Во время недавних дебатов между доктором Джастином Бассом и доктором Бартом Эрманом на тему воскресения Христа Басс немедленно приступил к выполнению поставленной задачи, задав Эрману простой вопрос: “Почему вы не думаете, что Иисус воскрес из мёртвых?”
“Потому что это нарушает законы природы”, - ответил Эрман.
Затем Эрман дополнил свой комментарий вопросом: “Как вы думаете, может ли Бог нарушить законы математики? Может ли Он нарушить законы физики? Почему я не верю в воскресение? Потому что это нарушает законы физики”.
Он завершил своё возражение против воскресения, сказав, что такое произошло однажды, и всё, что у нас есть для подтверждения этого, - это предполагаемые свидетельства древних очевидцев: “Историки не утверждают, что то, что произошло только один раз за всю историю, является [чудом], потому что кто-то сказал, что это произошло”.
Прав ли Эрман? Правильно ли говорить, что чудеса и физика несовместимы? И что исключительные события в истории напрашиваются на то, чтобы их отрицать?
Законы природы и Бог
Аргументы Эрмана не являются чем-то новым и были сформулированы многими другими до него. Например, в 1600-х годах философ Барух/Бенедикт Спиноза утверждал, что законы природы неизменны, и поскольку чудеса нарушают их, чудеса невозможны.
Скептически настроенный шотландский философ Дэвид Юм следовал за Спинозой и утверждал, что, хотя природные явления происходят регулярно, чудеса по определению чрезвычайно редки. Поскольку доказательства того, что является обычным, превосходят доказательства того, что является редким, Юм сказал, что мудрые люди не должны верить в чудеса.
Знает он об этом или нет, Эрман направляет и Спинозу, и Юма своим возражением против таких чудес, как воскресение Иисуса, и я со всем уважением утверждаю, что он неправ.
Когда дело доходит до утверждения, что чудеса не происходят из-за того, как работают математика и физика, Уильям Лейн Крейг проделывает хорошую работу, объясняя, почему это неверно на нескольких уровнях: “В математике нет законов - у вас есть аксиомы и теоремы. Законы физики условны, но они не являются чем-то априорным, как математика. Физика сообщает нам, что произошло бы, если бы не было мешающих факторов. Законы природы не нарушаются, но, скорее, они неприменимы [в случае чуда]”.
Мой профессор апологетики в семинарии, доктор Норм Гейслер, говорит то же самое, когда пишет: “Мы также знаем, что законы природы не являются неизменными, потому что они являются описаниями того, что происходит, а не предписаниями того, что должно произойти. Законы природы на самом деле ничего не вызывают, они только описывают то, что регулярно происходит в природе”.
С христианской точки зрения, понятно, что чудо - это совершенно особое действие Бога, которое прерывает нормальный ход событий, происходящих в мире природы. Бывший атеист Энтони Флау согласен с этим и определяет чудо как “нечто такое, чего никогда бы не произошло, если бы природа, так сказать, была предоставлена самой себе”.
Но если Бог существует, Он более чем способен приостановить действие Своих законов физики, чтобы делать то, что Он хочет. Точно так же, как мы можем залезть в коробку и манипулировать вещами внутри этой коробки, Он способен делать то же самое с нашим миром.
Как насчёт аргумента Эрмана и Хьюма о том, что доказательства того, что обычные вещи более многочисленны и, следовательно, более приемлемы, чем доказательства того, что встречается редко? При рассмотрении с историографической точки зрения это утверждение быстро разваливается, поскольку прошлое изобилует уникальными событиями.
Более того, как указывает апологет Джо Бут: “Существует важное различие между научным и юридическим методами определения истины [свидетельских показаний]. Юридический метод не игнорирует свидетельские показания или факты из-за того, что они не поддаются воспроизведению или проверке … Определенные виды тестов подходят для различных сфер мышления”.
Факт в том, что нет никакого конфликта между физикой, редкими событиями в истории и чудесами... если вы, исходя из предпосылок, не исключаете Бога из картины. Но если вы поступаете так, как Эрман, Спиноза и Юм, то вы просто складываете колоду, играете нечестно и непредвзято следуете фактам.
К.С. Льюис сказал об этом лучше всего: “Но если мы признаем Бога, должны ли мы признавать Чудо? Действительно, действительно, у вас нет никакой защиты от этого. Такова сделка.”
|