Mahay Choramo столкнулся с трудностями и яростным сопротивлением кровожадных кочевников на южной границе Эфиопии.
Его имя означает "леопард", но после 50 лет служения на юго-западе Эфиопии он предпочёл бы, чтобы его называли "Махари" - милосердный. Когда Махаю было за восемьдесят, он зарабатывал 300 бирр (менее 40 долларов) в месяц в качестве странствующего евангелиста в этой жаркой и суровой стране.
Эфиопия, одно из старейших сохранившихся королевств в мире, также является одним из самых гордых. Она отличается тем, что является единственной африканской нацией, которая никогда не подвергалась колонизации (за исключением краткого периода, в 1936-41 годах, Италией Муссолини; Либерия также избежала колонизации, но была основана в 1822 году американцами). Её наследие простирается от таких фигур, как царица Савская, которая посетила Соломона и, как говорят, родила от него сына, до императора Хайле Селассие, чьё обращение к Лиге Наций в 1936 году считается одним из величайших моментов в политической риторике двадцатого века.
Ландшафт Эфиопии площадью один миллион сто тысяч квадратных киллометров столь же мифичен. Горы Семьен возвышаются на севере на 4500 тысяч метров, спускаясь через сотни кофейных плантаций к рекам, водопадам и озерам и простираясь в обжигающе жаркую южную местность, которую едва ли можно возделывать.
На крайнем юго-западе, недалеко от пересечения границ Кении, Судана и Эфиопии, находится регион Гаму-Гоффа - родина банна, опасного языческого народа, который стал самой рискованной миссией Махая Хорамо.
Бурдюки для вина старые и новые
Махай проживал в Соддо, городке на полпути между столицей Аддис-Абебой и Гаму-Гоффой, расположенном прямо посреди Эфиопского нагорья. Он пожилой и усталый, но всё ещё активный, отказавшись от комфортной пенсии. Вместо этого он упорствует в своём призвании евангелиста и работника милосердия. Он знает, что, несмотря на растущее евангельское движение на юге Эфиопии, там по-прежнему царит большая бедность, страдания и духовная нужда.
Эфиопия - это исследование контрастирующих форм христианской веры. Эфиопская православная церковь (ЭПЦ) с момента своего основания в четвертом веке представляла собой ядро национальной культуры. Но членство в ЭПЦ почти полностью состоит из элитного класса амхари-тиграи — преимущественно северных, более городских и образованных людей. Кроме того, литургия ЭПЦ совершается на древнем языке геез (geh-uz), и единственным другим языком, на котором говорят, является амхарский. В амхарской культуре ЭПЦ не для всех.
Неудивительно, что жители южной Эфиопии, такие как банна и окружающие их племена, оказываются отчужденными от ЭПЦ. В то время как большинство эфиопов, не являющихся амхарцами, счастливы в своей культуре, ЭПЦ не сделала миссионерскую работу на границе приоритетной.
Вторым мощным фактором в эфиопском христианстве стало движение "Новые церкви", инициированное Внутренней миссией Судана (ВМС) в 1928 году, когда сам Хайле Селассие пригласил неправославные миссии работать на юге Эфиопии. Диаметрально противоположные эфиопской ортодоксии, ценности ВМС были агрессивно евангельскими, транскультурными и в значительной степени сформировались в Северной Америке. Их главной целью было насаждение церквей. Хотя лидеры ВМС, как правило, были белыми и иностранцами, их желанием было перевести Библию на неамхарские языки, чтобы они могли стать ближе к жителям сельских районов Эфиопии, чем национальная церковь.
Зарождение страсти
Махай родился в начале 1920-х годов в Куче, недалеко от своего нынешнего дома. Когда он был ребёнком, евангелисты ВМС посетили его город и провозгласили Божью любовь ко всем людям любой культуры. Это было настолько радикальным переживанием для Махая, что он решил отказаться от своей языческой системы верований в пользу простого послания: человек грешен, но Бог бесплатно предлагает прощение через Христа.
Это послание превратилось в мощную фиксацию в Махайе. Вскоре после своего обращения он достаточно хорошо выучил амхарский, чтобы читать Библию и переводить её отрывки для людей в окрестностях Соддо. Он начал усердно и регулярно молиться. В сотрудничестве с миссионерами ВМС и церковью, которую они вдохновили, — церковью Волайта Кале Хейват (WKHC) — Махай работал для бедных в регионе Волайта на юге Эфиопии, принося им продукты питания и строительные материалы. Он распространил своё служение, поддерживая себя выращиванием кофе (который он любил) и продажей соли.
Махай регулярно сталкивался с оппозицией правительства, которая была особенно сильной в 1940-е и 1950-е годы. Несмотря на то, что Хайле Селассие официально приветствовал неправославных миссионеров, эфиопское общество не приветствовало их. Махай появлялся перед правительственными чиновниками со своей Библией в руках, заявляя, что это его единственная защита. Часто он проводил время в тюрьме.
