“Скажите мне, губернатор, что происходит с нами, когда мы умираем?” - спросил Говард Стерн Шварценеггера много лет назад. Арнольд ответил: “Ничего. Ты на глубине двух меров. Любой, кто говорит тебе что-то другое, - ****** лжец”.
В более недавнем разговоре на ту же тему Шварценеггер немного развил тему, сказав: “Когда люди говорят о том, что "Я снова увижу их на Небесах", это звучит хорошо, но реальность такова, что мы больше не увидим друг друга после того, как умрём. Это самая печальная часть. Я знаю, что люди спокойно относятся к смерти, но я - нет”.
Хотя Арнольд не одинок в своём страхе смерти, удивительно, но страх смерти в наши дни не является нашей главной заботой. Согласно опросу американских страхов, проведённому Университетом Чепмена в 2022 году, мы больше всего боимся коррумпированных правительственных чиновников (62%), кражи личных данных (45%), изменения климата (39%), фальсификации результатов голосования (36%), после чего идут фашисты и их публичные выступления (34%).
Лично я сомневаюсь в достоверности исследования Университета Чепмена по той основной причине, что боязнь пауков занимала 71-е место в списке. Каждый здравомыслящий человек знает, что пауки - самые ужасные существа на планете (содрогаюсь).
В любом случае, смерть вступает в борьбу только на кажущемся жалким 61-м месте, и только 29% из нас боятся смерти.
По правде говоря, смерть неразрывно связана с целым рядом других страхов. Например, страх перед акулами возглавляет список смертей, но мы боимся акул по причинам, которые, я уверен, вам понятны (вы ведь видели "Челюсти", верно?)
Когда близкий друг предал его, Давид раскрыл свой страх смерти, написав: “Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня” (Пс. 54:4). И Иов вслух поинтересовался, не станет ли смерть его концом, когда сказал: “Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить?” (Иов 14:14).
В то время как Шварценеггер думает, что “мы не знаем, что происходит с душой и всеми этими духовными вещами”, когда человек умирает, на самом деле мы знаем, и у нас есть довольно веские доказательства того, что происходит после смерти и почему. И всё это вращается вокруг личности Иисуса.
Преодоление кантовского разрыва
Немецкий философ Иммануил Кант верил в Бога и загробную жизнь, говоря, что его вера основывается на “звёздном небе надо мной и моральном законе внутри меня”. Однако Кант не думал, что человек действительно может быть уверен в том, что после этой жизни будет что-то ещё.
Кант проиллюстрировал свою точку зрения утверждением, что, по сути, существуют два мира — ноуменальный мир уверенности и феноменальный мир опыта и веры. Кант верил, что эти два мира никогда не смогут быть соединены друг с другом, и поэтому мы — подобно Арнольду — не можем сделать ничего, кроме как сказать: “Мы не знаем, что происходит с душой и всеми этими духовными вещами”.
И если бы Иисус не был воскрешен из мёртвых, он, скорее всего, был бы прав.
Однако Христос соединил миры уверенности и опыта/веры воедино, когда Его гробница была найдена пустой на третий день после Его распятия. Видимый и невидимый миры были объединены в истории пространства-времени, а это значит, что мы можем быть уверены здесь и сейчас в том, что есть жизнь после смерти, и по-настоящему знать, что происходит с нами, когда мы закрываем глаза в последний раз.
Более того, победа Иисуса над могилой устраняет наш страх смерти. Автор Послания к Евреям говорит: “А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр. 2:14-15).
Иоанн говорит нечто подобное в своём первом послании: “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви” (1 Иоанна 4:18).
Но не каждый может встретить смерть с такой уверенностью. Некоторые понимают это, когда сталкиваются лицом к лицу со смертью и понимают, что они к этому не готовы.
Показательный пример: доктор Морис Роулингс был атеистом и кардиологом, который не слишком задумывался о смерти. Так было до тех пор, пока он не начал видеть, как пациенты умирают у него на глазах.
Его опыт побудил его обратиться к тем, кто пережил околосмертный опыт - на самом деле их было более 300. Что делало исследование Роулингса в этой области уникальным, так это то, что его беседы с людьми проводились не месяцы или годы спустя, а сразу после того, как произошли инциденты — в то время как пациенты всё ещё были слишком потрясены непосредственностью момента, чтобы отмахнуться от увиденного или отступить от него.
Для многих то, с чем они столкнулись, было ужасающим. Их истории помогли Роулингсу превратиться в верующего в библейского Бога, который подвел итог своему исследованию простым, но глубоким образом:
“Есть жизнь после смерти, и если я не знаю, куда иду, умирать небезопасно”.
Вопрос: А как насчет тебя? Безопасно ли для тебя умирать?
Это если вы доверяете Христу и Его жертве за вас на кресте, а также Его воскресению. Но если вы отвергнете Его, Он отвергнет вас (2 Тим. 2:12), и тогда вам, безусловно, небезопасно покидать эту жизнь.
Насколько лучше понять и принять доказательства воскресения Иисуса и оставить страх смерти позади. Как только вы это сделаете, вы сможете распевать знаменитую строфу из великого гимна Чарльза Уэсли “Христос Господь воскресе сегодня” со всей уверенностью в себе, зная, что, даже если вы в данный момент боитесь акул или пауков (а кто не боится?), это всегда будет безопасно умереть:
Снова жив наш славный царь, Аллилуйя!
Где, о смерть, теперь твоё жало? Аллилуйя!
Однажды Он умер, чтобы спасти наши души, Аллилуйя!
Где твоя победа, хвастливая могила? Аллилуйя!
|