Какого рода помазание, как утверждается в 1 Иоанна 2:27, получает христианин? Похоже ли это на то, что было принято в Ветхом Завете? Почему тогда Иоанн говорит, что это означает, что “вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас”? Как помазание учит нас чему-то? Можем ли мы теперь вообще обойтись без учителей-людей?
Этот стих является продолжением мысли, впервые высказанной в 1 Иоанна 2:20: “Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё”. Ссылки как на помазание, так и на познание истины встречаются в каждом из двух стихов. В Ветхом Завете цари и священники помазывались елеем, чтобы быть посвящёнными на служение. В этом отрывке также явно происходит освящение или инициация, но там нет упоминания о масле. Ко времени Тертуллиана (200 г. н. э.) помазание елеем практиковалось в контексте крещения, но нет никаких свидетельств того, что такая практика существовала ещё в новозаветный период. В Новом Завете елей связан только с помазанием больных для исцеления (Марка 6:13; Иакова 5:14-15). Тем не менее, практика более поздней церкви действительно даёт нам ключ к пониманию смысла этого слова, поскольку елей означал принятие Духа. Даже в Ветхом Завете помазание царей (1 Цар. 16:13) и пророков (Ис 61:1) связано с нисхождением на них Духа. Говорится, что Иисус при Своём крещении был помазан Духом (Деяния 10:37-38; сравните Деяния 4:27; Евр. 1:9), а в Луке 4:18 Иисус цитирует: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня…” (Ис 61:1), что было темой Его служения. Иисус никогда не был помазан елеем (за исключением, возможно, благовоний, которыми Его окропили в конце Его служения в Вифании), но Он был помазан Духом, который сошёл на Него при крещении. Вполне уместно (и, вероятно, преднамеренная игра слов), что христиане, которые являются последователями Христа (что означает Мессия или “Помазанник”), должны носить такое же помазание (корень “Христос” и “помазание” в греческом языке одинаков).
Павел указывает на то, что христиане были помазаны Духом, когда говорит: “Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 1:21-22; грамматика указывает, что это одно событие, а не несколько). Переживание Духа было нормативной частью раннехристианского посвящения. Павел недвусмысленно отрицает современную идею о том, что человек не должен ничего переживать или чувствовать при обращении, когда утверждает, что человек знает, является ли он христианином, благодаря присутствию Духа внутри (Рим. 8:9; см. 1 Ин. 3:24; 4:13). Деяния также связывают получение Духа с христианским посвящением (Деяния 2:38; 3:19; 8:15-17; 10:44-48; 19:5-6).
Таким образом, в Новом Завете крещение обычно ассоциируется с переживанием Духа, равно как и покаяние в “мёртвых делах” и преданность Христу. Эти четыре элемента образуют комплекс, но они не взаимозаменяемы друг с другом. Все должны присутствовать для получения полного опыта посвящения. Данные Деяний показывают, что иногда порядок событий различен, а в некоторых случаях различные части разделены некоторым промежутком времени. Но авторы Нового Завета предполагают, что присутствуют все четыре. Таким образом, в 1 Иоанна 2:27 помазание - это нечто, что было получено в прошлом, в момент христианского посвящения. Однако Иоанн здесь не обсуждает крещение и, следовательно, не отождествляет помазание, о котором он говорит, с крещением.
Иоанн также не отождествляет помазание со Словом, хотя он и не противопоставляет Слово и Дух друг другу. В 1 Иоанна 2:24 мы читаем: “Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце”. “Что вы слышали от начала” - это апостольское свидетельство о Христе (1 Ин. 1:1-3), которое в Евангелии от Иоанна стало Священным Писанием. Эти помазанники - не лжеучители, которые отвергли это апостольское свидетельство и покинули ортодоксальную христианскую общину, но именно те, кто принял свидетельство, в котором оно остается. Мы видим аналогичную преемственность между Духом и Христом в евангелиях от Иоанна 14:26 и 15:26. Нет никакого конфликта между Духом и евангельской традицией. И всё же это не одно и то же. Помазание - это не “то, что вы слышали”, а дополнение к нему, Дух внутри.
Те, у кого есть Дух (в ком Он “остаётся”, продолжая действовать), тогда они “не имеют нужды, чтобы кто учил” их. Это снова совпадает с тем, что мы читаем в евангелиях от Иоанна 14:26 и 15:26, не говоря уже о продолжающемся откровении Иоанна 16:12-15. У Иоанна есть по крайней мере три причины написать это. Во-первых, лжеучители, вероятно, утверждали, что обладают некими тайными знаниями, в которые они были посвящены и которыми не обладали ортодоксальные христиане. Чепуха, говорит Иоанн, у вас самих есть настоящее, а не поддельное. В отличие от них, у вас внутри есть сама Истина.
Во-вторых, эти люди уже получили апостольское свидетельство и пребывают в нём, и помазание Духа показывает им, что это действительно истина. Нет необходимости в дополнительном обучении, ибо у них уже есть то, что истинно. В-третьих, внутренний Дух поведёт их к истине. Хотя учителя могут быть полезны, а увещевания или поучения, подобные 1 Иоанна, полезны, Иоанн верит, что сам Дух будет настоящим Учителем, показывая им истину и разоблачая ложное, точно так же, как Павел верит, что Дух приведёт христиан к праведной жизни (Гал. 5:16, 18, 22-26) и Иаков ожидает, что “мудрость, сходящая с небес” принесёт должные плоды (Иак. 3:13-18). Христиане, которые слушают Духа, должны “почуять неладное”, когда увидят ложные версии веры или откровенное зло, и они должны распознавать сходство в том, что от Бога.
К сожалению, христиане часто не прислушиваются к Духу, а когда они это делают, их восприятие может быть искажено, поэтому всегда необходимы внешние указания Священного Писания. Более того, в процессе обращения учитель-человек также наставляет учеников в истине, апостольском свидетельстве, которое они должны принять и пребывать в нём, чтобы получить это помазание. И снова Иоанн не отделяет Слово от Духа и не заменяет одно другим, но он признаёт, что Дух должен давать верующему истинное различение. Поскольку у Него всё ещё есть место для Слова, у Иоанна также есть место для учителей-людей, однако он признаёт, что они могут впадать в заблуждение, и христианам может быть трудно отличить истинного учителя от самозванца. Иоанн верит, что именно проницательность, которой учит Дух, позволит верующему, преданному Христу, правильно видеть в этой ситуации. Человек по-прежнему важен, но божественный Наставник - это тот, на кого Иоанн возлагает своё абсолютное доверие.
Таким образом, этот отрывок труден по двум причинам. Во-первых, это зависит от нашего понимания еврейской подоплеки помазания, чтобы мы могли связать его с Духом и христианским посвящением. Во-вторых, ожидается, что наше переживание Духа будет достаточно реальным, чтобы мы поняли, что сам Дух действительно учит нас и ведёт к истине. Задача этого стиха состоит в том, чтобы жить в этом переживании, не отвергая роль Слова, ибо Иоанн никогда этого не делает и на самом деле легко переходит от Духа к Слову, но поступая так в послушании словам Христа в Священном Писании и внутреннему голосу Духа, что мы сразу же распознаем, когда мир пытается соблазнить нас с помощью того, что претендует на звание христианского, но каким-то образом запятнано.
Hard Sayings of the Bible
|