«Я хочу любить Бога всем своим разумом, но как у аутичной христианки мой мозг работает не так, как ваш»
После многих лет ощущения, что она не вписывается в общество, Эрин Бернетт, у которой диагностировали аутизм во взрослом возрасте, смогла понять, почему её мозг работает по-другому. Здесь она делится практическими способами, которыми христиане могут отражать любовь и принятие Иисуса к аутичным людям на наших скамьях
Представьте, что вы проснулись и оказались в незнакомом месте, где все говорят на незнакомом вам языке и следуют неизвестным вам обычаям. Вы хотите общаться с окружающими и можете так много дать, но у вас просто нет инструментов для общения.
Вот что я чувствовала, когда росла в спектре аутизма. Я не могла общаться со сверстниками, поэтому, даже когда я была в комнате, полной людей, я с таким же успехом мог быть на другой планете.
Национальное аутистическое общество определяет аутизм как «пожизненное нарушение развития, которое влияет на то, как люди общаются и взаимодействуют с миром». Аутизм традиционно ассоциировался с мальчиками, хотя в последние десятилетия наше понимание того, как он может проявляться у людей всех возрастов, полов и национальностей, значительно улучшилось.
В частности, движение за нейроразнообразие помогло изменить наш взгляд на это состояние, сосредоточив внимание не на недостатках, а на преимуществах включения людей с другим мышлением.
По оценкам NHS, один процент населения страдает аутизмом, и это число, вероятно, будет расти по мере улучшения диагностических услуг и лучшего понимания обществом нейроразнообразия.
Учитывая вероятность того, что в большинстве церквей есть хотя бы один аутист, как никогда важно, чтобы христиане были готовы принять их и интегрировать в тело Христово.
МОЯ ИСТОРИЯ
Я выросла в христианской семье в Северной Ирландии, поэтому церковь всегда была частью моей жизни. Это было больше, чем просто место, куда мы ходили в воскресенье; это было сообщество, состоящее из самых разных людей из всех слоёв общества.
Хотя у меня было прекрасное детство, когда я пошла в среднюю школу, стало очевидно, что во мне есть что-то другое. У меня редко были трудности в учебе, но мне никогда не удавалось подружиться с другими девочками моего возраста. Это чувство оторванности распространилось и на церковную жизнь.
Однажды я заперлась в ванной во время молодежного уик-энда, и меня выманил многострадальный молодёжный лидер. Дело было не в том, что другие дети были грубы со мной — это не так — я просто считала невозможным общаться с ними и предпочитал быть одной в туалетной кабинке, чем чувствовать себя одиноко в комнате, полной людей.
Именно в это время я стала более серьёзно относиться к своей вере. Люди из служения Гедеон посетили школу и дали всем нам экземпляр Нового Завета и Псалмов, которые я прочитала от корки до корки. Я много раз слышала Евангелие, но впервые я действительно поняла, что Иисус умер за меня.
Я - со всей моей борьбой, несовершенством и сломленностью. Меня особенно поразило Иоанна 15:15, где Иисус говорит: «Я уже не называю вас рабами… Вместо этого Я назвал вас друзьями». Мысль о том, что воплощённый Бог будет называть Своих учеников друзьями, была особенно значимой в то время, когда я изо всех сил пытался наладить отношения со своими сверстниками.
Именно через веру я начала обретать свой голос. Во время дискуссионного упражнения на уроке английского языка мне пришлось привести доводы в пользу существования Бога.
Это была тема, которой я была увлечена, так что представьте себе удивление учителя, когда девушка, которая редко говорила, произнесла страстный монолог о богословии! Тогда я решила, что именно этому я буду учиться в университете – решение, которое положило начало интенсивному, бурному и, в конечном счёте, животворящему исследованию христианской веры.
Ближе к концу школы психиатр предположил, что мои социальные трудности могут быть вызваны аутизмом. Раньше я об этом не задумывалась – я думала (ошибочно), что аутизм бывает только у маленьких детей.
Мне сообщили, что в Северной Ирландии очередь на получение диагноза для взрослых составляет до трёх лет (мне только что исполнилось 18 лет, и я «выросла» из детской системы). Задержка означала, что я не смогу получить доступ к какой-либо поддержке, пока не закончу университет. К счастью, моя семья была готова заплатить за частную оценку, привилегию, доступную не каждому.