Земля кочевников
В 1970-х годах Махай и его друзья из ВМС решились на самую сложную задачу - проникнуть на юго-запад Эфиопии, в регион Гаму Гоффа. Это родина банна, кочевых скотоводов, которых модернизация практически не коснулась.
В Гаму Гоффа много трудностей. Земля пыльная и жаркая, за исключением нескольких месяцев, когда муссоны заливают дождем все овраги. Жизнь в сельском хозяйстве не является жизнеспособным вариантом, и даже управлять домашним скотом непросто. Существуют также культурные трудности — большинство племен гаму-гоффа мало уважают человеческую жизнь. Дети, считающиеся "проклятыми", могут быть немедленно убиты. Мужчины, воины с забитыми грязью волосами, могут совершать набеги на соседние племена и убивать их по, казалось бы, несущественным причинам. Женщины носят на руках и шее браслеты весом до 50 килограммов, которые являются неотъемлемой частью их анатомии. Посторонним здесь редко рады.
Движение евангелистов на территорию банна началось в 1969 году с миссионеров ВМС Чарли и Марион Бонк, которые построили школу и клинику. ВМС уже начал успешные христианские движения среди близлежащих племен ара и мали, так что была надежда, что Бог будет действовать и в более суровых и жестоких банна. Евангелисты из числа коренных народов ара и мали пообещали помочь ВМС донести Евангелие до банна.
Махай, его жена Балиниш Дубалла и их дети объединились с Бонками в 1970 году, построив дом в нескольких часах езды на юг. Их подход немного отличался от традиционного метода моделирования строительства современных объектов и доставки припасов вертолётом. Махай построил дом в стиле банна, круглое жилище со стенами из высохшей глины, обмазанными глиной, и крышей, покрытой соломой. В таком типичном доме нет перегородок, приготовление пищи осуществляется на дровяном огне, а домашний скот часто делит жилое пространство с людьми. Такое устройство не лишено своих удобств: молоко можно получить по требованию из вымени коровы, а также высокопитательную кровь из вскрытой вены на её шее.
Махай вспоминает первые дни среди банна: "Иногда они сердились на нас, потому что мы делали вещи, которые их оскорбляли, особенно в первые дни, когда мы не знали ни одного из их языков. Потом мы разговаривали с ними через переводчика и снова становились друзьями. Мы научились есть их еду вместе с ними и пить молоко вместе с ними. ...Мы стали друзьями".
Пронзая тьму
В течение нескольких лет вместе с Махайем и его семьей среди банна жило более 40 других христиан. Одним из них был Петрос, представитель племени ара, который был обращён в христианство несколькими годами ранее. Он ходил в библейскую школу в Аддис-Абебе, женился и сам стал евангелистом. В ноябре 1973 года воин банна пронзил Петроса копьём в живот, перерезал ему шею, а с его трупа украли медикаменты. Молодая христианская община впала в шок. Последовавшее за этим празднование банна добавило оскорблений и дало новое представление о радикальной природе преодоления культурных барьеров.
Но Махай и остальные остались, и сопротивление банна постепенно ослабло. Некоторые из них исповедовали Христа, и многие другие стали полагаться на медицинскую помощь, еду и другие припасы.
Пожалуй, самым обнадеживающим моментом этой многолетней саги, по крайней мере для Махая, стало возвращение блудного сына банна по имени Гуршо. Гуршо убил соплеменника 17 лет назад и был приговорен к длительному сроку тюремного заключения. Там заключенные-христиане привели его ко Христу, и он посвятил себя изучению Библии и даже амхарского языка. Когда Гуршо вернулся, он сразу же привязался к Махайе и стал его правой рукой. На самом деле, он буквально стал ближайшим соседом Махайя.
Тридцать лет спустя Махай по-прежнему набирал силу. Опрос, проведенный в 1991 году, показал, что евангелическое движение в целом охватило 14 процентов от общей численности населения, во многом благодаря церкви Кале Хейват (название означает "Слово жизни") и её ревностным евангелистам.
Миссионер Дуг Стинсон описывает Махайю Хорамо в июне 2003 года как "81-летнего евангелиста, [который] щеголяет в бейсболке и с несколько дневной щетиной на лице. Его плечи опущены, а одна рука лежит на приборной панели. Он дремлет, пока мы едем по ухабистой дороге. Он собирается забрать слепого мальчика, чтобы тот поступил в школу для слепых в Волайтте, родном районе Махая. Он говорит, что проделал бы двухдневный путь пешком, чтобы забрать мальчика, если бы я не собрался туда".
Махай Хорамо, небольшая часть евангелического движения Волайтта, также играет важную роль в продвижении Царства Божьего на границах Южной Эфиопии.
Aaron Belz - независимый писатель и докторант Университета Сент-Луиса, Сент-Луис, Миссури.
|