Атеисты довольно часто обвиняют христиан в инфантильности нашего мышления. Например, Ричард Докинз однажды сказал, что у нас есть свои “мифы бронзового века, средневековые суеверия и детское принятие желаемого за действительное”.
Чтобы подчеркнуть свою точку зрения о том, что христианство не является мировоззрением зрелого, мыслящего человека, секуляристы время от времени приводят наставления Иисуса о необходимости быть как дети: “истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное” (Матфея 18:3).
Излишне говорить, что было бы большой ошибкой думать, что Иисус подразумевает под этим утверждением то, что мы освобождаем свои головы от логики, здравого смысла и критического мышления, чтобы быть Его учениками. Но что Он имеет в виду?
Библейский рецепт правильного мышления
Давайте проясним одну вещь: Библия не стесняется говорить нам, что нам нужно быть зрелыми в своей мыслительной жизни:
“Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое” (1 Кор. 13:11).
“Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние” (1 Кор. 14:20).
“...мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос” (Еф. 4:14-15).
“и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее вы были чисты и непреткновенны в день Христов” (Фил. 1:9-10).
В таком случае, очень часто верующие приходят к вере или остаются в ней из-за критического мышления.
В качестве примера, кто-то недавно написал апологету Уильяму Лейну Крейгу: “От всего сердца, доктор Крейг, благодарю вас за ваше служение и ваш постоянный пример. Несколько лет назад ваша опубликованная докторская диссертация ”Оценка новозаветных свидетельств историчности воскресения Иисуса" была, я полагаю, важнейшим фактором сохранения меня как последователя Христа в условиях критически ориентированной учебной программы моей светской степени по богословию".
Да, вы правильно прочитали — очень сложная, длинная, техническая докторская диссертация удержала этого парня в вере. Это случается чаще, чем вы могли бы подумать (ладно, может быть, не при чтении диссертаций).
Вот почему важно понимать разницу между детской верой и детским мышлением. Последнее является анафемой в христианстве, тогда как первое является обязательным условием.
Вера, как у ребёнка
Ключ к пониманию того, что Иисус имеет в виду, говоря о том, что мы приходим к Нему как дети, содержится в самом следующем стихе 18-й главы Евангелия от Матфея: “итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном” (стих 4).
Комментаторы Хендриксен и Кистемейкер дают хороший обзор того, что это означает: “Духовно, младенцы - это те, кто смиренно признает своё собственное ничтожество, свою пустоту и беспомощность и кто, полностью осознавая свою абсолютную зависимость от могущества и милости Небесного Отца, вверяет себя Ему, веря, что от Него они получат всё необходимое, чтобы, наслаждаясь спасением в полной мере и бесплатно, они могли жить жизнью благодарности к Его славе”.
Возможно, именно из-за такого смирения Иисус, говоря о высокомерных религиозных лидерах, сказал ранее в Евангелии от Матфея: “славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам” (Мф. 11:25).
Всё это указывает на тот факт, что мы должны обладать доверчивой верой и смирением по отношению к Богу, но при этом быть взрослыми в своем мышлении.
Тем не менее, важно понимать, что одних критических рассуждений, основанных на фактических данных, недостаточно, чтобы человек преодолел финишную черту и обрёл детскую веру. Есть блестяще умные люди, которые верят в Бога, и блестяще умные люди, которые отвергают саму идею о Нём.
Так почему же одни верят, а другие нет?
А.В. Тозер даёт хороший, ёмкий ответ: “Вера, которая спасает, - это не вывод, сделанный на основе очевидности; это моральный аспект, явление духа, сверхъестественное вливание уверенности в Иисуса Христа, настоящий дар Божий”.
Другими словами, некоторые одарены волей верить, в то время как другие направляют свою волю отвергать. Это неудивительно, поскольку люди постоянно действуют вопреки очевидностям.
Это подводит нас к простому выводу, сделанному евангелистом Кеном Боа: “По сути, есть два типа людей: те, кто стремится познать Бога, и те, кто стремится избегать Его — и оба в конце концов преуспеют”.
|