Врач пришёл к выводу, что я соответствую критериям аутизма, так что после долгих лет чувства потерянности я наконец получила ответы. Это был освобождающий опыт.
По сравнению со школой университет дал гораздо больше положительных эмоций. Мой сотрудник службы поддержки помог мне максимально использовать мои уникальные сильные стороны, одновременно разрабатывая стратегии преодоления моих слабостей.
Я смогла подружиться с другими студентами моего курса, объединёнными нашим общим интересом ко всему богословскому. Я обнаружила в себе любовь к практическому богословию, к реальному применению высоких богословских понятий.
И я закончила свою выпускную диссертацию об аутизме и церкви, исследуя, как сделать церкви более доступными, а также то, как аутичные люди по-разному относятся к вере.
Что такое аутизм?
Трудно дать точное определение аутизму, так как это спектральное состояние, которое проявляется у каждого человека по-разному. Спектр может варьироваться от кого-то, кто немного причудлив, до тех, кто нуждается в круглосуточном уходе.
Как однажды сказал профессор по аутизму доктор Стивен Шор: «Если вы встретили одного человека с аутизмом, вы встречали одного человека с аутизмом». При этом есть несколько характеристик, которые в определенной степени присущи почти каждому аутисту, наиболее значительными из которых являются социальные трудности.
Общение не происходит естественным образом, как это происходит с другими; аутичных людей сбивают с толку правила разговора, которые инстинктивны для большинства людей. Страдают как вербальные, так и невербальные формы общения.
У многих аутичных людей речь развивается позже, чем в среднем, а некоторые остаются невербальными. Для тех из нас, кто может говорить, может быть трудно найти баланс между отдачей и получением в разговоре. Некоторые аутичные люди редко говорят, в то время как другие никогда не перестают говорить.
Аутичным людям часто трудно интерпретировать невербальные формы общения — такие вещи, как язык тела, жесты, тон и зрительный контакт. Поскольку это во многих отношениях важнее вербального общения, это часто может приводить к недопониманию.
АУТИЗМ И ВЕРА
В Библии христианам наставлено: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем… разумом твоим» (Луки 10:27). Но что, если ваш разум работает по-другому? Одна вещь, с которой я всегда боролась, — это идея личных отношений с Иисусом. Я думала, что я одна так себя чувствую — может быть, я просто ужасный христианка?
Однако моё исследование показало, что это довольно часто встречается у аутичных людей. Нам достаточно трудно общаться с теми, кого мы можем видеть, не говоря уже о невидимом божественном существе. Но это не должно мешать аутичным людям испытать Божью любовь — им просто нужно найти способ общения с Богом, который соответствует их уникальному образу мышления.
Для меня Матфея 25:40 отражает это: «Истинно говорю вам: всё, что вы сделали для одного из сих Моих меньших братьев и сестер, вы сделали для Меня». Бог открывается мне осязаемо через других носителей образа.
Самый сложный аспект социальных нарушений для аутичных людей заключается в том, что мы искренне хотим иметь друзей, но нам не хватает навыков, необходимых для их создания и сохранения.
Нам часто комфортнее общаться с людьми моложе или старше нас, потому что меньше давления со стороны сверстников и ожиданий соответствия. Одним из преимуществ членства в церкви является то, что это сообщество представителей нескольких поколений, поэтому аутичные люди могут общаться с людьми из самых разных возрастных групп.
Другой распространенной характеристикой аутизма является сенсорная чувствительность. Аутичные люди могут быть чрезмерно или недостаточно чувствительными к внешним раздражителям, таким как свет, шум, запахи, вкус и прикосновение.
Чрезмерная стимуляция может вызвать дистресс и, в более крайних случаях, срывы или отключения. Чтобы справиться с сенсорной перегрузкой, аутичные люди часто прибегают к самостимулирующим действиям, иначе называемым стиммингом, например махают руками и раскачиваются взад-вперед. Стимминг — это не повод для беспокойства, если он не вызывает дальнейшего беспокойства.
