Как структурированным, так и спонтанным образом мы с Айком стремимся намеренно прислушиваться к нашим прихожанам — особенно к тем, кто может быть недоволен или сердит. Эти моменты сосредоточенного слушания служат свидетельством контркультуры в обществе, расколотом из-за проблем с контролем.
Противостояние постоянному искушению контролировать имело решающее значение для моего собственного духовного здоровья как пастора. Мы не можем контролировать наших людей — и попытка сделать это принесёт только вред. Когда мы сталкиваемся с ограничениями нашего влияния, мы можем сделать одну из двух вещей: сопротивляться или признать это как возможность сложить с себя бремя, которое нам никогда не суждено было нести. Ограниченность наших убеждений не всегда является признаком грехопадения. Часто они являются признаком правильного порядка вещей. Они напоминают нам, что пришло время взять на себя более лёгкое ярмо и полностью довериться Духу — единственному истинному движителю сердец и просветителю умов — который сделает за нас тяжелую работу.
Sharon Hodde Miller возглавляет церковь Брайт-Сити в Дареме, Северная Каролина, вместе со своим мужем Айком. Она защитила докторскую диссертацию, исследуя женщин и призвание. Её последняя книга - "Цена контроля", из которой и взята эта статья.
|