В церквях много сенсорных раздражителей, особенно в тех, которые придерживаются современного подхода к богослужению, и часто они могут быть довольно громкими. Некоторые незначительные корректировки могут быть необходимы, чтобы аутичные люди чувствовали себя комфортно.
Предоставление берушей или наушников с шумоподавлением, например, — это простой и недорогой способ сообщить людям с повышенной чувствительностью к звуку, что им рады в церкви.
РАДИКАЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ
Насколько ваша церковь инклюзивна для аутистов?
Мы вовлекаем аутичных людей во все аспекты церковной жизни в соответствии с их призванием.
Мы предоставляем наушники или беруши, если богослужение особенно шумное.
Мы сокращаем или исключаем флуоресцентное освещение везде, где это возможно.
У нас есть порядок служения или предсказуемая схема, которой следуют во время служения.
Мы предоставляем тихую комнату.
Важно учитывать множество положительных аспектов аутизма, а также реалистично относиться к проблемам. У большинства аутичных людей есть сильные увлечения, которыми они увлечены, и их преследование может принести огромную радость.
Если вы хотите наладить контакт с аутичным человеком в своей жизни, стоит начать с того, чтобы узнать об его/её интересах. Еще одной положительной характеристикой аутизма является повышенное внимание к деталям и хорошая память, навыки, которые пригодятся в академических кругах или STEM (наука, технология, инженерия и математика).
Многие из моих друзей-аутистов-христиан интересуются такими областями, как систематическое богословие и апологетика, поскольку эти способы мышления о вере соответствуют их логическому и методическому мозгу.
Бог очень серьёзно относится к включению. В 1 Коринфянам 12:14-27 Павел сравнивает Церковь с человеческим телом, в котором каждая часть играет свою уникальную роль. Ранняя Церковь была контркультурной в том смысле, что состояла из тех, кого общество отвергло: «Бог соразмерил тело внушив о менее совершенном большее попечение» (ст. 24).
То же самое может быть и сегодня – Церковь должна быть общиной для тех, кто чувствует себя отвергнутым обществом. Чтобы строить подобные церкви, христиане должны быть готовы принять различные образы мышления внутри Тела Христова, а не навязывать им соответствие.
Включение аутичных людей в наше религиозное сообщество даёт двоякую пользу. Аутичный человек получает пользу от чувства связи с Богом и другими верующими, а церковь выигрывает от уникального образа мышления, который может пролить новый свет на вечные истины.
Аутичные люди видят мир по-другому, и поэтому могут по-своему относиться к вере. Они не боятся быть прямолинейными и готовы задавать сложные вопросы, что может повысить уровень обсуждения, например, на изучении Библии.
Никодим — хороший пример того, кто задавал сложные вопросы. Он подошел к Иисусу ночью и спросил: «как может человек родиться, будучи стар?» (Иоанна 3:4), а получив ответ, копнул глубже, спросив: «Как же это может быть?» (Иоанна 3:9)
Именно благодаря его настойчивым вопросам и готовности мыслить нестандартно у нас есть Иоанна 3:16 - самый цитируемый стих в Библии. Мы не можем ретроспективно поставить диагноз библейскому персонажу, но аутичные христиане всё ещё могут вдохновляться персонажами, которые, кажется, разделяют некоторые их черты.
На большинство людей так или иначе влияет аутизм, либо они сами находятся в спектре, либо знают кого-то, кто таков. Иисус изображает Царство Божье как место, где всех любят и принимают, о чем свидетельствуют Его многочисленные притчи о людях, отвергнутых обществом.
Церковь может многое выиграть от включения аутичных людей, так что давайте подумаем, как мы можем сделать наши сообщества более доступными. Подумайте о своей церкви. Подумайте, какие аспекты вашего служения могут быть трудными для аутичного человека.
Какие изменения вы можете внести, чтобы создать более благоприятную атмосферу? Вместе мы можем построить Церковь, которая работает для всех способов мышления.
Erin Burnett — писательница из Белфаста, Северная Ирландия. В её последней книге «Всем своим разумом: аутизм и церковь» используются библейские учения, научные исследования и личные истории, чтобы исследовать роль аутичных людей в церкви.